Социальное расслоение общества
28.10.2014 2412
Косвенные данные средневековых источников указывают на деление общества на богатых и бедных. Только представители кимакской власти имели право носить одежду из красного и желтого шелка.

Кимаки — один из наиболее загадочных народов Центральной и Средней Азии. Имя этого народа легло в основу названия государства, хорошо известного мусульманским авторам(государство кимаков, страна кимаков, города кимаков и т.д.). 

Косвенные данные средневековых источников указывают на деление кимакского общества на богатых и бедных. Только представители кимакской власти имели право носить одежду из красного и желтого шелка. По данным аль-Идриси, в городах кимеков были не только конные, но и пешие войска [1]. Последние были представлены разорившимися кочевниками и пленными. О различиях в ценности и объеме инвентаря, положенного вместе с погребенными, свидетельствует и археологический материал из захоронений кимакских племен.

Земли кимаков являлись лакомым кусочком для караханидов, организовывавших военные походы, что иногда приводило к победам и распространению территории караханидов до Иртыша.

Как свидетельствуют многочисленные торговые пути к кимакам, пролегавшие из Булгарии в Поволжье, саманидов из Средней Азии, от огузов, карлуков, токузогузов и кыргызов, в начале X века рубежи кимекского государства стабилизировались. К этому времени исходом взаимных военных набегов кимеков и их соседей все чаще становилось мирное общение. В это время активно развивались торговые отношения. На карте Великового Шелкового пути видно отчетливое ответвление сети караванных дорог, которые вели к ставке кимакского кагана Кимекия (Имекия) на Иртыше.

Развитию торговли, ремесла и земледелия во многом способствовало имущественное неравенство. Часть лишившегося скота кочевников вынужденно переходили к оседлости (ятуки, то есть жатаки) [2].

Из золота, собираемого тюрками по береговой линии кимакского моря, царь брал обязательную долю, что говорит о наличии налоговых сборов. У кимаков была письменность, что подтверждается арабскими исследователями (в частности, путешественником Абу Далафа) и находками из Прииртышья и из тарбагатайских гор – на бронзовых зеркалах была древнетюркская надпись, датированная IX-Xвеками.

Распространенной формой религии кимаков был шаманизм. Значительное место занимали также культ Тенгри и культ предков. Отдельные группировки преклонялись реке, горам, солнцу, звездам, огню. Некоторые группы кимаков были приверженцами манихейства – религии христианского толка. Не исключено, что среди кимакской знати был распространен ислам. Об этом свидетельствует само имя Джанах ибн Хакан ал-Кимаки, написанная им по-арабски книга и отдельные особенности кимакских погребений с элементами ислама.


1.  Ал-Идриси. Нузхат ал-муштак, л. 68 б.

2.  Махмуд ал-Кашгари. Диван лугат ат-турк, III, Стамбул, 1917. – С. 11.