Отрывок из статьи Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева «Евразийский союз: от идеи к истории будущего», опубликованной 25 октября 2011 года в газете «Известия».
В 2011 году в газете «Известия» были опубликованы статьи
Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, Премьера России Владимира Путина и
Президента Беларуси Александра Лукашенко, задавшие тон дискуссии об интеграции
на постсоветском пространстве.
В моей идее о
создании Евразийского Союза никогда не было и нет ни маниловщины, ни
заслоняющего будущее политического ностальгизма.
В ее основе
всегда был и остается прагматичный подход, отрицающий любые формы насилия
политики над экономикой, какими бы благими намерениями или целесообразностями
они не прикрывались.
В евразийском
проекте недальновидно видеть только лишь возможность коллективно закрыться от
внешних экономических, военных, политических, информационных, технологических,
экологических и других угроз.
При таком узком понимании исторической перспективы ЕАС велик
будет соблазн выкраивания нового подобия «железного занавеса», но уже по другим
геополитическим лекалам. Это абсолютно недопустимо и неприемлемо.
Мы рассматриваем
Евразийский Союз как открытый проект. Его нельзя представить без широкого
взаимодействия, например, с Евросоюзом, другими объединениями.
Никакой
«реставрации» или «реинкарнации» СССР нет и не будет. Это лишь фантомы
прошлого, домыслы и спекуляции. И в этом наши взгляды с руководством России,
Беларуси и других стран полностью совпадают.
Сегодня надо
преодолеть страхи от слова «союз» и пресловутого «наступления империи». Важно,
что об этом писал В. Путин в своей статье в «Известиях». Североатлантическая
интеграция в рамках НАФТА состоит также из трех стран - США, Канады, Мексики.
Но никто не говорит об имперских амбициях США.
Некоторые западные
эксперты поторопились заявить, что Евразийский Союз призван стать защитой от
так называемой китайской экономической экспансии. Нет ничего более далекого от
истины, чем такое утверждение.
Напротив, КНР на
протяжении двух последних десятилетий является стратегическим партнером и
России, и Казахстана, и Беларуси. Мы поддерживаем интенсивный политический
диалог и тесное экономическое сотрудничество. Мы также тесно взаимодействуем
в рамках ШОС и СВМДА.
В то же время
важно добавить к тем принципам евразийской интеграции, о которых я говорил 17
лет назад, положение об ответственности каждой страны-участницы за
устойчивость внутреннего развития, результативность национальной
экономической, кредитно-финансовой и социальной политики.
Это особенно
важно с учетом опыта нынешнего преодоления трудностей в экономике Евросоюза,
пример которого для нас является очень полезным.
С 2009 года мы
ведем детальную проработку всех юридических вопросов формирования Единого
экономического пространства Казахстана, Беларуси и России. До конца нынешнего
года на уровне правительств будут заключены соответствующие соглашения.
С 1 января 2012
года начинается практический этап создания Единого экономического
пространства.
Последовательно
станут реальностью механизмы согласования экономической политики трех стран и
обеспечения трансграничного свободного движения услуг, капиталов и трудовых
ресурсов, унифицированное законодательство. Национальные субъекты бизнеса
получат равный доступ к инфраструктуре в каждом государстве, участвующем в
ЕЭП. В перспективе сложатся единые транспортные, энергетические и информационные
системы.
ЕЭП станет
прочной основой для перехода к более высокой ступени интеграции - Евразийскому
экономическому союзу.
Это будет мощное
объединение. Совокупный ВВП трех стран составляет почти $2 трлн, промышленный
потенциал оценивается в $600 млрд, объем выпуска продукции сельского хозяйства - порядка $112 млрд, а общий потребительский рынок - более 165 млн человек.
В ХХI столетии
невозможно представить, чтобы Евразийский Союз состоялся как успешный центр
глобальной силы вне четко прослеживающихся трендов глобального развития.
В текущем
столетии регионализация стала общемировой тенденцией. Европейский союз в
ближайшие годы планирует дальнейшее расширение за счет вступления в него
Хорватии, а в перспективе - Сербии, Черногории и других стран.
В Восточной Азии
создается крупнейшая на планете зона свободной торговли с участием Китая и
стран АСЕАН с охватом сразу двух миллиардов потребителей. В финансово-экономическом
плане самоорганизуется регион Персидского залива. Укрепляется интеграция стран
Северной и Южной Америки, Африки.
За 20 лет
суверенного развития экономики России, Казахстана и других участников
евразийской интеграции стали частью глобальной экономики.
Сегодня важным
условием модернизации наших стран, создания наукоемких инновационных экономик
является активное наращивание инвестиционного и технологического
сотрудничества с США, Евросоюзом, Китаем, странами Азиатско-Тихоокеанского
экономического сообщества.
Следует
учитывать и важные аспекты процесса конструирования новой глобальной системы
безопасности. В принятой почти год назад по моей настойчивой инициативе
Астанинской декларации саммита ОБСЕ впервые была обозначена цель создать единое
и неделимое пространство евроатлантической и евразийской безопасности.
Поэтому сегодня
актуально новое прочтение идеи евразийской интеграции, устремленной далеко в
будущее ХХI, а возможно, и последующих веков!
ЕВРАЗИЙСКИЙ
СОЮЗ:
СТРАТЕГИЯ
БУДУЩЕГО
Евразийский союз
- это мегапроект, соизмеримый со сложными вызовами настоящего и будущего.
Он имеет все шансы стать органичной частью новой мировой
архитектуры, формирование которой началось под воздействием
самого мощного в
истории глобального финансово-экономического кризиса.
Для этого всем
участникам евразийской интеграции необходимо иметь ясную и четкую стратегию
действий.
Первое.
Евразийский Союз должен изначально
создаваться как конкурентоспособное глобальное экономическое объединение.
Нас не могут
удовлетворить ни узкая перспектива быть совокупностью стран, развивающихся
лишь на принципах «догоняющей модернизации», ни участь вечно оставаться большим
периферийным экспортером природных ресурсов для остального мира.
Мир стоит на
пороге новой технологической революции. Сегодня Казахстан взял курс
форсированного индустриально-инновационного развития.
Мы создаем новую
структуру современных производительных сил как основу будущей национальной
инновационной экономики. Аналогичные задачи ставятся в России и других странах
СНГ.
Поэтому важно,
чтобы наше Единое экономическое пространство было территорией инноваций и
мощного технологического прорыва.
Для этого
необходимо выстроить общий алгоритм модернизации и инновационного развития
наших стран.
Я предлагаю
оперативно разработать и принять совместную Программу евразийской
инновационно-технологической кооперации, рассчитанную на перспективу 10-15
лет.
В этом плане
показателен пример Франции, Германии и Великобритании, создавшими еще в 1970
году крупнейший международный авиастроительный консорциум AIRBUS. Позднее к
ним присоединилась Испания.
По итогам 2010
года AIRBUS существенно опередил американские компании «Боинг» и «Локхид» по
числу поставок и заказов на новые самолеты. Ежегодный доход AIRBUS приближается
к €30 млрд. На предприятиях компании, расположенных по всей Европе, трудятся 53
тыс. человек.
С 2006 года весь
пакет акций AIRBUS принадлежит европейскому аэрокосмическому консорциуму EADS,
который, в свою очередь, финансируется правительствами и национальными
компаниями стран ЕС.
Дания и Швеция
создали совместный инновационный центр в Скане - «медиконовую долину».
Сегодня это
самый мощный в Европе кластер, где сосредоточены лаборатории, коммерческие
структуры, промышленные предприятия.
Здесь действует
7 научных парков, куда входят 300 различных компаний, 14 университетов, 26
медицинских клиник.
Таким же путем идут ряд стран, поощряющих создание
международных инновационных центров, заключающих двусторонние договоры по
отдельным аспектам совместной разработки новейших технологий.
Второе.
Евразийский союз должен формироваться
как прочное звено, сцепляющее евро-атлантический и азиатский ареалы развития.
В экономическом
плане мы можем стать мостом, соединяющим динамичные экономики Евросоюза,
Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии.
Сегодня реализуется
проект международного транспортного автомобильного коридора «Западная Европа -
Западный Китай».
Со временем
вдоль этого маршрута выстроится современная транспортно-логистическая система,
которая обеспечит сокращение сроков поставок товаров на европейский и
китайский рынки более чем в 3,5 раза. Безусловно, перспективным видится
создание в будущем трансевразийской скоростной железной дороги.
Нам
взаимовыгодно расширение сотрудничества между Единым экономическим
пространством с Европейским союзом, Китайской Народной Республикой, Японией,
Индией.
Последовательная
трансформация Таможенного союза в Единое экономическое пространство и далее в
Евразийский экономический союз станет мощным стимулом для процветания наших
народов, выведет наши страны на ведущие позиции в глобальном мире. Таможенный
союз Казахстана, Беларуси и России логично вырос из Евразийского экономического
сообщества. Его создание в 2000 году в
формате пяти стран - Беларуси, Казахстана,
Кыргызстана, России и Таджикистана - стало переломным моментом в практике евразийской интеграции.
Третье.
Евразийский союз должен формироваться
как самодостаточное региональное финансовое объединение, которое будет частью
новой глобальной валютно- финансовой системы.
Как показывает
опыт Евросоюза, создание общей платежной системы, а затем и единой валюты - закономерный этап интеграции.
В современных
условиях этот процесс должен также учитывать тенденции, развивающиеся
вследствие мирового кризиса.
Как бы ни
критиковали сегодня ЕС и еврозону, они показывают собственную жизнеспособность
и прочную стойкость к кризисам. Мы видим, какую мощную поддержку оказывает ЕС
тем странам, которые оказались в труднейшем положении.
Три года назад я
предложил начать проработку вопроса об учреждении евразийской наднациональной
расчетной единицы - ЕНРЕ как первоосновы для сильной региональной резервной
валюты.
Сейчас, учитывая
вероятность новой волны глобальной рецессии с еще более серьезными
последствиями, эта идея остается не просто актуальной, она требует практических
решений.
Хочу особо
отметить, что создание валютного союза в рамках ЕЭП - это тот Рубикон,
преодолев который, мы вплотную подойдем к новому уровню интеграции, близкому к
нынешнему состоянию Европейского союза.
Наша главная задача - убедить на практике наших соседей в
важности и жизнеспособности нашего союза. Тогда нас может стать намного
больше, чем три государства.
Четвертое.
Геоэкономическое, а в перспективе
и геополитическое возмужание евразийской интеграции должно идти исключительно
эволюционным и добровольным путем.
Неприемлемы
никакие формы искусственного ускорения и подстегивания к ней отдельных стран.
Не будем забывать, что единый европейский рынок создавался почти 40 лет.
Сегодня
платформа евразийской интеграции достаточно широка.
Она включает
разные по форме, целям и задачам межгосударственные объединения - СНГ, ЕврАзЭС,
ОДКБ, Таможенный союз - ЕЭП Казахстана, Беларуси и России и прочие.
Вполне возможно
возникновение и других структур. Я, например, остаюсь сторонником создания
Центрально-Азиатского союза. Вижу в нем прежде всего огромные возможности для
совместного решения проблем и выравнивания уровней социально-экономического
развития всех стран региона. Это способствовало бы улучшению благосостояния
всех граждан стран Центральной Азии и помогло бы решению сложных проблем
региона.
Участие в
различных региональных организациях помогает каждому государству выбрать
наиболее оптимальный путь интеграции.
Поэтому важно
наращивать потенциал всех евразийских объединений, постепенно способствуя
сближению их форматов и содержания.
Пятое.
Создание Евразийского Союза
возможно только на основе широкой общественной поддержки.
Вполне
закономерно, что уже сейчас в наших странах есть и свои «евразооптимисты» и
«евразоскептики». Полемика между ними только помогает видеть и последовательно
устранять издержки интеграционного процесса.
Я думаю, что уже
в недалеком будущем их дебаты будут вестись с трибуны Евразийской ассамблеи - наднациональной
структуры, объединяющей парламентариев наших стран.
Вместе с тем важно укреплять народную вертикаль евразийской
интеграции. Речь идет о расширении числа евразийских общественных объединений.
Например, на
базе Делового совета ЕврАзЭСа можно создать Евразийский конгресс промышленников
и предпринимателей.
В формате трех
стран Таможенного союза целесообразно создать Евразийскую торгово-промышленную
палату. Их офисы могли бы разместиться в Астане.
Надо начать
работу по созданию круглосуточного новостного канала «Евразия-24». Это важно с
точки зрения объективного и полного информирования граждан наших стран о
преимуществах и ходе интеграции.
Я предлагаю
разместить исполнительные органы Евразийского экономического пространства в
Астане, городе находящемся в географическом центре Евразийского субматерика.
Здесь нет никаких амбиций. Это было бы серьезной нагрузкой для нас. И вместе с
тем стало бы справедливой данью признательности Казахстану как инициатору
идеи евразийской интеграции. Нахождение центрального офиса в Казахстане
избавит новое интеграционное объединение от подозрений, имеющихся как внутри
наших стран, так и за пределами нашего объединения. Это вызовет большое доверие
к нашей организации, которая делает первые шаги.
Именно этим было
продиктовано в свое время наше решение разместить штаб-квартиру СНГ в Минске.
Не случайно, что штаб-квартира Европейского союза находится в Брюсселе.
* * *
В начале второго
десятилетия ХХI века идея евразийской интеграции обретает реальные черты
Единого экономического пространства.
Она доказала
свою историческую перспективность как верный путь к процветанию и
благополучию наших стран и народов.
Приняты ключевые
политические решения.
Предстоит решить
немало масштабных задач, чтобы создать экономически мощный, стабильный и
выгодный всем Евразийский Союз.
Именно в этом -
наша общая стратегическая цель!
Материал предоставлен Международным научно-популярным журналом «Евразис»