Почти 30 лет назад Казахстан встал на путь строительства суверенного государства. За это время республика достигла значительных результатов, во многом благодаря дальновидной политике Елбасы
Пришло время остановиться и подумать, как все начиналось, как создавалось независимое государство.
Большую работу по изучению государственной деятельности, анализу политического наследия Нурсултана Назарбаева ведет Библиотека Первого Президента Республики Казахстан - Елбасы.
В Назарбаев-центре регулярно проходят мероприятия, выставки, презентации книг, в которых авторы пытаются осмыслить этапы развития казахстанской государственности, развития общества, науки, образования, культуры, искусства.
Заместитель исполнительного директора Фонда Первого Президента РК – Елбасы, член Венецианской Комиссии Совета Европы от Казахстана, доктор юридических наук, профессор Игорь Рогов стал автором многих книг о становлении и развитии политико-правовой системы.
По словам автора, наибольшую сложность представляло изложение всех ключевых исторических событий, происходивших в первые годы независимости, на том небольшом объеме рукописи, которую только позволяет книжный формат. Возможно, нашлось бы немало специалистов, юристов, которые смогли бы это сделать, но далеко не все являются свидетелями событий конца прошлого века.
В 90-е годы каждый был специалистом в своей отрасли, например, Игорь Рогов занимался уголовным законодательством, Виктор Малиновский - государственно-правовыми аспектами, Толеш Каудыров координировал эту работу в президентской администрации и получал инструкции от Президента. Очень важной была работа над конституционными заданиями. В 1992 - 1995 годах Игорь Иванович Рогов работал заместителем Председателя Конституционного суда Республики Казахстан, поэтому непосредственно с текстом Конституции не смог работать. Но в дальнейшем принимал активное участие во всех последующих конституционных реформах.
В правовом развитии страны, которую определял Елбасы, прослеживается четкая последовательность реформ, которые были направлены от жесткого механизма, которым обладала президентская форма правления в 1995 году к демократизации, децентрализации власти и наращиванию компетенции как Парламента, так и Правительства Казахстана.
30 августа 1995 года, 25 лет назад, была принята действующая Конституция. Оппозиция упрекала власти в том, что Основной закон содержит признаки авторитаризма, много компетенций было сосредоточено в руках Президента. Нурсултан Назарбаев отвечал, что это временная мера, по мере построения экономических условий, будем осуществлять политическую реформу. Многие воспринимали это как красивую риторику, очередные обещания, которые могут затянуться на неопределенное время.
Прошло всего два года и в 1997 году прошла первая конституционная реформа. Ключевым моментом было уточнение сроков полномочий президента, которые были сокращены с семи до пяти лет. Полномочия депутатов Мажилиса и Сената Парламента были увеличены до 5-и и 6-и лет соответственно. Был введен институт присяжных заседателей, который показал, что судебная власть может быть не только сильной, но и легитимной, так как представляла волю народа.
Прошло еще 10 лет. Конституционная реформа 2007 года расширила полномочия Правительства, был создан институт импичмента членов правительства, то есть при определенных условиях член правительства может быть освобожден от должности. Особенно хотелось бы отметить изменения, коснувшиеся прав человека. В первой редакции говорилось, что арест может быть осуществлен с санкции суда или прокуратуры, на усмотрение законодателей. Когда Президент Назарбаев увидел, какую дискуссию устроили правоохранительные органы, он сказал, записать это в Конституции.
Много дискуссий было по вопросу о смертной казни. Нурсултан Назарбаев наложил мораторий на проведение смертной казни. В Конституции 1995 года было записано, что "смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время". В мирное время, нигде такого нет, смертная казнь может быть только за террористические преступления, повлекшие гибель людей. Председатель Конституционного суда Болгарии Б.Велчев отметил, что терроризм - это не уголовно-правовые проблемы, это война, которая навязана человечеству, а Казахстан увидел это раньше всех и прировнял, по сути, военное время с террористическими преступлениями.
Президент освободил себя от многих полномочий, добровольно передал их правительству. Это была не просто конституционная реформа, а комплекс мер, в результате которых передача полномочий сопровождалась изменением текущего законодательства.
В нашей Конституции был дан перечень неизменяемых ценностей. В Конституцию можно вносить изменения, но нельзя менять территориальную целостность, форму правления. Кроме того, Президент добавил еще одно - Независимость. То есть можно все, что угодно, вступать в различные договоры, союзы, но независимость – это святая ценность, на которую посягать нельзя.
Очень много сделано Нурсултаном Назарбаевым по вопросам суверенитета. Сейчас российские коллеги говорят о приоритете национального законодательства над международным правом. А в Казахстане с самого начала было утверждено, что приоритет имеют только ратифицированные республикой законы. Что значит ратифицированные? При ратификации Парламент принимает закон. То есть среди законов – этот закон имеет приоритет. Но здесь еще присутствует воля Парламента. Нормативный акт проходит не постановлением отдельной палаты, как в некоторых странах, а законом.
Конституция имеет приоритет над всеми другими нормативно-правовыми актами. Еще в самом начале независимости Председатель Конституционного совета Республики Казахстан Юрий Хитрин признал , что некоторые положения Договора аренды комплекса Байконур, по мнению конституционного совета, нарушали Конституцию Республики Казахстан. Это доказывает приоритет Конституции над международными нормами.
Судя по программным документам, концепциям правовой политики Нурсултан Назарбаев закладывал все реформы с самого начала. Это замечают зарубежные коллеги. По инициативе Нурсултана Назарбаева проект поправок в Конституцию Казахстана был представлен в Венецианскую Комиссию Совета Европы, которая давала свое заключение. И несмотря на критику и отдельные шероховатости, которые не носили принципиального характера, выступая по данному заключению Президент Венецианскую Комиссии Джанни Букиккио сказал: "Я часто слышал от Нурсултана Назарбаева о тм, что для Казахстана главное - это экономика, а потом политика. И сейчас мы видим, он сдержал свое слово. Экономические проблемы решены, теперь продолжается процесс демократизации государства и общества".
Все это было сделано под руководством нашего Елбасы.