Особенности новой социальной политики в посткризисный период
27.08.2013 2035
Мировой экономический кризис вынуждает заново переоценить и определить приоритеты и перспективы социально-экономического развития стран глобальной экономики.

Повышение инфляции, угроза продовольственной безопасности, снижение жизненного уровня населения сопровождается нарастанием социальной напряженности в обществе, что приводит к политическим кризисам и смене власти в некоторых странах.

Национальная экономика любой страны представляет собой сложную хозяйственную, социальную, организационную, научно-технологическую систему. Она обладает совокупным экономическим потенциалом, состоящим из природно-ресурсного, производственного, трудового, научно- технического потенциалов. Они взаимодействуют между собой и реализуются в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. В системе национальной экономики происходят постоянные структурные, организационные изменения, обусловленные особенностями ее хозяйственной системы, определенными тенденциями и закономерностями развития Целевая направленность регулирования этими изменениями осуществляется принятием и реализацией единой общенациональной стратегии развития экономики на данный момент и в перспективе.

В современном мире происходит возрастание социальной ориентации экономической политики, проводимой в развитых и развивающихся странах. Для многих стран стратегические цели в сфере экономики становятся весьма схожими: обеспечение стабильного экономического роста, создание условий для повышения занятости населения и сокращение безработицы, сдерживание темпов роста инфляции, обеспечение высокой конкурентоспособности продукции, достижение и сохранение относительно высоких стандартов уровня жизни и социальных гарантий. При этом предусматривается прежде всего увеличение социальных инвестиций - вложений в человека, на его образование и поддержание здоровья.

В условиях распространения идеи построения «государства всеобщего благоденствия» появляются различные теории по обоснованию и осмыслению глобальных социальных систем и соответствующих моделей социально-экономического развития. По-видимому, неслучайно в последние у годы значительно повысился интерес к теории социальной рыночной экономики, основы которой были впервые сформулированы немецкими экономистами в середине 50-х годов. Именно идею сочетания либерализма и порядка, воплощенного в деятельности государства, использовали теоретики социальной рыночной экономики при обосновании курса экономического развития в условиях послевоенной Германии. Эта теория получила признание в других развитых европейских странах и заняла свою нишу в мировой экономической науке. В трактовке сущности социальной рыночной экономики имеются общие обоснования, исходящие из того, что любая экономика по своей природе и назначению социальная, поскольку производство продуктов и услуг осуществляется для удовлетворения общественных потребностей людей.

В-то же время следует признать правомерным, что появление теории социальной рыночной экономики являетсяестественным продолжением неоклассической теории кейнсианства и неокейнсианства. Теория социальной рыночной экономики востребована на современном этапе мирового развития, когда возникает необходимость определения в новых условиях целей дальнейшего социально-экономического развития как развитых, так и развивающихся стран на долгосрочную перспективу.

С распространением теории социальной рыночной экономики возникают вопросы, насколько применимо к рыночной экономике понятие «социальная», что означает «общественная» и как ассоциируется  в этой связи термин «социально справедливая». Именно в таком понимании многие воспринимают социальную рыночную экономику. Возникают вопросы со степенью ее государственного регулирования, обеспечением жизненно важных интересов предпринимателей, наемных работников и других слоев населения, что гарантирует стабильность в обществе. Достижение высоких стандартов уровня и качества жизни в таких странах как Швеция, Германия и Нидерланды подтверждают реальность такой постановки вопроса и его решения.

К началу XXI века сформировалась целая совокупность национальных моделей экономики, которые представляют широкий спектр сочетания рыночных отношений и государственного регулирования, национального предпринимательства и социальной ориентации, экономических закономерностей и неэкономических факторов. Общепризнано выделение «американской», «скандинавской», «японской» и «немецкой» национальных экономик, а также другие технологии национальных экономических систем. Все это выдвигает научную и практическую проблему - какая модель (модели) национальной экономики формируется в странах Содружества.

Социально-экономическая направленность формирования и развития национальных экономик стран СНГ определяет их ориентацию на социальную рыночную экономику. Однако общие закономерности в конкретных условиях каждой страны преломляются через своеобразие региональных особенностей развития национальной экономики. Поэтому на вопрос о формировании общей модели развития экономики для всех стран или применении готовой модели какой-либо страны вряд ли можно дать однозначно положительный ответ.

В долгосрочной перспективе по мере достижения устойчивого экономического роста на основе высокотехнологичной инновационной экономики во многих странах реально появится возможность построения единой модели социальной рыночной экономики с ориентацией на общие приоритеты. На данном этапе социально-экономического развития стран СНГ происходит формирование национальных моделей социальной рыночной экономики, которые характеризуют особенности российской, казахстанской, белорусской, узбекской моделей.

Большинство стран мировой экономики ориентируются на построение собственных моделей социально-экономического развития. В этом отношении большим разнообразием отличается модель Китая на основе высоких темпов экономического роста, экспортной ориентации экономики и проводимой жесткой социальной, в частности демографической политики в условиях переизбытка  населения. Китайская национальная модель экономики основана на идее рыночного социализма. Такая же модель рыночного социализма характеризует экономику Вьетнама.

Формируяразличные модели социальной рыночной экономики и их разновидности, глобализация вызывает необходимость учитывать также  общие закономерности и тенденции, возникающие для групп однотипных стран. В этой связи неслучайно появление идеи о формировании общей модели экономического развития стран Европейского союза. Для многих из них характерны одни и те же цели и приоритеты экономического развития. Общие стратегические цели и приоритеты в сфере экономики и социальной жизни общества определены в программных документах ЕС. На протяжении многих лет шведская модель была общепризнанна как символ наиболее развитой формы государства всеобщего благосостояния, в котором успешно сочетаются экономическая эффективность и социальная справедливость, и это послужило основанием для применения понятия о так называемом шведском социализме. В социально-экономической политике выделялись главные цели: полная занятость и выравнивание доходов, что отразилось на шведской модели рынка труда.

Долгосрочная стратегия социально-экономического развития Казахстана предусматривает построение социально ориентированной экономики, формирование эффективной модели развития человеческого потенциала и достижение казахстанского национального качества жизни. Стратегия нацелена на решение проблем по обеспечению человека здоровьем, образованием и социальной защищенностью в соответствии с международными стандартами. Данная целевая установка отражена во всех долгосрочных концепциях и программных проектах Казахстана с конкретными параметрами на каждом этапе их реализации. Это относится и к Стратегии индустриально-инновационного развития на 2010-2020 годы, нацеленной на модернизации экономики и решение приоритетных задач новой социальной политики республики.

Необходимость социальной модернизации и реализация новой социальной политики подчеркнута в Послании Президента Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе!» 29 января 2011 года. В нем особое внимание уделяется вопросам социальной модернизации страны, обозначены главные аспекты новой социальной политики образование, здравоохранение, развитие языков, новая стратегия занятости модернизация жилищно-коммунального хозяйства, качественная питьевая вода, повышение доходов - новое качество жизни.

По оценкам международных экспертов и российских экономистов самой главной и сложной проблемой социальной политики, особенно в  кризисных условиях восстановления экономики, является обеспечение занятости населения. В Послании Президента подчеркнута необходимость разработки и принятия принципиально новой стратегии занятости и новых программ. В них следует предусмотреть повышение эффективности рынка труда в соответствии с требованиями новой экономики на основе новой генерации квалифицированных кадров, обеспечение, занятостью огромного кадрового резерва экономики - самозанятого населения, обновления содержания профессионального и технического образования.

Социальная модернизация и реализация новой социальной политики страны возможны в тесной взаимосвязи и на основе обеспечения модернизации экономики. Обновление экономики на новой качественной основе с применением новейших технологий, активизация человеческого капитала как  важного ресурса национального богатства общества являются главными факторами экономической модернизации в посткризисных условиях.

Модернизация экономики на основе диверсификации производства, инновационной индустриализации с новейшей технологией означает переоценку имеющихся и ожидаемых факторов и ресурсов. Для перехода к инновационной экономике, основанной на знаниях, творческом труде и интеллекте необходимо формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала, востребованного на внутреннем и внешнем рынках труда. Создание собственного человеческого капитала в каждой стране, как показывает зарубежная практика, отвечает ее национальным экономическим интересам. Меры по обеспечению его реализации следует рассматривать как долгосрочную стратегию.

В этой связи возрастает объединяющая и регулирующая роль государства, государственной собственности в обществе, выражающаяся в ее возрастающем воздействии на различные сферы его жизнедеятельности, на всю совокупность общественных, в том числе экономических отношений. В практическом плане, объединяющая ноль государственной собственности обусловлена выполнением ею публичных функций, способствующих формированию и реализации общих экономических интересов, определяющих условия жизнедеятельности не только государства как такового, но и социума, бизнеса, региональных экономик. Тем самым государство направляет процесс повышения зрелости национальной экономической системы, развитие форм реализации основного закона отношений собственности, выражающееся в постоянном, устойчивом воспроизводстве единства и объективно обусловленной противоречиво  взаимосвязи процесса присвоения и отчуждения на все более качественном уровне субъектно-объектных форм проявления.

Роль социальных функций государства в значительной мере возрастает в условиях финансово-экономического кризиса, когда государство, используя государственную собственность, проводит активную адресную политику по поддержанию социально зависимых слоев населения путем реализации программ по борьбе с безработицей, повышения размера оплаты труда, обеспечения государственной поддержки семьи, развития системы социальных служб, повышения государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Рассматривая разные направления использования государственной собственности, ее роли в социально-экономическом развитии общества, не трудно выявить как широкий круг ее функций, так и особенности иерархии этих функций в современных условиях, характеризующихся трансформационными преобразованиями отечественной экономики. Приоритетными направлениями использования государственной собственности стали: участие в антикризисных мероприятиях, реализации дополнительных мер по усилению социальной ориентации экономики, реструктуризации и переводу хозяйства на инновационный путь развития и обеспечению преимущественного роста приоритетных отраслей, сбалансированности производства и потребления, спроса и предложения, доходов и расходов, интересов различных звеньев и уровней хозяйствования, а также развитие научной и социальной сфер, решение проблем охраны окружающей среды.

Поскольку основным источником развития социальной сферы остается государственный бюджет, то в расходах бюджета должны учитываться особенности казахстанской экономики, условием эффективного роста которой является не только опережающее развитие наукоемких и высокотехнологичных отраслей, но и отраслей способствующих воспроизводству человеческого капитала, а в частности здравоохранения и образования. В настоящее время расходы на образование, составившие в 2010 г. 3,5 % ВВП, сохраняются на относительно низком уровне, не обеспечивающем конкурентоспособный уровень развития человеческого потенциала.

            

Расходы государственного бюджета на образование в ВВП Казахстана за 2003-2010 гг., в %


В 2010 году принята Государственная программа реформирования здравоохранения РК на 2011-2015 годы «Салауатты Казакстан», основной целью которой является улучшение здоровья граждан Казахстана и формирование конкурентоспособной системы здравоохранения для обеспечения устойчивого социально-демографического развития стран  Кроме того, планируется совершенствование организации, управления и финансирования медицинской помощи в Единой национальной системе здравоохранения; совершенствование медицинского, фармацевтического образования; развитие и внедрение инновационных технологий в медицине, повышение доступности и качества лекарственных средств для населения. На реализацию госпрограммы запланировано выделить из госбюджета на 2011-2015 гг.: 449,3 млрд. тг.

Расходы бюджета на социальный блок, включающий социальные выплаты, образование, здравоохранение, культуру и спорт в 2010 г. в общем объеме бюджета составили 9,4% ВВП. D развитых странах доля расходов на социальные нужды составляет более 30% от ВВП. Среди них больше всего средств расходуется на пенсионное обеспечение - в среднем 42% от общих социальных расходов, вторая по величине статья расходов - здравоохранение - 26,2%, далее, социальное обеспечение безработных - 8,1%, социальное обеспечение по нетрудоспособности и инвалидности - 8%, помощь семьям и детям - 7,3% и др.

                

Доля расходов гос. бюджета на здравоохранение в ВВП Казахстана за 2003-2010 гг.


Среди стран с максимальным государственным участием в системе социальной защиты следует отметить Францию, Италию, Бельгию, Германию Австрию, Японию. Минимальное участие государства, передача большинства инструментов социальной защиты частному рынку распространено в ряде стран Латинской Америки. В большинстве стран – США, Великобритании, Аргентине, Голландии, Дании, Швеции, Польше, Латвии – используется смешанная система. Как показывает международный опыт, степень участия государственных институтов влияет на такие основные показатели, как охват населения социальной защитой. На начальном этапе переходного периода государство было вынуждено заниматься текущими вопросами социальной защиты с учетом влияния новых, неизвестных ранее экономических факторов: инфляции, бюджетного дефицита, спада производства, увеличения доли неформального сектора экономики. Несмотря на проведенные преобразования, в данный момент система социальной защиты характеризуется сложностью и недостаточной системностью законодательства, адресностью и прозрачностью, низкими стимулами к участию в системе.

Необходимо отметить, что с развитием рыночных отношений повышается роль частного бизнеса в системе управления социальной защитой населения, так как посредством обеспечения занятости трудоспособной части населения и оказания помощи малоимущим он способствует снижению социального напряжения в обществе. Следует отметить, что участие частного бизнеса в развитии системы социальной зашиты населения (путем внедрения различных социальных программ на своих предприятиях) характерно практически для всех стран с рыночной экономикой.

Однако чрезмерная либерализация в управлении вышеназванными общественными процессами тоже не дает положительных результатов. Поэтому, на наш взгляд, дальнейшее развитие общественных отношений в сфере труда и социального развития должно осуществляться посредством правового регулирования и адекватного государственного управления деятельностью участников рынка труда, при условии соблюдения их конституционного права на свободу труда, выбора рода деятельности и профессии. При этом эффект, получаемый от включения какого-либо общественного отношения или вида деятельности в структуру управляемого объекта, должен удовлетворять общественные потребности и интересы, т.е. приносить, положительные результаты.

Задачами социальной политики на современном этапе развития являются: во-первых, повышение доходов и степени социальной защиты населения; во- вторых, оптимизация социально-трудовых отношений; в-третьих, всемерное развитие отраслей социальной сферы. При этом критериями социальной политики должны стать максимальное удовлетворение потребностей населения, всемерное повышение благосостояния, качества жизни населения, что в свою очередь является национальным приоритетом развития нашей страны. В республике применяются новые подходы к вопросам социальной поддержки и развития трудовых ресурсов через внедрение, в том числе международных стандартов социальной ответственности бизнеса. В частности, в мировой экономической практике важным инструментом, соединяющим усилия государства и частного сектора в решении общих социальных задач является институт государственно-частного партнерства (ГЧП). Во многих странах ГЧП успешно применяется для развития социально-значимых секторов: в здравоохранении и образовании, которые традиционно относятся к сфере ответственности государства. В мировой практике нет единых стандартов для развития ГЧП. Его внедрение в конкретной стране может включать в себя несколько этапов. Причем этот процесс постоянно совершенствуется благодаря выявлению различных барьеров и их ликвидации, а также путем совершенствования, углубления и расширения сфер применения ГЧП. Например, в странах Европы только в сфере здравоохранения применяется до десятка разного вида моделей ГЧП. Так, в Великобритании в проектах здравоохранения применяется модель «Содержание и управление». Во Франции в проекте строительства государственной больницы (BailEmphytheotiqueHospitalier) стоимостью 6 млрд. евро была применена модель «Дизайн-Строительство-Обслуживание», где частному сектору было передано право на проектирование, строительство и обслуживание больницы, а также на выполнение коммерческой деятельности в пределах структуры проекта. Случаи, когда в ГЧП-проектах по здравоохранению права на оказание некоторых клинических услуг передаются частному сектору, скорее исключение, чем правило. Да и имеющиеся примеры предполагают лишь  частичное оказание таких услуг населению. В Мадриде - это уход за больными, в Румынии, где бизнес участвовал в проектах строительства больницы Elias в Будапеште и медицинского центра Uniгеа, частный сектор оказывает услуги по рентгеновскому обследованию пациентов, а также по привлечению клиентов - организаций для медицинского обслуживания. Чаще всего в международной практике в ГЧП-проектах оказание медицинских услуг традиционно сохраняется за государством.

В проектах здравоохранения государство несет ответственность перед населением за качество оказания медицинских услуг, предоставляя частному сектору право на техническое обслуживание объекта, а также возможность получения доходов от осуществления некоторых видов коммерческой деятельности. Например, строительство паркинга на территории клиники для его клиентов, организация питания, прачечных и других видов деятельности, не являющихся медицинскими услугами по лечению пациентов. Международная практика показывает, что бизнес охотно занимает предоставленные ему государством ниши в социальной инфраструктуре. Однако в Казахстане существует ряд нерешенных законодательных вопросов, препятствующих применению аналогичной западной схемы сотрудничества государства и бизнеса. Для дальнейшего развития ГЧП в социальной сфере РК необходимо расширение сфер его применения путем совершенствования действующих договоров доверительного управления, имущественного найма (аренда) на основе существующих в международной практике контрактов на управление и содержание, эксплуатацию и содержание, расширение моделей концессии, а также внедрение нового вида контракта на строительство и эксплуатацию, которые используются в мире для реализации проектов в социальной сфере.

Развитие социального государства, обеспечение равенства и справедливости в решении конкретных социальных задач должно стать целью развития общества в Казахстане. Человеческое развитие является первичнои целью по отношению к экономическому развитию. Это должно находить отражение в стратегических планах и задачах, решаемых всеми уровнями власти. В этом основа процветания общества и укрепления его международных позиций.