Олжас – сын Великой степи
28.12.2016 2542
Для исследователей, которые занимаются историей советского периода Казахстана, личность Олжаса Сулейменова является очень привлекательной и даже символической. Почему?

Если вспомнить изречение великого Мухтара Ауэзова, когда-то сказавшего, что ему пришлось увидеть нескольких эпох; то можно так же сказать, что Олжасу Сулейменову, нашему великому современнику пришлось увидеть и апогей Советского Союза, и его закат; но он также увидел своими глазами и становление независимого Казахстана. Олжас Омарович Сулейменов принимал активное участие в становлении молодого государства.

Как общественный деятель, дипломат и представитель Казахстана в ЮНЕСКО, Олжас Сулейменов много сделал для ознакомления и признания страны в международном сообществе. Как выдающееся поэт и известный тюрколог Олжас Сулейменов, очень многое сделал для формирования культуры многонационального Казахстана, являясь во многом ее символом.

***

Изучая жизненный путь Олжаса Сулейменова, я заметил много схожего в биографиях великого киргизского писателя Чингиза Турекуловича Айтматова и Олжаса Сулейменова. И Чингиз Айтматов, и Олжас Сулейменов совершенно юными потеряли своих отцов, репрессированных в сталинский период. Печаль и тоска по погибшему отцу всю жизнь тяжелым камнем лежало в сердце Чингиза Айтматова, о нем поведал в своих воспоминаниях великий писатель.

При частной встрече я спросил у Олжаса Омаровича об отце. Он с какой-то затаенной печалью сказал: «Отец служил в казахском кавалерийском полку. Он был профессиональным военным. В 1937 году он выехал из Алматы по «вызову» в Ташкент. Затем он пропал. Через несколько месяцев обеспокоенные, мама и её отец – мой нағашы поехали в Ташкент и нашли воинскую часть, куда он был вызван. Те ответили, что в общем-то офицера Омара Сулейменова они не вызывали. Поэтому я думаю, - сказал Олжас Омарович, - что его работники НКВД, как военного, который может оказать сопротивление, арестовали неожиданно или по дороге, или же на вокзале». Затем он добавил: «Лев Гумилев встречал в сталинских лагерях казаха Сулейменова, на которого я был очень похож. Возможно это был отец».

Работая в 2004 году в Гуверском архиве (институте) войны, революции и мира я нашел интересный материал. Анонимный автор, чудом вырвавшийся из СССР, писал в своих мемуарах: «…стоявший в Алма-Ате казахский национальный кавалерийский полк, занимавший казармы по Красноармейской улице, был расформирован. Правительство учло, что в случае отправки воинских частей на подавление народного восстания… те могут отказаться от применения оружия решили эти части ликвидировать». Эту информацию я довел до Олжаса Омаровича, полагая что, чем-то смогу помочь великому поэту.

Олжеке всегда с огромной благодарностью вспоминает блестящего журналиста, переводчика, писателя Абдуали Карагулова заменившего ему отца и ставшего для него настоящим наставником по жизни.

***

Мое знакомство с Олжасом Сулейменовым состоялось в средней школе. Мы любили поэму «Земля, поклонись человеку». В 1975 году демобилизовавшись из рядов Советской Армии, я поступил на исторический факультет АГУ им. Абая (тогда – КазПИ им. Абая). В те дни, зайдя в книжный магазин в Алматы, я приобрел книгу «Аз и Я», ставшую позже феноменально известной. Идея о длительных и прочных контактах между славянскими племенами и тюркским миром, во всеуслышание была сказана именно в этой книге. Глубокое знание предмета, потрясающая логика, смелость идеи в научных концепции были характерны для этого произведения. Студенты Алматы зачитывались книгой, она переходила из рукв руки, её как самый ценный подарок дарили близким и знакомым друзьям.

Затем, по «наводке», иначе не скажешь, доброхотов началась настоящая травля поэта. Местные писаки, любезно сообщили московским властям, что вышла такая «антисоветская», «националистическая» книга в Казахстане.

В Москве с привлечением филологов и лингвистов прошло разгромное обсуждение. На последнем Съезде народных депутатов академик Д. Лихачев признал правоту Олжаса Сулейменова во всеуслышание. В то же время, порядочные и мужественные люди защищали своего поэта.

Я хорошо помню такой случай. В разгар антисулейменовской кампаний, в аудиторию зашел наш молодой преподаватель Султан Аюпович Урашев. Он держал в руках «Казахстанскую правду», где было письмо Олжаса. С. Урашев сразу сказал, что поэта так заставили сделать. И только личное вмешательство и защита члена Политбюро ЦК КПСС, Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Д.А. Кунаева спасло Олжаса Омаровича от репрессий.

Леонид Млечин о финальной части отношения к книге Олжаса Омаровича пишет так: «Суслов пригласил к себе Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Кунаева и завел разговор о книге Сулейменова. Вечно хмурый Суслов сказал:

- Димаш Ахмедович, у вас в республике вышла книга с явной антирусской и националистической направленностью.

- Я читал эту книгу, - начал Кунаев, - и не вижу…

Но Суслов не дал ему договорить:

- Слушайте дальше. В книге искажены исторические факты, автор глумится над великим памятником – «Слово о полку Игореве». Министерство обороны изъяло книгу из всех военных библиотек. И правильно, я думаю, поступило. Разберитесь с книгой, автором и как следует накажите виновных! Чтобы неповадно было.

Кунаев стал возражать. Но Суслов не желал слушать.

- Здесь справки отделов ЦК, - он показал на толстую папку, - письма ученых, рецензии…

Кунаев покинул сусловский кабинет и пошел сразу же к Брежневу. Сначала обсудил другие дела, потом осторожно заговорил о книге Сулейменова:

- Напрасно критикуют талантливого писателя. Тут какая-то ревность, выяснение отношений между писателями.

Леонид Ильич махнул рукой:

- Разбирайтесь сами.

Слова генерального секретаря лишали Суслова возможности что-либо предпринять. Вопрос был передан на решение республиканскому ЦК. Кунаев сделал все умело. Он провел заседание бюро, на котором кого-то критиковали, кому-то поставили на вид, а самому Сулейменову Кунаев мягко сказал:

- Мы ждем от тебя новых стихов и новых поэм.

Через полгода Сулейменова демонстративно избрали членом республиканского ЦК.

Если не ошибаюсь, в 1976 году, весной мы с другом и сокурсником Дастаном Сатпаевым пришли на прием к Олжасу Омаровичу и сообщили о своей любви к поэту и его произведениям. Он с юмором нам отвечал. Затем пригласил на творческий вечер в КазГу им. Аль-Фараби (тогда им. С.М. Кирова). Когда мы пришли в университет, то зал был полон. Кумир молодежи - красивый и элегантный, отвечал на вопросы. Это был незабываемый вечер. Студенты читали стихи, царила настоящая праздничная атмосфера. Мне еще запомнилось слова Олжаса Омаровича, который на вопрос о молодых поэтах Казахстана, как он оценивает их творчество, ответил кратко, но очень емко. Затем он даже добавил: «Вот есть у нас талантливый поэт Шумишбай Сариев. Но он ставит бакенбарды как Пушкин, а пьет как Есенин. Я ему говорю, что на великих надо походить не привычками, а поэзией».

***

Олжас Сулейменов, в отличие от других поэтов, писателей, всегда был в гуще политических событий. И как секретарь Союза писателей и как председатель студии «Казахфильм» Олжас Омарович активно участвовал в формировании отряда кинодеятелей новой генерации. «Новая казахская волна» кинематографистов ковалось при его прямом участии.

Но наиболее громко имя Олжаса Сулейменова зазвучала во время перестройки, начатой М.С. Горбачевым. Состоялся XVI съезд компартии, где наряду с Д.А. Кунаевым огульная критика звучала в адрес поэта. Сам О. Сулейменов, судя по стенограмме съезда очень верил в идеалы «советского социализма».

Позже у нас случались дискуссия с Олжасом Омаровичем о природе сущности «советского социализма». Я доказывал, что большевики не были защитниками социального равенства, наоборот они создали строй, где повсеместно нарушались права и свободы, где царило мифотворчество и обман.

Один из секретарей ЦК Компартии Казахстана, бывший нефтяник, попытался использовать ситуацию для оказания мощнейшего давления на поэта. Олжас Омарович остроумно ответил, указав, что плохо, когда идеологией занимаются нефтяники, а не профессионалы.

Решимость поэта отстоять свою позицию и убеждения можно было увидеть, когда О. Сулейменов выступил с идеей создания общества «Невада – Семей». Я был в зале, когда поэт огласил свою инициативу. Это был очень ответственный и решительный шаг, так как более 30 лет на Семипалатинском полигоне проводились ужасающие по своим последствиям ядерные испытания. И смертоносный полигон был закрыт указом президента Н.А. Назарбаева 29 августа 1991 года. Друг и сокурсник Дастан Сатпай свою докторскую полностью посвятил творчеству и жизнедеятельности Олжаса Сулейменова. Для Дастана великий поэт стал идолом, что помогало мне подшучивать над товарищем.

А великого поэта и гражданина Олжаса Сулейменова любит и обожает народ. И присуждение ему весомого звания «Қазақстан Еңбек Ері» указом Президента Казахстана Н.А. Назарбаевым, вполне справедливая и заслуженная награда.

Б.Ғ. Аяған

директор ИИГ КН МОН РК,

доктор исторических наук, профессор

Использованная литература:

1. См. Новейшая история Казахстана. (1991 – 2014 т.т.) Алматы «Атамұра», 2014 с.с.: 17-18.

2. Айтматов Ч., Шаханов М. Исповедь на исходе века. (Плач охотника над пропастью). - Алматы, 2008. - с. 26-51; с.537.

3. Аяган Б. Красные и черные. - Алматы, 2005. – с.86.

4. Сулейменов О. Аз и Я. - Алматы, 1975.

5. Млечин Л. Брежнев. - М.: ТК Велби, 2008. - с. 284-285.

6. XIV съезд Компартии Казахстана. Стенографический отчет. - Алматы; 1986. с. 217-221.