Казахское население города Верного
26.03.2021 11303

Первоначально укрепление Верное было типичным военным поселением в виде земляной крепости, окруженной валом и рвом. Внутри размещались постройки из самана и тянь-шанской ели – казармы, церковь, офицерские дома.

В строительстве укрепления Верное принимали участие наемные работники из числа казахского населения. В 1855-1856 годах казаки и крестьяне-переселенцы на землях, изъятых у казахского населения, основали Большую Алматинскую станицу, из которой в 1860 году выделяется Малая станица. В 1857 году к востоку от крепости образовалась Татарская слободка, заселенная торговцами-татарами и сартами (узбеками), а также рабочим людом из числа казахов, русских, украинцев. Татарская слободка не была связана с Большой станицей, имела свое административное управление до 1948 года. Малая Алматинская станица повторяла планировку Большой станицы и была самостоятельным поселением вплоть до 1963 года.

Наиболее благоприятной для расселения была Большая Алматинская станица, где располагался административный аппарат будущего города Верного. К 1859 году численность населения укрепления, станиц, слободки составила 5000 человек, в 1863 году - 6,2 тыс. чел. Во дворах многих жителей стояли войлочные юрты, служившие летними жилыми помещениями или кухнями.

К 1864 году все свободные территории Большой станицы были застроены полностью. 11 апреля 1867 года укрепление Верное получило статус города – административного центра Верненского уезда Семиреченской области. К этому времени численность населения Верного составила 10 тысяч человек, проживавших в 750 жилых домах. Из книги Н.Ивлева «Куратов в Казахстане» известно, что казахов, постоянно живущих в городе, насчитывалось 500 человек.

Следует отметить, что Статистический комитет в городе появился только в 1879 году. Поэтому, данные о численности казахов в городе до этого периода можно назвать условными. Несомненно, что имелась тенденция к увеличению казахского населения, связанная с развитием городской торговли и ремесел, а также сезонными работами по озеленению города. Согласно архивным данным в 1893 году число городских казахов составило 1038 человек, т.е. 4 % от общего количества населения в 26 405 чел. Здесь надо иметь в виду, что определенная часть казахов записывалась в мещане, которых было 13153 человека на 1893 год. Теперь следует вычислить из этого количества численность казахов-мещан. Это работа еще предстоит.




Архивные данные свидетельствуют, что посадкой саженцев в Пушкинском и Казенном садах занимались в основном поденные работники-казахи. Были среди казахов-горожан и садоводы. В городе проживают потомки известного садовода Дюсемби Жаркимбаева, награжденного Похвальным отзывом председателем Семиреченского сельскохозяйственного общества Э. Баумом за «усердное и умелое занятие садоводством». Семья Д. Жаркимбаева жила в доме на улице Киргизской (ныне ул. Амангельды). Известно, что в улицы в Верном назывались по этническому или сословному признаку, в зависимости от того, кто проживал на этой улице. Так, в городе появились Первогильдейская, Мещанская, Солдатская, Дунганская, Таранчинская, Сартовская, Киргизская (до 1925 г. казахов называли киргизами) и другие улицы. В открывшемся в 1870 году при Казенном саде училище садоводства учились и казахские дети. Успешно закончивший училище Абиир Туркебаев в 1902 году открыл свою школу садоводства в урочище Курметы.

В 1877 году при мужской гимназии был учрежден пансион для 16 казахских детей. С каждым годом число гимназистов-казахов увеличивалось. Среди выпускников этого учебного заведения были видные государственные, политические и общественные деятели – депутат Государственной Думы от Семиреченской области М. Тынышбаев, выпускник Санкт-Петербургского университета титулярный советник Б. Сыртанов, деятели Семиреченской партии «Алаш» С. Аманжолов, Б. Маметов, И. Жайнаков, Т. Исенгулов, революционеры О. Жандосов, Т. Бокин и др. Большая заслуга в том, что они стали просвещенными людьми своего времени, принадлежит директорам гимназии Вахрушеву и Д. Новаку, неустанно ходатайствовавших об обучении одаренных казахских детей в высших учебных заведениях России. Архивы сохранили их прошения о выделении стипендий вузами для выпускников верненской гимназии. Братья Турлыбек и Барлыбек Сыртановы учились в Верненской мужской гимназии. Б. Сыртанов продолжил обучение на факультете восточных языков Санкт-Петербургского университета. Позже Б. Сыртанов напишет текст конституции партии «Алаш», опубликует множество статей в «Дала уалаятынын газеты», выходившей в городе Омске. К слову, в мусульманских читальнях Верного всегда можно было найти эту газету, а также журнал «Айкап».




В 1899 году в Верном было создано «Общество ревнителей просвещения», проводившее бесплатные публичные лекции, литературные вечера, занимавшееся организацией воскресных школ. Чтением публичных лекций были заняты Н. Пантусов, А.Зенков, В. Недзвецкий, Поярков, братья Т. и Б. Сыртановы, Б. Шалымбеков.

Баки Шалымбеков прибыл в город Верный вместе с генерал-губернатором Г.А. Колпаковским после окончания Омского фельдшерского училища. Б. Шалымбеков работал в верненских больницах вместе с известным врачом И.И. Соболевским, о чем свидетельствуют его послужной список, а также воспоминания, хранящиеся в Центральном Государственном архиве РК.

К началу XX века прослеживается сословное расслоение в среде городских казахов, среди которых выделяются крупные предприниматели К. Ордабаев, М. Пусырманов, Б. Жиенкулов, занимавшиеся торговлей, строительством домов и школ. Лесная школа, стоявшая на месте гостиницы «Медео» была построена Медеу Пусырмановым в урочище, названном позже его именем. Прославившийся на все Жетысу своим богатством Кали Ордабаев вошел в список купцов Верного наряду с Н. Пугасовым, И. Габдулвалиевым, Тазетдиновым, чье недвижимое имущество было оценено в миллион рублей и конфисковано Декретом Совнаркома Семиреченской области от 17 мая 1918 года.

В период политического и гражданского противостояния 1917-1920 гг. казахские рабочие и ремесленники составили ядро «Объединенного Союза мусульманских рабочих и союза чернорабочих».

В апреле 1917 года в г. Верном состоялся Жетысуйский областной казахский съезд, на котором присутствовало 83 делегата. Председателем президиума съезда стал выпускник Верненской мужской гимназии, видный политический деятель Ибраим Жайнаков, товарищами его избраны К. Ордабаев и А. Кудайбергенов. Съезд принял историческое решение:

«В центре степных казахских областей: Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской и Семиреченской областей…создать особое Духовное Собрание и области эти наименовать «Казахстан», закрыть область для переселения извне».

 

От Верного до Ташкента было известно имя образованного человека Кали Ордабаева, крупного предпринимателя, владевшего в г. Верном несколькими домами. В выявленных архивных материалах есть сведения о его домах на улице Копальской 521, Гурдэ 26, Красноармейской 248, Солдатской 54, Пишпекской 846 и Кульджинской (номер домовладения не указан). Для своих детей просветитель Кали выписал гувернантку из Германии (ее фото хранится в городском архиве), и не напрасно – дочь Кали Гульжихан Галиева стала Народной артисткой Казахстана, стояла у истоков Казахского цирка, эстрадно-циркового училища, была основателем эстрадного ансамбля «Гульдер». Нелегкая судьба Гульжихан была связана с ярлыком дочери «байского элемента», алашординца. Она была исключена из института и смогла продолжить учебу благодаря поддержке зампредсовнаркома СССР Турара Рыскулова, который посоветовал сменить фамилию «Ордабаева» на «Галиева».

Не только торговлей занимались верненцы. В доме купца Кожамберды в Верном в 1885 году состоялся знаменитый айтыс Жамбыла и Кулмагамбета. Великий Жамбыл участвовал и в поэтических состязаниях с Шашубаем, состоявшемся в доме купца Байбулана Жиенкулова в 1909 году. Байбулан был женат на сестре Кунанбая кажы, был родственником султана Тезека. Отличавшийся щедростью Байбулан занимался благотворительностью, снискав уважение и почет. Похоронен рядом с могилой батыра Райымбека.

Многие аспекты истории верненского периода, связанной с ролью казахского населения в экономической, культурной, политической жизни города требуют дальнейшего изучения.

Г.А. БИЛЯЛОВА,

ведущий научный сотрудник Музея Алматы КГКП «Объединение музеев Алматы»

Источники:

История Алматы. т. 2. Сс. 91-92, 123, 126. А., 2009.

ЦГА РК ф. 15 оп.1 д.1684 л. 496 .

ЦГА РК ф.44 оп. 48 д 757 л. 5

ЦГА РК ф. 92 оп. 1 д. 10 л. 5-6