Кимекский каганат (IX— нач. XI вв.)
02.08.2013 2853
Ранний этап истории кимеков связан с племенем яньмо, отмеченным в китайских источниках в связи с событиями VIIв. в западнотюркской среде.

Кимекский каганат (IXнач. XI вв.)

Ранний этап истории кимеков связан с племенем яньмо, отмеченным в китайских источниках в связи с событиями VIIв. в западнотюркской среде. Синологи отождествляют яньмо с племе­нем йемек (имек). В свою очередь, термин имек, как считают ученые-востоковеды, является фонетической разновидностью име­ни кимек. Существующее мнение о тождестве кимеков и кыпчаков ошибочно, ибо сведения письменных средневековых источников позволяют однозначно рассматривать их как два отдельных, но родственных тюркоязычных этноса. Яньмо - одно из телеских племен — в начале VIIв. обитало в северо-западной Монголии. К середине VIIв. имеки (кимеки) откочевали в районы севернее Алтайских гор и в Прииртышье. Обособление племени произошло после падения Западнотюркского каганата в 656 г. Скорее всего, именно в это время возникло ядро кимекского племенного союза. Глава племени кимеков носил титул «шад-тутук».

Во второй половине VIII—нач. IXв. кимекские племена двига­ются в трех направлениях: на северо-запад, к Южному Уралу (в основном кыпчаки), на юго-запад, к бассейну Сырдарьи и Южному Казахстану и на юг, в пределы северо-восточного Семиречья. Между 766 и 840 гг. кимеки заняли территорию Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины, дойдя до северных пределов токузогузов, обитавших в Восточном Туркестане. Граница между ними проходила по Джунгарскому хребту.

Источники единодушно относят кимеков к числу основных тюркских племен. Первое по времени упоминание этнонима «кимек» в письменных источниках относится к событиям VIIIв. и связано со списком политически и социально значимых тюркских народов по данным арабского географа Ибн Хордадбеха (IX в.).

Единственным источником, сохранившим, хотя и в неполном, искаженном, переработанном виде, легенду о происхождении ки­меков, является труд персидского историка XI в. Гардизи. Соглас­но этой легенде, кимеки происходят от татар, родственниками татар названы также кыпчаки, баяндуры. Вхождение татар в племенной союз кимеков относится к сер. IX в. Легенда о происхождении кимеков, очевидно, проистекает из реалий этнополитических и этнокультурных связей кимеков и кыпчаков с татарскими племенами.

После распада в 840 г. Уйгурского каганата в Центральной Монголии часть входивших в него племен (эймур, баяндур, татар) присоединились к ядру кимекского объединения. Именно в это время складывается кимекская федерация в составе семи племен: эймур, имек, кыпчак, татар, баяндур, ланиказ и аджлар. Глава кимекских племен стал носить титул байгу (ябгу), который носилаправящая верхушка различных тюркоязычных народов — карлуков, огузов, уйгуров и др.

Конфедерация кимекских племен представляла собой полиэт­ническое образование, вобравшее помимо тюркоязычных племен, очевидно, тюркизированные группировки татар, объединение ко­торых (токуз-татар) в предшествующее время было связано тесны­ми политическими и культурными узами с токузогузами Централь­ной Азии. Союз кимекских племен не был образованием, основан­ным на кровнородственных связях, а базировался на принципах территориально-административных отношений. В социальном пла­не объединение кимеков стояло над родоплеменными структурами, а племена в нем были связаны между собой иерархическими и вассальными отношениями, строго регламентированными устоями общества.

В начале IX в. кимеки продвинулись к Сырдарье, затем в союзе с карлуками помогли огузам нанести поражение и вытеснить кангаро-печенежские племена из долины Сырдарьи и Приаралья.

Бурные события второй половины VIII—IX вв., в ходе которых кимекские племена прочно укрепились на территории от Среднего Иртыша до Джунгарских ворот и продвинулись на запад вплоть до Южного Урала и бассейна Сырдарьи, дали толчок развитию государственной организации кимеков. Первое упоминание о госу­дарственном образовании у кимеков появляется в арабоязычных историко-географических сочинениях конца IX—нач. X вв. Аль-Якуби (IX в.), отличавшийся широкой осведомленностью и срав­нительно высокой точностью сообщений, упоминал о государ­ственности у кимеков и других тюркоязычных народов.

Могущество кимекского правителя было значительным. Со времени сложения у кимеков каганата в конце IX — нач. X вв. их царь стал носить высший тюркский титул кагана.

Таким образом, по мере социального и политического развития кимекского общества от племени до государственного образования шел последовательный переход в титулатуре их глав от низшей ступени к высшей, от шад-тутука до кагана. В ходе становления кимекского государства менялся состав кимекских племен. По данным «Худуд аль-алам» и аль-Идриси, ядром кимекского государства стали 12 племен.

Каган кимеков обладал реальной властью: в пределах своего государства он назначал правителей, которые были представителя­ми племенной знати. Институт наследственной передачи власти имел место не только внутри каганской семьи и ханского рода, но и у племенной знати. Так, уделы 11 управителей кимекского кагана передавались по наследству детям этих управителей.

Зарождение удельно-племенной системы было следствием круп­ных перемен в общественном строе, вызванных становлением патриархально-феодальных отношений в кимекском обществе. Владельцы уделов, как обычно, находились в подчинении кимек­ского кагана. Вследствие единения военного и административного начал управители-вожди, стоявшие во главе крупных племенных объединений, стремились укрепить индивидуальные кочевые хо­зяйства и упрочить политический вес. Некоторые из них превращались в полузависимых ханов, стремившихся при благоприятных условиях к захвату верховной власти в государстве.

Самая примитивная государственная власть есть прежде всего результат социального расслоения общества. Косвенные данные средневековых источников недвумысленно свидетельствуют о со­циальной дифференциации в кимекской структуре.

О существовании в кимекском государстве налоговых сборов можно предположить по тому факту, что из золота, собираемого тюрками по береговой линии кимекского моря, их царь брал обязательную долю, а остатком довольствовался владелец.

О наличии письменности позволяет судить запись арабского путешественника Абу Дулафа (X в.): «У них растет тростник, которым они пишут». По всей вероятности, кимеки писали трос­тниковыми перьями и пользовались древнетюркским алфавитом. Об этом же говорят находки из Прииртышья и из Тарбагатайских гор — бронзовые зеркала с древнетюркской надписью, датирован­ные IX—X вв.

В IX — нач. XI вв. у кимеков бытовали древние тюркские религиозные верования, значительное место среди которых зани­мал культ Тенгри и культ предков. Отдельные группы поклонялись огню, солнцу, звездам, реке и горам. Распространенной формой религии был шаманизм, но некоторые группы кимеков исповедова­ли манихейство — религию христианского толка. Возможно, ислам получил определенное распространение среди кимекской знати.

В социальном и культурном отношении кимеки во многом унаследовали и развили традиции, сложившиеся в древнетюркской среде VI—IX вв., а с конца IX — до начала XI вв. они обладали раннефеодальной государственностью.

Во внешнеполитическом курсе кимекский каган был довольно предприимчив. Кимекские правители совершали успешные походы на юг. Захватили часть земель токузогузов, совершали набеги на их города в Восточном Туркестане. Каган кимеков вторгался и в страну енисейских кыргызов. В свою очередь, сопредельные динас­тии и народы совершали нападения на становища кимеков. Предпринимались, в частности, военные походы караханидов в глубь кимекских земель, порой они доходили до Иртыша.

В начале X в. рубежи кимекского государства стабилизирова­лись. Взаимные военные набеги кимеков и их соседей все чаще сменялись мирным общением. Об этом, в частности, свидетель­ствуют многочисленные торговые пути к кимекам, пролегавшие из Булгарии в Поволжье, Саманидов из Средней Азии, от огузов, карлуков, токузогузов и кыргызов. От Великого шелкового пути ответвлялась сеть караванных дорог, ведших к ставке кимекского кагана Кимекия (Имекия) на Иртыше.

В начале XI в. рухнул Кимекский каганат. Его падение было вызвано двумя причинами: центробежными тенденциями кыпчак-ских ханов, стремившихся к самоопределению, усилением в кагана­те междоусобных распрей, и миграцией кочевых племен Централь­ной Азии, переселение которых относится к началу XI в.