Сегодня, 1 апреля 2025 года, особенный день для всей казахской культуры и для каждого, кто ценит подлинное искусство. В этот день исполняется 100 лет со дня рождения Нургисы Атабаевича Тлендиева – великого сына казахского народа, выдающегося композитора, виртуозного дирижера, непревзойденного домбриста, человека, чья музыка стала неотъемлемой частью души нации. Его имя – символ целой эпохи в музыкальном искусстве Казахстана, а его наследие – бесценное сокровище, которое продолжает жить и вдохновлять новые поколения.
Нургиса Тлендиев родился в 1925 году в селе Шиликемер (ныне – село Нургисы Тлендиева) Илийского района Алматинской области. Сама земля, взрастившая его, была пропитана музыкой. Его отец, Тленди, был известным кюйши, и маленький Нургиса с раннего детства впитывал звуки домбры, мелодии степных просторов, ритмы народной жизни. Говорят, он начал играть на домбре раньше, чем научился уверенно ходить. Этот инструмент стал его верным спутником на всю жизнь, продолжением его души. Природный талант, помноженный на невероятное трудолюбие и страстную любовь к музыке, определил его дальнейший путь.
Уже в юности стало ясно, что перед нами – незаурядная личность. Его музыкальное образование началось в Алма-Атинском музыкальном училище, а затем продолжилось в консерватории имени Курмангазы. Важнейшим этапом стало обучение на дирижерском факультете Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, где он оттачивал свое мастерство под руководством выдающихся педагогов. Тлендиев уникальным образом сочетал в себе глубокое знание казахской народной музыки, ее корней и традиций, с блестящим владением европейской композиторской техникой и дирижерским искусством. Это сочетание позволило ему создавать произведения, которые были одновременно и глубоко национальными, и понятными, близкими слушателям далеко за пределами Казахстана.
Творческое наследие Нургисы Тлендиева огромно и многогранно. Он автор более 500 музыкальных произведений самых разных жанров. Это и величественные симфонические поэмы, и проникновенные кюи для оркестра народных инструментов, и оперы («Алтын таулар» / «Золотые горы» в соавторстве с К. Кужамьяровым), и балеты, и музыка к театральным постановкам и кинофильмам. Кто не знает его щемящую, полную нежности и трагизма музыку к киношедевру «Кыз-Жибек»? А задорные, искрящиеся юмором мелодии из фильма «Меня зовут Кожа»? Эти саундтреки давно живут своей жизнью, став народными хитами.
Особое место в его творчестве занимают кюи – жемчужины казахского инструментального искусства. Тлендиев не просто исполнял народные кюи, он создавал свои собственные, ставшие классикой жанра. Его кюи «Аққу» («Лебедь»), «Әлқисса», «Көңілді бикеш», «Ата толғауы» – это не просто музыкальные пьесы, это целые философские размышления, картины природы, отражение истории и духа народа. В звуках его домбры оживали легенды, слышался шепот ковыля, шум ветра в горах, ржание коней и голос самой Вечности. «Аққу» – это гимн верности, чистоты и красоты, музыка, которая заставляет сердце замирать и очищаться.
Как дирижер, Нургиса Тлендиев был настоящим магом, способным зажечь оркестр, вдохнуть жизнь в каждую ноту. Он долгие годы был главным дирижером Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая, а затем возглавлял Казахский государственный академический оркестр народных инструментов имени Курмангазы. Под его управлением эти коллективы достигали невероятных высот исполнительского мастерства.
Но, пожалуй, главным детищем, квинтэссенцией его творческих и организаторских устремлений стал созданный им в 1980 году уникальный фольклорно-этнографический оркестр «Отырар сазы». Это был смелый и новаторский проект. Тлендиев поставил перед собой задачу не просто сохранить, но и возродить звучание древних, почти забытых казахских музыкальных инструментов – таких как жетыген, шертер, сыбызгы, сазсырнай. Он лично участвовал в поиске и реконструкции этих инструментов, собирал вокруг себя талантливых музыкантов, способных освоить игру на них. «Отырар сазы» – это не просто оркестр, это живой музей казахской музыкальной истории, это голос предков, доносящийся до нас сквозь века. Оркестр под его руководством покорил слушателей не только в Казахстане, но и далеко за его пределами, став визитной карточкой национальной культуры. И сегодня «Отырар сазы», носящий имя своего основателя, продолжает его великое дело.
Нургиса Тлендиев был не просто музыкантом, он был личностью огромного масштаба, человеком с невероятной энергетикой, страстным патриотом своей земли. Его любовь к Казахстану, к его истории, культуре, природе была безграничной и находила отражение в каждом звуке его музыки. Он был удостоен самых высоких званий и наград – Народный артист СССР, Народный артист Казахской ССР, лауреат Государственной премии Казахской ССР, и высшей степени отличия – звания «Халық Қаһарманы» (Народный Герой Казахстана). Но главная награда для него – это неугасающая любовь народа.
Его не стало 15 октября 1998 года, но музыка его бессмертна. Она звучит сегодня в концертных залах и на радиоволнах, ее изучают в музыкальных школах, она живет в сердцах миллионов людей. Мелодии Тлендиева стали частью национального кода, они узнаваемы с первых нот, они вызывают чувство гордости, ностальгии, светлой грусти и веры в будущее.
В день 100-летнего юбилея Маэстро мы вновь и вновь обращаемся к его творчеству, черпая в нем силу, мудрость и красоту. Нургиса Тлендиев – это не просто имя в истории музыки. Это душа казахского народа, воплощенная в звуках. Это голос Великой Степи, который будет звучать вечно, пока жива память, пока бьются сердца, способные слышать и чувствовать подлинное искусство. Его музыка – это мост между прошлым, настоящим и будущим, напоминание о наших корнях и о той высоте духа, к которой способен подняться человек. С юбилеем, великий Маэстро! Ваша музыка живет!