Стратегическое партнерство Казахстана и Китая в энергетической сфере
10.01.2017 3076
Программа стратегического партнерства предусматривает широкие взаимовыгодные связи и разную направленность инвестиционных потоков

В последние годы Китай приобретает статус важнейшего экономического игрока на  мировых и региональных рынках. Казахстан строит взаимоотношения с одной из самых больших экономик мира на поиске взаимопонимания, налаживания сотрудничества и сопряжения интересов и областей взаимодействия. Казахстан стремится установить с Китаем отношения партнерства, стратегического взаимодействия и ищет свое место на его рынке и возможность развиваться за счет географической близости с КНР. В сфере экономики приоритетным направлением выступает создание системы рыночных отношений и обмен опытом в реализации социально-экономических реформ.

Место Казахстана в международном разделении труда в настоящее время определяется экспортом газа, нефти, металла и других товаров. Включение его в международную энергетическую и транспортную сеть и перспективы их развития повышает политический и экономический вес страны на международной арене. Казахстан, используя выгодную ценовую ситуацию, сложившуюся на мировых рынках углеводородного сырья, металла и некоторых других товаров, увеличив экспорт товаров сырьевой группы, существенно укрепил свою экономику. В настоящее время интенсивная реализация сырья без глубокой ее переработки не в полной мере отвечает интересам национальной экономики. Страны же, именуемые себя стратегическими партнерами, имеют свои планы на предмет извлечения  и использования природных ресурсов Казахстана.

Подход китайской стороны к развитию торгово-экономического сотрудничества с Казахстаном основывается на таких основных факторах, как заинтересованность в получении доступа к источникам сырья, стремление к расширению присутствия на представляющих интерес сегментах казахстанского рынка.

Энергетика является ключевым фактором, влияющим на внутреннюю и внешнюю стратегию развития каждого суверенного государства. Энергетическая независимость и безопасность страны находятся в прямой зависимости от уровня развития топливно-энергетической отрасли.

Экономические интересы Китая в Казахстане тесно связаны с его энергетической политикой, со стремлением превратить казахстанские нефтеносные зоны в постоянный и надежный источник топлива для растущей китайской экономики. Это подтверждается тем, что, Китай уже в течение нескольких лет удерживает пятую позицию в списке крупнейших инвесторов казахстанской экономики, причем подавляющая их часть целенаправленно идет именно в нефтегазовую отрасль. При этом,  данные демонстрируют пока ограниченный, несравнимый с реальным инвестиционным потенциалом Китая, объем инвестиций.

Таким образом, в лице Казахстана Китай видит поставщика сырьевых и топливных ресурсов для своей динамично развивающейся экономики, требующей с каждым годом все больше ресурсов. 

Нефть. В настоящее время энергетический мир разделился на страны ресурсодостаточные и ресурсодефицитные. К первой группе стран, а их примерно около 20, относятся государства, экспортирующие на мировые рынки нефть, газ и продукты их переработки. В основном это страны - члены организации экспортеров нефти ОПЕК, на территории которых расположены три четверти мировых запасов нефти. Большая часть государств мирового сообщества импортируют и потребляют углеводородные ресурсы этих стран, необходимые для развития национальных экономик. Особенно больших энергетических ресурсов требуют быстроразвивающиеся экономики стран, в частности, Юго-Восточной Азии, Китай, Индия, Южная Корея и др.

Главными потребителями нефти выступают Китай и Индия, на долю которых приходится около 79% роста потребления энергии в мире. Эти страны и в перспективе в возрастающей мере станут определять основные тенденции развития энергетических мировых рынков и определять спрос и предложение на нефть. По прогнозам специалистов, уже к 2010 г. Китай станет самым крупным потребителем энергии на планете. К этому времени потребность его в нефти составит 350 млн. т., а производство очищенной нефти – 200 млн. т. Зависимость от импорта составит порядка 40%. К 2020 г. ежегодное потребление нефти здесь возрастет до 500 млн. т., причем дефицит составит порядка 240 млн. т. в год.

В настоящее время в Китае внутренний спрос на нефть на 30% покрывается за счет импорта. При этом следует отметить, что экономика Китая зависит от импорта нефти, но не уязвима. Это объясняется особенностями построения его энергетического сектора. Во-первых, страна одновременно является крупным производителем и потребителем энергоресурсов. Так, в 2005 г. добыча сырой нефти здесь составила 180 млн. т., а импорт превысил 122 млн. т. Во-вторых, экономика Китая является единственной в мире крупной экономикой, энергетика которой базируется на угле, по запасам которого страна занимает третье место в мире (разведанные запасы – 270 млрд. т.) Производство каменного угля в стране превышает 2,2 млрд. т., что определяет доминирование в структуре энергобаланса угля. Это и определяет структуру потребления энергоресурсов, где нефть составляет около четверти, а доля остальных источников сравнительно мала. В частности, в общем объеме источников энергии доля угля составляет 71%, нефти – 22%, природного газа – 3%, гидроэнергии – 4%, ядерной энергетики –2%.

Поскольку основным поставщиком нефти в КНР являются страны Среднего Востока и Африки, особенную озабоченность у Китая вызывает неоднозначная геополитическая ситуация в этих регионах мира, способная  повлиять на бесперебойную поставку энергоносителей. Возросла и сохраняется нестабильность на Ближнем Востоке, выступающем в настоящее время нефтяным донором Китая. Около 12% нефтяного импорта КНР приходится на Иран, и в случае осложнения ситуации в Персидском заливе Китай может быть отрезан от этого источника энергии. Определенную угрозу энергетической безопасности Китая несет стремление США установить контроль над морскими коммуникациями, по которым осуществляется доставка нефти в Восточную Азию.

Возрастание в ближайшей перспективе импортных потребностей в нефти и газе, высокие мировые цены на углеводороды, а также бурно растущая экономика стимулируют выход Китая на арену мировой энергетической политики в поисках новых нефтяных и газовых ресурсов с необходимой инфраструктурой их доставки. Поиск нефти и природного газа, а также возможностей бесперебойных поставок этих энергоносителей – приоритетная задача, определенная страной, для реализации которой  национальные нефтяные компании осуществляют поиск и выкуп энергетических активов по всему миру, наращивают объемы добычи. Конечная цель их - обеспечить энергетическую безопасность, закрепиться на новых рынках, что в перспективе позволит стабильно и экономически выгодно снабжать углеводородным сырьем бурно развивающуюся экономику страны.

Наибольший интерес в этом плане представляет Евразия, с ее богатыми природными ресурсами. Исходя из складывающейся геополитической и экономической ситуации, Китай активизировал евразийское направление, в котором одним из приоритетных представляется Казахстан. Во многом это связано с тем, что западные районы Китая, имеющие общую границу с Казахстаном, географически близко расположены к казахстанским газовым и нефтяным месторождениям, в настоящее время интенсивно осваиваются. Привлекательно то, что Казахстан обладает восьмыми в мире по объему запасами нефти, которых, по оценкам экспертов, хватит как минимум на 50 лет.  Применительно к территории СНГ Казахстан является вторым после России государством по уровню нефтяных запасов. Добыча нефти на суше здесь осуществляется более чем на 100 месторождениях, расположенных в пяти областях страны. Прирост добычи обеспечивается на месторождениях Тенгиз, Карачаганак, Узень. Основной прирост разведанных запасов и добычи углеводородного сырья ожидается в акватории Каспийского моря, месторождения которого находятся еще в стадии разработки и разведки. Наиболее крупной казахстанской нефтекомпанией является государственная «КазМунайГаз».

Рисунок 1

Добыча и экспорт нефти в Казахстане в 2001-2007 гг.

 

Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике

Если в 2001 г. в Казахстане было добыто 40,1 млн. т. нефти, то в 2006г. – 65 млн. т., или на 62,5% больше. Экспорт нефти соответственно возрос с 32,4 млн. т. до 54,6 млн. т. или на 68,5%. В 2007 г. по данным Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан производство нефти составило 67,2 млн. т., из которых 60,6 млн. т., или 90,2% было экспортировано. Потребление на внутреннем рынке составило 12,9 млн. т., в том числе 6,3 млн. т. импортировано из России на Шымкентский и Павлодарский нефтеперерабатывающие заводы. Казахстан планирует в 2010 г. довести добычу нефти до 100 млн. т. в год и до 150 млн. т. в 2015 г.

Международное рейтинговое агентство FitchRatings в специальном отчете отмечает ожидание существенного роста в нефтегазовом секторе Казахстана. Объемы нефтедобычи будут увеличиваться совокупными годовыми темпами в 5,7% в 2007-2015 гг. до 2,3 млн. барелей в сутки в 2015 году, чему будет способствовать рост добычи на основных месторождениях Тенгиз, Карачаганак и Кашаган. В 2017 г. Казахстан планирует войти в число 10 стран - крупнейших экспортеров углеводородов, при этом республика с полной ответственностью относится к обеспечению международной энергетической стабильности и безопасности.

 Казахстан обладает разными возможностями как по географии поставок, так и по использованию части нефти в нефтепереработке для удовлетворения внутренних потребностей страны. В этих целях созданы новые отрасли – нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, газовая, химическая. Активно развивается нефтехимия, в перспективе - крупный потребитель нефти внутри страны. В Атырауской области строится «Национальный индустриальный нефтехимический парк», который в 2010г. будет производить 800 тыс. т. этилена, по 400 тыс. т. полиэтилена и полиэтилена низкой плотности, 400 тыс. т. полипропилена, всего 2 млн. т. нефтехимической продукции.

Внешнеэкономическая составляющая стратегии национальной безопасности Казахстана ориентирована на партнерство и сближение с государствами, сообществами и центрами силы, способствующими укреплению экономики. Поэтому Казахстан заинтересован в дальнейшем развитии энергетического сотрудничества с Китаем, особенно в сфере нефтепереработки и нефтехимии. Глубокая переработка ускорит выход республики на мировой энергетический рынок с продукцией с высокой долей добавленной стоимости.

На казахстанский энергетический рынок Китай пришел после подписания 24 сентября 1997 г. межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области нефти и газа между двумя странами, а также Генерального соглашения между Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан и Китайской Национальной нефтегазовой корпорацией (СNРС) о проектах разработки месторождений в Казахстане и строительства нефтепровода из Казахстана в Китай. Достигнутая договоренность о широкомасштабном сотрудничестве в нефтегазовом секторе позволила реализовать ряд совместных проектов с участием обеих сторон, значимых для экономик двух стран.

Первой среди китайских инвесторов, пришедших в Казахстан, стала Китайская национальная нефтяная корпорация (СNРС), которой в 1997 г. было продано 60,3% акций «Актобемунайгаза». После этой сделки казахстанская компания была преобразована в СП «СNРС – Актобемунайгаз». Впоследствии китайской стороне был продан оставшийся госпакет акций «СNРС – Актобемунайгаз», разрабатывающий месторождения Жанажол, Кенкияк надсолевый и Кенкияк подсолевый Актюбинской области, о чем было сообщено «Интерфаксом». За последние 10 лет китайская национальная нефтегазовая корпорация СNРС инвестировала в Казахстан 6,5 млрд. долл., в том числе в 2006 г. – 429 млн. долл. Новый Жанажолский газоперерабатывающий завод, нефтепровод Кенкияк-Атырау, газопровод Жанажол – КС – 13, первая очередь казахстанско-китайского нефтепровода и др. стали крупными объектами капиталовложений» отмечается в распространенном сообщении компании «СNРС – Актобемунайгаз» («дочка» СNРС).

Китай наращивает свои активы в нефтегазовом секторе Казахстана. В апреле 2004 г. Китайская нефтехимическая корпорация (SinopecGroup) купила американскую компанию Fioc (FirstInternationalOilСompany), владеющую несколькими блоками на Северном месторождении. В декабре 2006 г. китайская транснациональная компания СITICgroup приобрела Nations energy, ведущую разработку Каражанбасского месторождения. Ведущие китайские компании CNPC, SINOPEC и CITIC активно участвуют в добыче сырья в Казахстане. На сегодня объем нефти, добываемый в республике с участием китайских компаний, составляет порядка 20 млн. т., из них чисто китайская доля составляет около 13 млн. т. С развитием нефтедобычи в Казахстане вопрос диверсификации экспорта и транспортировки углеводородов стал еще более актуальным. К настоящему времени экспорт казахстанской нефти осуществляется по следующим направлениям (Таблица 1).

Таблица 1

Экспорт нефти по направлениям за 2007 год

 

 

тыс. тонн

%

Всего

60605,1

100

в т.ч. по направлениям:

   

Атырау-Самара

15947,0

26,4

ОГП (конденсат)

2548,6

4,2

Каспийский трубопроводный консорциум

(казахстанской нефти)

25566,1

42,2

Атасу-Алашанькоу

4766,9

7,9

Морской порт Актау

8861,5

14,6

Железной дорогой

2888,0

4,7

Источник: Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан

Географическое положение Казахстана обусловливает необходимость строительства разветвленной сети экспортных трубопроводов. Еще с советских времен казахстанская нефть транзитом через Россию, Украину, Белоруссию направлялась в Европу, в порты Черного и Балтийского морей. И в настоящее время Россия занимает монопольное положение на пути центральноазиатских энергоресурсов в Европу. Казахстан практически всю свою нефть поставляет на рынки через территорию России. Расширение Каспийского трубопроводного консорциума, идущего на север, раздвигая географию поставок казахстанской нефти, также идет через Россию. Таким образом, зависимость Казахстана от транзита нефти через Россию остается высокой, тем более, если учесть небольшую мощность трубопровода и ее зависимость от одного клиента. Поэтому одной из стратегических задач стала диверсификация маршрутов транспортировки энергоресурсов на мировые рынки. Казахстану необходимы крупные инвестиции в развитие экспортных маршрутов, в первую очередь для строительства трубопроводов как наиболее эффективных и надежных способов транспортировки углеводородов. Перспективы развития Казахстана в этом аспекте определяются географией трубопроводов, потенциалом новых маршрутов транспортировки. С учетом его удаленности от морей и крупнейших портов мира, важнейшей проблемой, требующей своего решения, представляется обеспечение надежных и экономически эффективных систем транспортировки нефти, адекватных по мощности планируемым объемам экспорта. Исходя из этого, в республике активно ведется работа по всестороннему анализу перспективных инфраструктурных проектов, позволяющих диверсифицировать и обеспечивать устойчивость каналов поставок энергоресурсов.

Говоря о стратегии развития экспортных маршрутов нефти из Казахстана, глава АО НК «КазМунайГаз» К. Кабылдин отметил, что «в скором времени Казахстан будет добывать 120 млн. тонн нефти в год, из которых лишь 20 млн. тонн будет потреблять внутренний рынок. Из остального объема 50 млн. тонн нефти в год в соответствии с договоренностью пойдет в систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), около 20-30 млн. тонн в Казахстанскую Каспийскую систему транспортировки (ККСТ), еще 20 млн. тонн – в направлении Китая». Позиция Казахстана в вопросах диверсификации транспортировок энергоресурсов сводится к следующему: актуальным и перспективным является любое направление, несущее экономические выгоды для страны. Поэтому направление маршрутов прокладки новых трубопроводов на мировые рынки затрагивают энергетические интересы многих государств. Строительство новых трубопроводов требует больших затрат вследствие технических трудностей, инфляции, издержек в мировой нефтяной отрасли и других факторов. Всесторонние технико-экономические расчеты показали, что маршруты транспортировки углеводородов в развивающиеся регионы Юго-Восточной Азии весьма конкурентоспособны, особенно на Китай. Транспортировка казахстанской нефти по трубопроводам будет стоить для Китая дешевле ближневосточной. Поэтому казахстанская нефть и газ имеют приоритетное значение, и Китай всячески стимулирует перспективное направление энергетического экспорта из региона Центральной Азии в сторону своих границ. Китай участвует в прокладке нефте- и газопроводов, обустраивая прилегающую к ним территорию.

В Казахстане в 2000 г. основным начальным пунктом отправки нефти железнодорожным транспортом в Китай была определена нефтеперекачивающая станция «Атасу». Здесь была введена в эксплуатацию нефтеналивная эстакада с проектной мощностью 1 млн. т. нефти в год. В целях обеспечения бесперебойной поставки нефти с месторождений западных областей Казахстана потребителям Китая было принято решение о строительстве нефтепровода между двумя странами. Для Казахстана строительство нефтепровода в Китай является частью политики диверсификации экспортных ресурсов, подкрепляемой, что немаловажно, финансовой надежностью партнера, активностью китайских банков, предсказуемостью покупателя, а это - своевременные инвестиции, поставки оборудования, рабочей силы и т.д. Презентованное 28 сентября 2004 года в поселке Атасу Карагандинской области начало строительства казахстанско-китайского нефтепровода Атасу-Алашанькоу уже 25 мая 2006 года было запущено в эксплуатацию. Протяженность его превысила 900 км, мощностью первой очереди – 10 млн. т. нефти в год. Вторая предполагает 20 млн. т. Одним из акционеров данного проекта является Китайская национальная нефтяная корпорация CNPC, покрывающая все возможные риски.

Источником поставок казахстанской нефти будет Кумкольское месторождение (добывающее 7 млн. тонн нефти в год) и Актюбинский регион (ежегодная нефтедобыча 5 млн. тонн), с участием китайской корпорации CNPC. Промышленная поставка нефти в Китай началась в июле 2006 года. В 2007 году объем сдачи нефти в нефтепровод Атасу-Алашанькоу составил 4766,9 тыс. тонн. Нефтетрубопровод Казахстан-Китай в настоящее время используется не на полную мощность, так как он еще не связан с богатыми каспийскими казахстанскими месторождениями нефти. Этот факт определил заинтересованность России в транспортировке своей нефти через Казахстан. В протоколе на 2008 г. к Соглашению между правительствами Российской Федерации и Республики Казахстан о сотрудничестве и развитии топливно-энергетического комплекса предусмотрен транзит российской нефти по трубопроводному маршруту Омск – Павлодар – Актау – Алашанькоу в объеме до 5 млн. т.

В августе 2008 года во время визита Председателя КНР Ху Цзиньтао в Казахстан подписано соглашение по расширению нефтепровода Атасу-Алашанькоу путем строительства второй очереди трубопровода до Китая, которая может быть введена в строй в 2009 году. Мощность нефтепровода будет увеличена с существующих 10 до 20 млн. тонн нефти.

4 июня 2005 г. в Астане Председателем КНР Ху Цзиньтао и Президентом Казахстана Н.Назарбаевым подписана Совместная декларация Китайской Народной Республики и Республики Казахстан об установлении и развитии стратегического партнерства. Повышение китайско-казахстанских отношений в ранг стратегического партнерства базируется на успешной реализации Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РК от 23 декабря 2002 г., Программы двустороннего сотрудничества между двумя странами на 2003-2008 гг., тесном взаимодействии в многосторонних рамках, включая ООН, Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Используя экономическую взаимодополняемость и геополитические преимущества, Казахстан и Китай в двустороннем порядке и в рамках ШОС поступательно развивают отношения стратегического партнерства, согласно новым проектам усиливают практическое взаимодействие во всех сферах, особенно сотрудничество в торгово-экономической, энергетической, транспортной, приграничной.

Состояние и перспективы отношений стратегического партнерства между Казахстаном и Китаем, особенно в энергетической сфере, являются важной составляющей взаимодействия. В настоящее время между странами активно развиваются деловые отношения не только в нефтяной отрасли, но и в газовой, атомной, электроэнергетике.

Газовая отрасль Казахстана, обладая значительной сырьевой базой, выходит на новый уровень развития. С открытием новых месторождений на шельфе Каспия и в результате разведочных работ на суше, утвержденные Государственной комиссией Республики Казахстан по запасам, извлекаемые запасы газа достигли более 3 трлн. кубометров, а геологические запасы превышают 7 трлн. кубометров. В 2006 г. в республике было добыто 27 млрд. кубометров газа. К 2010 г. в соответствии с принятыми программами, должна увеличиться более чем вдвое и составить около 60 млрд. кубометров.

Мировой газовый рынок достаточно обширен. Однако существующая система магистральных газопроводов Казахстана, спроектированная и построенная как составная часть бывшей единой общесоюзной, в основном обслуживавшей транзитные потоки природного газа из Средней Азии в европейскую часть России, на Украину и республики Закавказья, не дает выхода на рынки других стран. Страны Центральной Азии характеризуются высоким уровнем добычи и потребления природного газа, при этом через Казахстан, в силу его географического положения, проходят транзитные маршруты газа. В этой связи эффективная и рациональная реализация транзитного потенциала в Казахстанской газотранспортной сфере является стратегической задачей. Одним из новых экспортных маршрутов диверсификации казахстанского газа мировым покупателям может стать реализация крупномасштабного проекта на Азиатском континенте, в частности строительство газопровода Туркменистан-Китай. Газопровод проляжет через Узбекистан – Кыргызстан - Казахстан. По оценкам руководителей центральноазиатских стран, маршрут газопровода выходит за рамки торгово-экономических отношений и по масштабам является системообразующим элементом энергетической безопасности в мире.

 Туркменистан приступил к практической реализации проекта строительства газопровода. В Казахстане 9 июня 2008 г. состоялась закладка первого камня, и сварка первого шва казахстанской части трубопровода. Газопровод «Китай – Казахстан» представляет собой систему, состоящую из двух параллельных трубопроводов диаметром 1067 мм общей протяженностью 1304 км. Предполагаемая пропускная способность 30 млрд. кубометров в год. Он берет начало от узбекско-казахстанской границы и заканчивается на казахстанско-китайской границе в районе Хоргоса. Из транспортируемого по газопроводу топлива 30 млрд. кубометров ежегодно будет направляться в Китай, 10 млрд. кубометров использоваться для нужд Казахстана.

Второй этап – это газопровод, проходящий с запада Казахстана, в процессе строительства которого к газопровлду будут подключены собственные месторождения Казахстана, расположенные в его западном регионе. Газопровод пойдет по маршруту Бейнеу-Бозой-Акбулак с присоединением к газопроводу Шымкент-Хоргос. Протяженность участка 1480 км., мощность 10 млрд. кубометров в год. Строительство будет реализовано, когда экономическая оценка покажет его обоснованность.

Сотрудничество в сфере атомной энергетики осуществляется в соответствии с соглашением заключенным 6 ноября 2004 г. в Пекине НАК «Казатомпром» и Китайской национальной ядерной корпорацией (СNNС) со сроком действия до 2020 г. на добычу и переработку урана. Кроме того, Казахстан и Китай подписали соглашение, способствующее упрочению связей между атомными отраслями двух стран. Китайский атомный рынок важен для Казахстана не только географией экспорта добываемого в республике урана, но и гарантией его реализации.

В октябре 2007 г. в прессе появилось сообщение, что АО Национальная атомная компания «Казатомпром» и Китайская Гуандунская ядерно-энергетическая корпорация (ChinaGuangdongNuclearPowerHolding, CGNPN)), специализирующаяся на строительстве и эксплуатации АЭС, и Китайская национальная атомная корпорация (ChinaNationalNuclearCorporation, CNNC), крупнейшая государственная компания, обладающая полным ядерно-топливным циклом, подписали ряд соглашений, касающихся дальнейшего развития отношений в области атомной энергетики.

Началом казахстанско-китайского сотрудничества в сфере электроэнергетики стал июль 2005 г., когда было подписано соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве между АО Казахстанской компании по управлению электрическими сетями (КЕGОК) и китайской государственной электросетевой корпорацией StateGRIDCorporationofChina.В рамках этого соглашения Казахстан и Китай договорились о реализации совместного проекта в сфере электроэнергетики стоимостью порядка 9,5-10 млрд. долл.

Сотрудничество между Казахстаном и Китаем в энергетической и других сферах экономики получило развитие в рамках Шанхайской организации сотрудничества. В большей степени это отразилось на интересах Синьцзяна, получившего возможность активнее реализовать потенциал своего выгодного географического положения. Так, если Россия по поставкам углеводородов занимает хорошо развитую и большой энергоемкости северо-восточную часть Китая, то Казахстан своими поставками нефти удовлетворит потребности развивающегося западного региона этой страны. Если изначально в период возникновения ШОС, основной целью на первом плане были задачи цивилизованного разрешения пограничных споров, возникших после распада Советского Союза и вопросы безопасности, то в последние годы диапазон ШОС не ограничивается политической сферой и вопросами безопасности, противодействием экстремизму, терроризму и сепаратизму. Наметилась тенденция по активизации экономического взаимодействия в энергетике, транспорте, отраслях промышленности и сельского хозяйства, а также в трансграничной сфере.

Основываясь на имеющихся энергетических месторождениях, транспортных коридорах, системе нефтяных и газовых трубопроводов на пространстве ШОС, связывающие Россию, Казахстан, Китай, страны Центральной Азии, Президент Казахстана Н.Назарбаев на Саммите ШОС в Бишкеке в августе 2007 г. выступил с инициативой создания энергетического агентства и энергетической биржи в рамках ШОС. Казахстаном предложен проект форм и механизмов создания единого энергетического рынка для стран организации. Обсуждая это направление развития, президент Казахстана подчеркнул, что «Азиатская энергетическая стратегия предусматривает создание мозгового центра, своеобразного банка данных о сотрудничестве в энергетической сфере, о торговых операциях на данном рынке – это можно было бы осуществлять посредством создания энергетической биржи ШОС». Созданный в рамках организации Энергетический Клуб ШОС обеспечивает решение проблем энергодиалога стран-членов, который будет осуществляться в основном на двусторонних соглашениях. Результаты обсуждения в сенате Республики Казахстан на заседании круглого стола перспектив развития ШОС подтвердили целесообразность углубления интеграционных процессов. Среднесрочная цель экономического сотрудничества стран организации заключается в обеспечении комплексного развития, использования в полной мере принципа взаимодополняемости экономик, в установлении более тесных связей. В перспективных планах не исключено создание зоны свободной торговли в рамках ШОС. У ШОС есть все составляющие для создания энергетического сообщества, в рамках которого будут присутствовать замкнутые цепи производства, транспортировки и рынка энергоресурсов. На восьмом саммите глав государств-членов ШОС, состоявшемся 28 августа 2008 г. в городе Душанбе при рассмотрении вопросов расширения экономического сотрудничества, Казахстан вновь озвучил идею создания единого на территории ШОС энергетического пространства. Здесь же страны-члены ШОС впервые выразили готовность работать над решением водно-энергетических проблем региона.

У Казахстана и Китая большие перспективы взаимодействия в энергетической сфере сотрудничества. Но энергетическое будущее этих стран несет в себе большой потенциал изменений, связанный с дефицитом мировых запасов энергоресурсов. Диалог же между двумя странами в сфере добычи и использования энергоресурсов во многом будет определяться внутриполитической и экономической ситуацией на Азиатском континенте, а также конъюнктурой на мировом энергетическом рынке

Казахстанско-китайское сотрудничество в сфере энергетики способствует укреплению отношений стратегического партнерства двух стран, отвечает интересам энергетической безопасности Китая и диверсификации нефтяного сектора Казахстана. Программа стратегического партнерства предусматривает широкие взаимовыгодные связи и разную направленность инвестиционных потоков. Казахстан неоднократно заявлял, что его отношения с Китаем не ограничиваются планами добычи и транспортировки газа и нефти. Подтверждением тому является совместное коммюнике Китайской народной Республики и Республики Казахстан подписанное главами государств 18 августа 2008 года в г. Астане, где определены перспективные направления сотрудничества. В частности, в п.11 записано: «Страны продолжат переход от реализации крупных проектов в нефтегазовом секторе к важным проектам в несырьевых отраслях, особенно в таких как нефтегазовое машиностроение, пищевая и текстильная промышленность, транспортно-логистические услуги, металлургия, производство строительных материалов и туризм. Китайская сторона поддерживает создание и развитие совместных предприятий с участием казахстанского капитала на территории Китая».

Зауре Чуланова

заместитель директора  Института мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК

 

Сборник «Казахстанская экономика и  глобальные тенденции», ИМЭП, 2008.

[1] Деловая неделя №5, 8 февраля 2008г.

[2] Деловая неделя. №19 18.05.2007.

[3] Бутырина Е. Fitch отмечает рост нефтегазового потенциала Казахстана…/ Панорама №36, 26.09.2008.

[4] Казахстанская правда 5 декабря 2008 г.

[5] Кабылдин К. Наличие нефтетранспортных систем является фактором стабильности в регионе / Панорама,  № 36, 19.09.2008.

[6] Товарооборот Казахстана и Китая в 2010 г. может составить 10 млрд. долл. / Панорама №32, 24.08.2007.

[7] Казахстанская правда №143, 13 сентября 2007 г.

[8] Шарипова Д. Газопровод Казахстан-Китай: первый стык сварен / Деловой Казахстан №27, 11.07.2008.

[9] www. kazatomatom. KZ

[10] Казинформ, 16 октября 2007 г. в журнале «Экономические стратегии, №5 2007 г., стр.60.

[11] Универсальная доктрина евразийства. / Казахстанская правда №113-114, 29.05.2008.

[12] Панорама №19, 23 мая 2008г.

[13] Деловой Казахстан №34, 5 сентября 2008г.