Этнокультурные процессы в Казахстане: история и современность
18.09.2013 5703
Исследование этнокультур должно происходить не только с научной целью, но и для взаимообогащения культур и содействия качественному росту межэтнических отношений и стабильности.

В 1991 году  народ Казахстана начал отчет нового времени, провозгласив свою независимость. Провозглашение независимости государства сложный политический процесс, имеющий свои особенности и трудности, в том числе и для Казахстана. Проблемой для Казахстана могло стать сохранение гражданского мира и стабильности при обретении Независимости, так как Казахстан полиэтническое государство. Но к счастью Казахстан смог избежать печальной участи  наших соседей в странах СНГ, ввергнуться в братоубийственные войны и сегодня мы можем гордиться  стабильностью и спокойствием в межнациональных отношениях. Но в первые годы независимости  и сейчас поиск оптимальных условий  сосуществования этносов является серьезной задачей  для руководства страны.

Современный Казахстан строит свое будущее на прочной основе  консолидации этносов, но нужно помнить  и о том, как опасны межэтнические конфликты. Трагедия Карабаха, Таджикистана, Приднестровья, Осетии, Абхазии и других «горячих точек» планеты  являются горьким опытом  конфликтов и межнациональных войн последних лет. Как показывает исторический опыт,  к сожалению, международное сообщество ограничено в возможностях  решения этих проблем и поэтому решать их должны сами народы, проживающие на этой территории, и руководство этих государств.

На исходе XX века многонациональный Казахстан, подтвердил стремление к межнациональному согласию и гражданской стабильности. Эта стабильность итог кропотливой трудоемкой работы руководства страны, которое смогло найти подходы и стратегию к решению вопросов национальной политики. Основой этой стратегии является постоянный поиск компромиссов, расширения зон согласия  и доверия между народами. Особая роль в этом отводится ученым историкам, этнологам, культурологам, которые, изучая и освещая историю и культуру народов Казахстана, сближают их, содействуют межкультурному обмену  и интеграции этносов.  

Казахстан - настоящая срединная европейско-азиатская страна. В этом качестве он соединяет в себе историю, культуру, религию Востока и Запада. Современный Казахстан- это родина не только казахов, но и многих других народов оказавшихся волею судьбы в Казахстане. По последним данным Агентства по статистике, сегодня в Казахстане проживает более 14 миллионов 953 тысячи человек. На начало 2000 года в республике насчитывалось 7 миллионов 485 тысяч казахов, 4 миллиона 479 тысяч 600 русских, 353 тысячи 400 немцев.  В настоящее время в нашей стране (кроме казахов, русских и немцев) проживают представители более 130 этносов, каждый из которых несет в себе культуру, язык, историю этих народов. Казахстан – это поистине этнографическая «лаборатория» Евразии. В этой связи интересен и глубоко драматичен процесс формирования полиэтнической структуры населения Казахстана. 

       За годы советской власти Казахстан принял огромную массу населения. Общее количество депортированных составляет более 2 миллионов человек. Первыми «удар судьбы» перенесли с выше 200 тысяч приморских корейцев, которые были расселены в Казахстане и Средней Азии.

       С начала Великой Отечественной войны, в Казахстан были переселены немцы проживающие в районе Поволжья. В 1943 – 1944гг. в Казахстан были депортированы карачаевцы, болгары, греки, армяне, чеченцы, ингуши, курды, крымские татары, турки – месхитинцы. Всего прибыло в Казахстан в этот период более 506 тысяч человек. Все эти необоснованные депортации, ярлык «неблагонадежных народов» нанесли незаживающие раны народам СССР. Демографическая ситуация продолжалась изменяться и в после военный период, в ходе целиной эпопеи и строительстве крупных промышленных комплексов.

        Потери, которые понес казахский народ, исчисляется миллионами умерших от искусственно созданного голода, вынужденной откочевкой сотен тысяч Казахов в сопредельные государства. Политикой «Малого Октября» и кампанией по коллективизации были разрушены экологические и экономические условия существования целой нации. Тоталитаризм предпринял силовой и кровавый способ модернизации экономики и общества, который не являлся единственно возможным. Достаточно вспомнить конец XIX – начало XX веков, когда было положено начало оседания казахов, модернизации экологии этноса, тогда, наряду с переселенческой политикой царизма, во многом процессы эволюции и адаптации этнокультур регулировались рыночными условиями. 

        И, надо заметить, этот процесс протекал не так пагубно для казахского этноса. Народы всегда могли найти общий язык. Вот оценка журналиста А. Трегубова, (современника) побывавшего в Акмолинской области: «Переселенцы живут с киргизами очень дружно. мне не приходилось слышать жалоб переселенцев на киргиз. Случаи частичного «тамыра» (братания) между переселенцами и киргизами служат лучшими доказательством возможности доброй жизни киргиз с русским человеком. Киргизы отличаются гостеприимством, необходимо уважать только их традиций».  Возникшие инциденты были чаще всего следствием бездумного отношения чиновничьей бюрократий, не желавшей считаться, с интересами новосёлов и казахов. 

Реформа 1861года, проведённая в России, отменила крепостное право, но не решила земельного вопроса. Крестьяне, получив свободу, не получили земли. В тот период  казахстанские просторы привлекли внимание, как крестьян, так и царской администраций, как способ решения земельного вопроса в России. Естественно интересы казахского народа при этом не учитывались. Первоначально крестьяне, самовольно переселялись в Западную Сибирь и Казахстан. Первые поселенцы, пришедшие в Акмолинскую область, задолго до официального разрешения переселений селились на казачьей и казахской земле, арендуя их. Стихийное переселение крестьян приняло массовый характер. Крестьяне шли в Казахстан вопреки запретам. 

 Стихийная колонизация была продолжена переселенческой политикой, что привело к изменению демографической ситуации. За 1880-1917гг население Акмолинской области возросло с 378944 до 1млн 193889 человек, то есть на 315,6%. 

Рост численности крестьянского населения привел к укреплению значения осёдлой земледельческой культуры на севере Казахстана и ощутимо повлиял на традиционное хозяйство казахов, которые в условиях масштабного изъятия земель вынуждены, были адаптироваться и изменять привычные формы хозяйства и жизни. Казахский этнос демонстрировал высокую культуру адаптации,  веротерпимости и миролюбия. За годы переселений традиционные кочевки казахов были нарушены.

В это же время росло и крепло значение торговли  между Россией и Казахстаном. В степи широкий размах приобрела ярмарочная торговля. Активно в ярмарках участвовало русское и казахское население. Каждый из них торги выставлял продукцию своего хозяйства. У каждого из них была нужда, она то и сводила их. В ходе торговых операций русские и казахи знакомились  с языком друг друга, традициями. Деловые контакты перерастали в содружество, ярким примером которого является «тамырство». Тамырство особый вид отношений между казахом и русским или представителем другой национальности, который возникал на взаимопонимании потребностей друг друга, как необходимый элемент во взаимоотношении с людьми другой национальности. Тамырство стало одним из основ дружбы казахского и русского народов.

 Развитие капитализма вызвало усиленный спрос на продукцию кочевого хозяйства, который в условиях переселенческой политики и изъятия земель трансформировалось в полукочевое и оседлое хозяйство. Казахи  оптимально  поменяли соотношение видового состава скота в стаде, увеличив поголовье КРС и лошадей, занялись сенокошением, оберегая свой скот от неблагоприятных природно-климатических условий. Сохраняя свои традиции, казахи многое в обустройстве осёдлой жизни восприняли от крестьян переселенцев. Общаясь с ними, они знакомились со строительством стационарных жилищ, обработкой земли и уходом за урожаем; расширялся их круг знаний и навыков по всему хозяйству, быту и культуре крестьян. В свою очередь казахи передавали свой опыт скотоводческого хозяйства, без которого здесь вообще невозможно было прожить.

Внедряемое в крае земледельческое хозяйство объективно имело свои трудности. Неурожаи в Казахстане были не редкостью и происходили в 1888, 1890, 1892, 1897гг. и в 1900-1901гг. помимо не удовлетворительного состояния крестьянского хозяйства, периодические неурожаи объясняются местными условиями - засухой и появлением саранчи. Соответственно, крестьяне тоже стали укреплять своё хозяйство, расширяя его отрасли. Они увеличили поголовье скота, имея не только тягловых животных.

Таким образом, в конце 19 начале 20 в. на территории Казахстана встретились две древние культуры, движимые временем, они взаимодействовали, строили рыночные отношения, модернизируя хозяйство, по-новому осваивая край.

Одним из показателей освоения края было увеличение плотности населения, основание новых сёл. Вместе  с основанием сёл менялось не только хозяйство региона, но и традиционная топонимическая система. Вновь образованные села, и населённые пункты получали название, характерные для славянской топонимической системы. На территории России, в приграничных с Казахстаном регионах существуют казахские топонимы и, потому мы согласны с мнением ученого-топонимиста Поспеловым,  который писал «… не одна национальная территориальная система географических названий, негде в мире не существует в идеально «чистом» виде, более того, топонимия любой территорий разновозрастна и разноязычно по объективным причинам».  

    Дальнейшие события, конца 19 начала 20 века  связанные с колонизацией Казахстана, принесли разноречивые изменения. В топонимическую систему Казахстана  все больше стало входить русских названий географических объектов и поселений. В этой связи интересен процесс,  включения этих названий в топонимическую систему Казахстана.

    Чаще всего русские названия мигрировали вместе с русским этносом в ходе переселений. Немалую роль в создании топонимов играл тип расселения этносов. Еще до массового заселения Казахстана «русский сторожил» предпочитал селиться у озера. С переселением в Казахстан перемещение русского населения к степным озерам приняло массовые масштабы, что нуждается в осмыслении как культурное или хозяйственно-культурное явление. 

   Встает вопрос,  расселения по рекам и озерам является этнокультурным феноменом или отражает специфику  западносибирского ландшафта. По мнению исследователя В.Н.Курилова « результаты исследований показали, что тюрки, уйгуры, самодийцы  организовывали  свою подсистему расселения на реках, реже озерах, в то же время как «русские старожилы» - предпочитали малые озера и речки». 

    И так, при образовании славянской топонимической системы не малую роль играл тип расселения. Рассматривая топонимы Северного Казахстана, мы можем выделить ряд признаков, по которым образовались топонимы:

1) Села – названия, которых возникли по названию местных гидронимов; Белое, Чистое, Лебяжье.

2) Села - названия которых были перенесены из России; так были названы села Полтавка ( переселенцами из Полтавской губернии) Астраханка ( переселенцами из Астраханской губернии).

3) Села – названия, которых происходит от фамилий первых владельцев земельных участков. Так были даны названия селам; Асаново, Шаховское, Михайловка и др.

4) Села – названия, которых соответствовали ландшафту местности; Борки, Белоглинка, или отражали религиозность переселенцев; Боголюбово, Святодуховка. 

      Итак, рассматривая топонимическую систему Казахстана мы можем говорить о взаимодействии, по меньшей мере двух этносов, двух культур.

За годы колонизаций и в Советское время топонимическое система Казахстана была обогащена большим количеством названий, присущих различным этносам. При изучении топонимии  Казахстана несложно восстановить, какие этносы здесь проживали, какие социально-экономические и политические перипетии переживало наше общество. 

В настоящее время происходит переименование населённых пунктов, районов улиц. Переименования происходят по различным причинам. Необходимо осторожно и взвешенно проводить эту политику, так как каждое название это наша история. 

В целом, исследование этнокультурной истории Казахстана является актуальной сферой приложения сил творческой интеллигенции. Мощным стимулом к изучению этнокультур является формирование культурных центров в регионе, деятельность филиалов Ассамблеи народов Казахстана. На наш взгляд, исследование этнокультур должно происходить не только с научной целью, но и для взаимообогащения культур и содействия качественному росту межэтнических отношений и стабильности. Сегодня культурные центры находятся в постоянном контакте друг с другом, способствуя развитию культурных ценностей в культуре каждого народа. Живя,  в полиэтничном государстве,  казахстанцы должны стремиться к  консолидации различных этнических групп, выстраивая  патриотизм независимого Казахстана. 

 Патриотизм - это объединяющее начало граждан всех национальностей на своей  общей Родине.  Десятилетний опыт жизни в условиях независимого Казахстана доказывает, что казахстанский патриотизм, как принцип и политический процесс оформляется в стратегию социального единства республики в её этническом многообразии. Равноправие граждан всех национальностей, процветание, демократическое, правовое государство - вот идеал Независимого Казахстана. 

Литература:

1.// Казахстанская правда.2000г. 1января

2.Трегубов А. А. По новым местам. СПБ, 1913 г с. 44

3.Обзор Акмолинской области за 1894г. Омск 1895г с 56

4.Поспелов Е. М.  Национальная политика СССР и топонимика // Топонимика и межнациональные отношения М 1992 г с. 3

5.В.Н.Курилов  Река и речка в картине мира русских сторожилов России. С. 435-438 //  Проблемы  археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территории. Новосибирск. 1998 г. 


Абуов Н.А.

(СКГУ им. М. Козыбаева)