Информационно-имиджевая программа как элемент внешней политики Казахстана
29.01.2014 3012
Имиджевая политика Казахстана реализуется посредством целенаправленного рекламирования и управления политико-культурными, экономико-географическими и иными методами создания образа.

«Во внешней политике мы обеспечим стабильность наших обязательств по всему миру инвесторам, бизнес-сообществу. Наша политика будет соответствовать надеждам и ожиданиям всех наших партнеров» [1]. Создание привлекательного образа Республики Казахстан как одной из перспективных, активно развивающихся стран не только Центральной Азии, но и СНГ, развитие равноправного и взаимовыгодного международного и межрегионального сотрудничества одна из приоритетных задач современного этапа развития страны. Имиджевая политика Казахстана - деятельность, направленная на создание благоприятного образа республики, содействующего решению стратегических и тактических задач на региональном и международном уровнях в политической, экономической, социальной и культурной сферах, целенаправленное управление информационными и коммуникативными ресурсами, находящимися в распоряжении исполнительных органов государственной власти страны [2].

Имиджевая политика Казахстана реализуется посредством целенаправленного рекламирования и управления политико-культурными, экономико-географическими и иными методами создания образа; республиканские бренды – комбинации названий, слов, символов и дизайнерских решений в целях обозначения товаров (услуг), производимых (оказываемых) на территории Республики Казахстан, а также наборы характеристик, ожиданий, ассоциаций, воспринимаемых потребителями и приписываемых ими товару (услугам); брендинговое позиционирование страны - процесс определения места Казахстана относительно других субъектов на постсоветской территории, выявление ее конкурентных преимуществ.

Специфика деятельности по созданию имиджа Казахстана на международной арене определяется рядом внутренних и внешних политических, экономических и социокультурных факторов. В свою очередь, стабильность, экономическая развитость, культурная целостность и индивидуальность суверенного государства в представлении международной общественности во многом определяется имиджевыми составляющими. Как показывает анализ западных печатных средств массовой информации, на страницах крупных англоязычных ежедневных и еженедельных изданий Казахстан представлен недостаточно полно. Информация о политических и экономических реалиях Республики Казахстан носит преимущественно односторонний характер. Общественная, культурная, научная, спортивная жизнь страны освещается в западных средствах массовой информации эпизодически, бессистемно.

Современное представление о Казахстане у международной общественности, формируемое, прежде всего, средствами массовой информации, является порой довольно искаженным. В сложившемся внешнем имидже Казахстана неадекватно отражается реальный политический, экономический, социальный, культурный уровень ее развития. Такое положение сказывается на престиже Республики Казахстан, снижает ее инвестиционную привлекательность, ухудшает социально-экономическое положение страны.

Так, например, за январь 2011 года в газете «FinancialTimes», США напечатана лишь одна заметка, в которой говорится: «Н. Назарбаев, авторитарный президент Казахстана, кажется, останется бессменным лидером азиатской страны, богатой нефтью, который собирается остаться на третье десятилетие правления после того, как законодатели проголосуют за референдум, продлевающий его полномочия» [3].

Следующая статья Эдварда Вонга «Пекин находит новые пути для торговли и безопасности вдоль своих восточных границ» вышла в «InternationalHeraldTribune». Автор пишет о том, что китайские власти видят Центральную Азию как важную границу для своей национальной энергетической безопасности, расширения торговли, этнической стабильности и защиты. Китайские государственные предприятия проникают в глубь региона своими трубопроводами, железными дорогами и трассами. Он называет Центральную Азию самым толстым куском пирога, данным современному Китаю самими небесами: 5 главных мусульманских государств, получивших независимость после развала СССР в 1991 году, Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан снова являются ареной для состязания супердержав даже более, чем в большой игре между Россией и Британией в 19 веке. Сейчас в игре принимают участие Китай, Россия и США, каждая из которых преследует свои цели. И хотя, как отмечает автор, новое присутствие Китая в странах Центральной Азии во многом, скорее всего, воспринимается как возрождение Шелкового пути, нежели возвращение Великой Игры, виден в первую очередь, геополитический интерес к этим странам и Казахстану в частности [4].

Нынешний уровень развития страны ставит перед нами новые задачи по достижению высокой степени узнаваемости. В связи с этим Главой государства и Правительством было принято решение о создании в структуре МИДа Комитета международной информации для выполнения новых задач по ребрэндингу Казахстана для наиболее полного удовлетворения информационных потребностей граждан, органов государственной власти, местного управления, организаций и общественных объединений, а также бизнес-структур зарубежных стран.

В рамках имиджевой программы, в год подведения итогов 20-летнего суверенного развития страны в газете «InternationalHeraldTribune» в так называемом «sponsoredsection» начали публиковаться материалы о Казахстане. Причем щепетильные американцы обязательно под статьей, мелким шрифтом отмечают, что к данной статье ни журналисты, ни редакторы газеты отношения не имеют, а спонсировали ее «Казахстанская Правда» и «Егемен Казахстан». Первым на страницах американской рейтинговой газеты «InternationalHeraldTribune».» опубликовал статью Премьер-министр Карим Масимов «Казахстан – стержень Центральной Азии». В ней говорится о роли Казахстана как основного стратегического партнера между западом и востоком, явившегося стержнем политической и экономической стабильности. К 20-летию независимости Казахстана страна подошла не без трудностей, пишет автор. В последние годы рост экономики страны прошел суровое испытание глобальным финансовым и экономическим кризисом. Начиная с 2007 года международные кредиты и кризис ликвидности оказывают серьезное давление на финансовую систему Казахстана, который стал зависимым в основном от внешних источников финансирования. Затем, в 2008 году резко упал экспорт, вследствие резкого падения всеобщего спроса на предметы потребления. Эти потрясения отразились на всей казахстанской экономике, подвергая опасности и риску жизнь обычных граждан.

Анализируя непростую экономическую ситуацию, сложившуюся в стране в период мирового кризиса, К. Масимов говорит о мерах преодоления, разработанных казахстанским правительством и о перспективах развития финансового и индустриально-промышленного сектора. Премьер пишет о том, что диверсификация экономики Казахстана находится в центре внимания посткризисного развития. В этом направлении в 2010 году правительство разработало Программу Форсированного Индустриально-Инновационного развития, которая направляет государственные и частные ресурсы на специальные разнообразные инициативы. Главный упор этой программы направлен на продуктивность, инновации и повышение цепочки создания ценности продукции. В то же время усиливается наше влияние в рамках Таможенного Союза Казахстана, России и Белоруссии, создающего единую торговую зону с населением примерно 170 миллионов. Устраняя внешние тарифные и бестарифные барьеры, Союз будет стимулировать рост внешней торговли и большее международное сотрудничество, позволяя отечественным компаниям интенсивнее осваивать мировые рынки. Заглядывая вперед, мы намереваемся углубить уровень интеграции в пределах Союза.

Премьер-министр отмечает, что экономическая стабильность в конечном итоге неотделима от социальной и политической стабильности. В связи с этим правительство вкладывает долгосрочные инвестиции в инфраструктуру, образование и здравоохранение. Это отражено в растущей региональной и международной роли Казахстана - в 2010 году Казахстан председательствовал в ОБСЕ, самой большой организации по безопасности в мире. В 2011 году Казахстан возглавил Организацию Исламская Конференция, а также ШОС в его юбилейный год. VII Азиатские Зимние Игры, стартующие в Казахстане, отмечает Карим Масимов, это важный шаг для развития Казахстана в качестве центра международного спорта и туризма [5].

В статье Кайрата Келимбетова, президента Фонда Национального Благосостояния «Самрук-Казына» «Казахстанский Фонд Национального Благосостояния: активизируя предпринимательство», говорится о том, что основной задачей фонда является вложение инвестиций в предпринимательскую сферу. Масштабная индустриализация Казахстана в рамках государственной программы Форсированного Индустриально-инновационного Развития включает 237 проектов общей стоимостью 49 миллиардов долларов. Из них 42 проекта на сумму 22 миллиарда долларов находятся под ответственностью Самрук-Казына. Казахстанские и зарубежные инвесторы готовы участвовать в этих проектах в Казахстане. Стабильно и устойчиво расширяющиеся рынки, действующие совместно с развивающейся местной экспер- тизой, открытые зарубежным вложениям и благоприятный инвестиционный климат дают большие возможности инвесторам. Энергетика и все, что с ней связано, остается ключевым сектором экономики Казахстана. Далее К. Келимбетов остановился на работе финансово-промышленного сектора. В целом, деятельность Самрук-Казына, отметил он, демонстрирует поиск консолидации государственной собственности с частными предприятиями с целью оживления казахстанской промышленности, дальнейшей интеграции его экономики в глобальный рынок и позиционирование страны как главного источника в повсеместном улучшении экономического состояния. Выступая от лица государства, отмечает президент фонда, Самрук-Казына действует как стратегический инструмент, как для Казахстана, так и для международного бизнеса и торговли, чтобы защитить процветание сегодняшних и грядущих поколений, основываясь на общепринятых экономических принципах [6].

В дни проведения VII Азиатских Зимних игр целый разворот газеты «InternationalHeraldTribune» был посвящен этому поистине историческому для суверенного Казахстана событию. Обзор событий зимней Азиады «Казахстан на мировой сцене», несомненно, привлечет внимание не только

потенциальных инвесторов и представителей бизнес - структур. Казахстан становится более привлекательным в социально- культурном сотрудничестве. Названия рубрик: «Цель-стать главной силой в спорте, говорит Премьер-министр», «Стартовая площадка для нового вида зимнего туризма», «Игры означают новую веху на пути вперед», «Эстафета огня по всей стране от Алматы до Астаны», «Вершины, которые покоряются всем, от начинающих до профессионалов», «Более ценные ресурсы: ландшафт и дикая природа», «Широко представлены и население, и география», «Новые культурноспортивные комплексы страны приглашают и спортсменов, и публику» уже говорят сами за себя. Англоязычным читателям газеты «InternationalHeraldTribune» Казахстан представлен во всем своем разнообразии [7].

В последнее время успешная пропаганда Казахстана как мирного государства с глобальными планами на будущее все более привлекательна для туризма, культурного и научно-образовательного сотрудничества. Подобные публикации в западной прессе имеют высокий эффект по продвижению позитивного имиджа Казахстана за рубежом, в силу того, что каждый из участников является мощным ретранслятором информации о собственной стране и пользуется высоким авторитетом среди национальных

аудиторий. Поэтому создание условий для экспертов международного уровня в предоставлении ими объективной информации о стране является одним из направлений имиджевой политики государства.

Таким образом, имеющий место имиджевый потенциал Казахстана, позволяющий привлечь инвесторов и значительно увеличить приток внутренних и внешних инвестиций, становится основой для развития экономики страны, ее производственной, культурной и социальной инфраструктуры, способствует повышению уровня жизни и улучшению социального-нравственного климата среди населения Республики Казахстан. Вхождение в число мировых лидеров – это даже не цель, а инструмент, позволяющий вывести казахстанское общество на качественно новый уровень развития. Отсюда и те громадные средства, которые расходуются из

бюджета на формирование нового имиджа страны. Помимо чисто имиджевой, у Казахстана есть и прагматичная цель. Рано или поздно эти вложения вернутся через заработанный внешнеполитический капитал. Что также является сугубо имиджевым мероприятием, но в то же время выступает как некая гарантия высокого уровня политической и экономической «кредитоспособности» государства.

Мадина АНАФИНОВА,

к.филол.н., г.н.с.

Институт истории государства КН МОН РК


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана (январь 2011 г.). www. altyn-orda.kz.

2. Программы развития телерадиовещания в Республике Казахстан на 2004-2006 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 9 апреля 2004 года. http:// rugovernment.kz/docs/р040398_20040409.htm.

3. ВозвышениеКазахскоголидера. «Financial Times» – 6 January. - 2011. - р. 2. www/ft.com/asiapasific.

4. Edward Wong. China expands clout in Central Asia region // International Herald Tribune. - 3 January. - 2011. - Р 5.

5. Karim Massimov. Kazakhstan is the pillar of Central Asia // Financial Times. - 6 January. - 2011. - Р. 2.

6. Kairat Kelimbetov. Kazakhstan’s National Fund: Activating enterprenership // International Herald Tribune. – 28 January. - 2011. - Р. 9.

7. Kazakhstan on the World Stage. Asian Winter Games //  International Herald Tribune. - 29-30 January. - 2011.- Р.11-12.

Материал предоставлен Институтом истории государства КН МОН РК