История Католической церкви в Казахстане
24.12.2021 3942

Республика Казахстан на протяжении 30 лет уверенно реализует взвешенную политику в сфере религии путем обеспечения эффективного государственного регулирования. Обеспечение реализации прав человека на свободу вероисповедания граждан относится к жизненно важным интересам Казахстана как поликонфессиональной страны и является одним из ключевых составляющих его демократического и правового развития. Конституция гарантирует каждому свободу совести, а также запрещает любые формы дискриминации по религиозному, этническому и иным признакам. Казахстан во всем мире знают, как светское государство, где в единстве и согласии проживают представители разных национальностей и религий. В республике взаимодействуют представители 18 конфессии, представляющие религиозные интересы многоэтничного и поликонфессионального народа Казахстана.


Историю Римско-католической церкви Казахстана рассказал порталу История Казахстана научный сотрудник Института истории государства, КН МОН РК, кандидат политических наук Б.Р. Шериязданов

Католицизм – одна из традиционных конфессий в Казахстане. Католическая церковь Казахстана – часть всемирной Католической церкви. Число католиков в стране составляет около 182,6 тысяч человек, что составляет примерно 1,3 % всего населения. Взаимоотношения Казахстана с Римско-католической и Греко-католической церквями имеют давнюю историю.


История Католической церкви в Казахстане

Из современной историографии известно, что первыми католическими миссионерами на территории современного Казахстана были монахи-францисканцы в XII-XIII в. По поручению римского первосвященника в 1245 г. к Великим ханам была направлена миссия Джованни дель Плано Карпини. В 1253-1255 гг. другой францисканец Гильом Рубрук совершил путешествие из Константинополя в Каракорум. Общеизвестно, что с тюркскими ханами вели переписку главы католической церкви Николай IV и Иоанн XXII.

В XIII в. развитие католицизма на территории Центральной Азии в том числе и на территории Казахстана прекращается в связи с убийством епископа Ришар Бургундского и 6 францисканских монахов в 1340 году.

История Католической церкви на территории современного Казахстане продолжилась во времена Российской империи. Во второй половине XIX -начале XX вв. католиками была часть военнослужащих царской армии, проходивших военную службу на территории современного Казахстана, ссыльных, добровольных переселенцев, военнопленных и беженцев, оказавшихся в Казахстане. Среди них были поляки, литовцы, чехи, немцы, французы, латыши, венгры, австрийцы и другие народы. Католические приходы Казахстана в то время входили в состав Могилевского архидиоцеза (архиепархии). Верующие, проживавшие большей частью в северных регионах Казахстана, вначале обслуживались в основном священниками Омского прихода и не имели длительное время собственных церквей и часовен. По некоторым данным, католические приходы северо-западного Казахстана входили в состав учрежденной в 1848 году Тираспольской епархии, с центром в городе Саратове. В конце XIX в. в Костанае существовал католический храм, филиал Омского прихода.

Строительство католических храмов в Казахстане началось в начале XX в. Свидетельством этого является сохранившийся католический храм, посвященный Пресвятому Сердцу Иисуса в г. Петропавловске. Определённый перелом, выразившийся в активизации деятельности католических приходов, произошёл после Указа Николая II о веротерпимости от 17 апреля 1905 г., согласно которому Католическая церковь была частично уравнена в правах с православной, и для организации прихода уже не требовалось разрешения иерархов Православной церкви.

В начале XX в. в Акмолинском и Семипалатинском регионах существовали общины польских и немецких переселенцев-католиков. В советское время 1930-1950-е гг. к появлению значительных католических поселений привели массовые ссылки и депортаций немцев, поляков, литовцев, украинцев. Во второй половине 50-х гг. ХХ в. в результате политики Советского Союза в сфере религии начали нелегальную деятельность и организовывали тайные богослужения католические священники, освобожденные из лагерей.

Официальные разрешения на строительство храмов католики смогли получить только в конце 70-х гг. ХХ в. В 1978 г. в Караганде был построен храм Святого Иосифа, в 1979 г. было зарегистрировано религиозное объединение в Целинограде (ныне г. Нур-Султан).

Подлинное возрождение католической общины стало возможным только после обретения Казахстаном независимости. Дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Святым Престолом были установлены 17 октября 1992 г.

В 1998 г. в ходе официального визита Президента Казахстана Н.А. Назарбаева в Ватикан принято Соглашение о взаимоотношениях между Казахстаном и Святым Престолом, подписанное 24 сентября 1998 г. и утвержденное Указом Президента Республики Казахстан от 19 мая 1999 г. №141. Целью соглашения является развитие взаимоотношений между Казахстаном и Святым Престолом. Это соглашение было направлено на соблюдение религиозными объединениями Римско-католической церкви законодательства Казахстана по вопросам регистрации и перерегистрации религиозных объединений. В мае 2003 г. утверждена организационная структура Римско-католической церкви в Казахстане. Первое католическое высшее учебное заведение – духовная семинария «Мария – Матерь Церкви» было основано в 1998 г. в г. Караганде.

22-24 сентября 2001 года Казахстан посетил Папа Римский Иоанн Павел ІІ. В ходе его визита состоялась его встреча с Президентом РК, молодёжью, деятелями искусства и культуры, также Иоанн Павел ІІ отслужил торжественную литургию и мессу в Кафедральном Соборе Богоматери Неустанной Помощи со священниками, монахами и семинаристами Казахстана и Средней Азии. В сентябре 2013 года в Римско-католической архиепархии Святой Марии в Астане (ныне Нур-Султан) состоялось официальное открытие Алтаря Поклонения «Звезда Казахстана», изготовленного в Польше обществом «Regina della Pace» и благословленного Бенедиктом XVІ. В открытии Алтаря принял участие кардинал Жан Луис Торан.


Структура Римско-Католической Церкви Казахстана

В Казахстане действует католическая церковная провинция (митрополия), центром которой является архиепархия Святой Марии в г. Нур-Султан (территория архиепархии охватывает Павлодарскую, Акмолинскую, Костанайскую и Северо-Казахстанскую область и г.Нур-Султан). В состав церковной провинции в Казахстане входят также Карагандинская Епархия (территория епархии охватывает Карагандинскую и Восточно-Казахстанскую область), Епархия Пресвятой Троицы в г. Алматы (территория епархии охватывает Кызылординскую, Туркестанскую, Жамбылскую и Алматинскую область) и Апостольская Администратура г. Атырау (территория епархии охватывает Актюбинскую, Западно-Казахстанскую, Мангистаускую и Атыраускую область).

Архиепархию в г. Нур-Султан возглавляет архиепископ Томаш Пэта. Карагандинской епархией руководит Аделио Дель’оро, а апостольской администратурой в Атырау – Дариуша Бураса. Католическую епархию в Алматы возглавляет епископ Хосе Луис Мумбиелла Сиерра.

Священниками католических приходов в Казахстане являются в основном зарубежные миссионеры. Действуют женские монашеские организации, такие как Сестры Бедного Младенца Иисуса, Сестры служительницы Иисуса в евхаристии, Сестры семьи Марии Соискупительницы, Служительницы непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии и др. в городах Алматы, Караганды, Балхаш.

В католических церквях богослужения обычно проводятся на русском, украинском, немецком, английском и польском языках.

Кроме того, на территории Казахстана имеется Католическая высшая духовная семинария и монастырь босых монахинь Ордена Пресвятой Девы Марии с горы Кармель в г. Караганде, республиканский благотворительный фонд «Каритас» (г.Караганда, г.Алматы, г.Нурсултане).

По данным комитета по делам религии на 01.04.2021 года в республике функционируют 86 католические общины, 5 из которых составляют ветвь Греко-католической церкви в Казахстане, 108 культовых сооружений.

Также в республике осуществляют свою деятельность более 225 иностранных миссионеров, прибывших из Украины, Польши, Словакии, Германии, Австрии, Италии, Филиппин, Кореи, Индии, США, Вьетнама, Литвы, Папуа Новой Гвинеи, Новой Зеландии, Кении, Руанды, Чехии.


Конфессиональные особенности католицизма

На протяжении всего I-го тысячелетия у основных христианских конфессий была общая история. Виднейшие богословы той эпохи, именуемые отцами церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Амвросий Медиоланский, Иероним, Аугустин, Лев Великий и др.), проповедовали в Риме, Константинополе и Иерусалиме. Однако примерно в IV в. между христианством Запада и Востока появились серьезные различия, которые со временем привели к разделению церквей.

Слово «католическая» происходит от греч. «katholikos» – «всеобъемлющая», «всеобщая», «вселенская», уже в древности обозначавшего один из важнейших атрибутов церкви Христа. Именно так это слово «katholikos» понимают и переводят католические теологи в Никео-Константинопольском Символе веры (325-381 гг.): «Верую… во всеобщую Церковь». Позже, когда различие между западным и восточным путями христианства было осознано, название «католичество» закрепилось за западной церковью. Католицизм имеет монолитную доктрину, единственную для всех его последователей и изложенную в «Катехизисе Католической Церкви». Католическая, или Римско-католическая церковь, по вере ее последователей, – это церковь, основанная и возглавляемая Иисусом Христом, которую он предназначил всему человечеству для его спасения и в которой присутствует вся полнота средств спасения (правильное и полное исповедание веры, совершение всех церковных таинств, священническое служение по рукоположению согласно апостольскому преемству). Как считают католики, Иисус Христос управляет церковью через Папу Римского и епископов, и обеспечивает безошибочность (непогрешимость) Папе. Католики признают, что Папа Римский тоже человек, и поэтому может грешить, и даже признают, что некоторые Папы вели себя недостойно. Католический догмат о непогрешимости заключается в том, что благодаря помощи Божьей Папа Римский не ошибается, но лишь тогда, когда окончательным решением провозглашает положение учения о вере и нравственности.

Католическая церковь возводит начало своей истории к общине апостолов (12 ближайших учеников Христа). Преемниками апостолов считаются епископы. Католическая церковь учит, что апостолу Петру Иисус Христос доверил особую роль – быть основанием и пастырем всей церкви. Сам Иисус сказал Петру: «И Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Святой Петр проповедовал в Риме и претерпел там мученическую смерть в 67 г. во время преследования христиан императором Нероном. Епископы Рима (Римские Папы) считаются продолжателями дела апостола Петра. После церковного раскола 1054 г. Папа остался верховным иерархом католической церкви.

Центр католической церкви находится в Риме. В черте города Рима расположен Ватикан – самое маленькое государство в мире, где размещена резиденция Папы Римского. В настоящее время Католическая церковь является крупнейшей по численности христианской конфессией. Количество католиков превысило миллиард, что составляет более половины всех христиан. Численность католических приходов в мире превысила 200 тысяч.

Распространенная по всему миру, Католическая церковь представляет собой единый всемирный организм, объединяющий граждан различных государств. Одним из принципов католической морали является лояльность и уважение к государственной власти в своей стране, соблюдение ее законов, если они не противоречат моральным нормам, забота о благополучии и развитии своего народа и своей страны. Католическая церковь всегда отстаивала высочайшее достоинство человека независимо от его экономического и социального положения, национальности, цвета кожи, религии, пола: все люди сотворены по образу и подобию Божьему; за каждого из них Христос отдал свою жизнь.

Католическая церковь считает аборты убийством и категорически их осуждает, осуждает самоубийство и эвтаназию, отвергает клонирование человека как недопустимое манипулирование человеческой жизнью. Также отвергается гомосексуализм и защищаются традиционные семейные ценности.


Духовность в католицизме

В католической церкви существует монашество. Но, как правило, это название применяется к жизни не только отдельных лиц, но и к общине. Монашество зародилось в Египте в III в., а его основателем считается святой Антоний Великий. Первоначальной формой монашества было отшельничество. Монашество стало важным фактором христианской жизни и нашло многочисленных последователей на Западе и на Востоке.

Сейчас монашествующие, приносящие обеты целомудрия, бедности (нестяжания) и послушания, играют особую роль в христианской жизни. Монахи объединены в ордены или конгрегации, которые руководствуются собственными уставами. Наибольшую известность получили следующие монашеские ордена: бенедиктинцев (основан в V в. святым Бенедиктом), францисканцев (основан в XIII в. святым Франциском Ассизским), доминиканцев (или Орден проповедников, основан в XIII в. святым Домиником), иезуитов (или Общество Иисуса, основан в XVI в. святым Игнатием Лойолой). Все вышеперечисленные ордены до сих пор сохранились в Католической церкви. Существуют как мужские, так и женские монастыри.

Католической церковью принят догмат об успении и непорочном зачатии Девы Марии. Католики почитают изображения Иисуса Христа, креста и святых. При этом допускается лишь молитва перед иконой, а не молитва иконе. Приняты молитвы об умерших, также существует вера в суд над умершими (предваряющий последний, Страшный суд) и в чистилище, где умершие очищаются от содеянных грехов.

Главными праздниками являются Пасха (дата меняется ежегодно, и редко совпадает с православной Пасхой, так как католики пользуются григорианским календарем) и Рождество (25 декабря).

Почитаются святые и блаженные, им молятся как заступникам перед Богом. К наиболее почитаемым святым и блаженным, кроме Девы Марии, относятся Иосиф, Петр и Павел, Лука, Игнатий Антиохийский, Агния, Агата, Луция, Франциск Ассизский, Моника, Августин, Фома Аквинский, Тереза Авильская, Екатерина Сиенская, Иоанн Боско, Тереза Малая, а также падре Пио, мать Тереза из Калькутты и другие.

Начиная с IV в распространенными формами христианской духовности стали паломничества, почитание священных изображений (иконопочитание), мощей (останков святых) и реликвий (предметов, связанных с жизнью Иисуса Христа или святых). Одна из самых драгоценных и наиболее почитаемых по сей день реликвий Католической церкви – это туринская плащаница, в которую было обернуто тело умершего Иисуса перед тем, как его положили в гроб. Верующие совершают паломничества в святые места, например, в Иерусалим, Рим, Лурд (Франция), Фатиму (Португалия), Сантьяго де Компостелла (Испания) и др.

Во все времена Католическая церковь стремилась не только передавать учение Христа, но и применять его к живым вопросам современности. В XIX-XX вв. было разработано социальное учение Католической церкви, то есть официальное учение по вопросам социальной жизни. Основные принципы этого учения – уважение к человеческому достоинству и стремление к общему благу. Труд играет огромную роль в жизни человека, но человек не должен быть порабощен своим трудом: он должен иметь время на отдых, семью, культурную, общественную и религиозную жизнь. Католическая церковь ведет большую благотворительную деятельность. Многие приходы организуют столовые для бедных, приюты для стариков, бездомных и детей. В рамках благотворительного проекта «Caritas» с 1994 года в г. Алматы и других городах (Караганда, Нурсултан) действует пункты питания для малоимущих. Действует несколько благотворительных медицинских учреждений. Особенно малоимущие жители Казахстана почувствовали благотворительную помощь в 90-ы годы во время развала Союза и первые годы Независимости, когда было трудно всем. Особое значение в деятельности Католической церкви получила забота о бедных, включая больных, странников и заключенных. Среди современных подвижников католической благотворительности всемирно известная мать Тереза из Калькутты, ставшая лауреатом Нобелевской премии мира.

На добровольные пожертвования верующих в республике издается газета «Кредо». При этом большое внимание уделяется работе с молодежью.

За последние годы из-за переезда основных представителей потенциальных верующих католиков (немцы, поляки) на историческую родину несколько уменьшилась их количество. Однако, несмотря на это количество миссионеров приезжающих в Казахстан, не уменьшается даже в период мировой пандемии.

Католики Казахстана, духовно и культурно обогащая традиции народа и беспрепятственно прославляя нашу страну, вносят большой вклад межконфессиональное согласие и духовное развитие общества.