Собственность подлежит непременно продаже в той или иной форме, что ведет к сокращению бюджетного дефицита и к росту эффективности производства
В условиях Казахстана приватизация имела существенные особенности. Объективной необходимостью являлось не затягивание, а ускорение формирования рыночно ориентированных хозяйственных структур и критического слоя собственников как эффективно хозяйствующих субъектов.
Правовой основой разгосударствления и приватизации стали законы Республики Казахстан «О разгосударствлении и приватизации» от 22 июня 1991 года и «О приватизации» от 23 декабря 1995 года. Закон «О разгосударствлении и приватизации» определял приватизацию как продажу государственного имущества в собственность физическим, негосударственным юридическим и иностранным юридическим лицам, производимую по воле государства как собственника, в рамках специальных процедур. Объектами приватизации были названы такие виды государственного имущества, как государственное предприятие, учреждение, производственные и непроизводственные подразделения, имущество предприятия, акции, доли в уставных капиталах товариществ с ограниченной ответственностью и другие.
Закон «О разгосударствлении и приватизации» предусматривал следующие формы преобразования объектов государственной собственности: сдача имущества в аренду; выкуп имущества, сданного в аренду; выкуп имущества членами трудового коллектива; продажа имущества по конкурсу или на аукционе; преобразование госпредприятия в акционерное общество. При приватизации средних и крупных госпредприятий преобладало создание акционерных обществ (АО), а приватизация мелких и средних предприятий, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в основном осуществлялась через прямые продажи.
Приватизация в Казахстане прошла четыре этапа.
На первом этапе -1991-1992 годы - приватизация носила инициативный характер, когда государственные органы принимали решение после получения от коллектива предприятия соответствующей заявки. И лишь тогда проводились аукционы, конкурсы или осуществлялась безвозмездная передача трудовому коллективу производственной и социальной инфраструктуры. Была разработана первая «Программа разгосударствления и приватизации государственной собственности в Казахской ССР на 1991-1992 годы», которая основывалась на идее максимального вовлечения граждан страны в процессы изменений формы собственности через их трудовые коллективы. В качестве платежных средств населению безвозмездно предоставлялись жилищные приватизационные купоны. Этот шаг давал возможность участвовать в приватизации государственного имущества всему населению. На данном этапе приватизации происходило формирование рынка жилья, создание необходимых условий для развития рыночных отношений. Были образованы арендные и коллективные предприятия, с аукционов продавались коммунальные объекты, стал постепенно формироваться рынок услуг. По итогам первого этапа было преобразовано более 4,7 тыс. объектов государственного имущества.
Началом второго этапа приватизации в Казахстане (1993-1995) стало принятие «Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан». Это был наиболее массовый и сложный период в истории приватизации, которая осуществлялась по четырем основным направлениям: малая приватизация (аукционная и конкурсная продажа объектов торговли, бытового обслуживания и производственных предприятий с численностью работающих до 200 чел.); массовая приватизация (предприятия с численностью работающих от 200 до 5000 чел.); приватизация по индивидуальным проектам (предприятия с численностью свыше 5000 чел.); приватизация агропромышленного комплекса.
В республике было реализовано более шести тысяч объектов, появились и начали продуктивно работать тысячи частных предприятий, принадлежавших малому и среднему бизнесу.
Всем гражданам Казахстана в Народном Сбербанке были безвозмездно открыты персональные счета приватизационно-инвестиционных купонов (ПИК).
Каждый гражданин Казахстана мог вложить свои купоны только в акции инвестиционно-приватизационных фондов (ИПФ), которые могли приобретать за купоны акции госпредприятий на специальных аукционах. Граждане стали акционерами созданных в ходе приватизации акционерных обществ или фондов. Однако из большинства акционеров так и не получилось эффективных собственников. Большинство ИПФ обанкротилось.
Важное значение имело акционирование по индивидуальным проектам. Алматинский табачный комбинат стал первым предприятием, проданным по индивидуальным проектам.
Для дальнейшей приватизации Казахстан стал привлекать иностранный капитал и были созданы совместные предприятия с участием иностранного капитала.
Первоначально иностранным инвесторам осуществлялась продажа только отдельных крупных предприятий. Это было вызвано необходимостью вывода предприятий республики из критического состояния, когда многие производства оказались под угрозой остановки и фактического банкротства. Особенно сложной ситуация была на крупнейших предприятиях металлургии: только масштабные частные инвестиции могли спасти Карагандинский металлургический комбинат, испытывавший на тот момент серьезнейшие проблемы. Поэтому новым собственником Карметкомбината стала индийская компания «Mittal Steel», которая по долгам предприятия заплатила $350 млн, а общая сумма инвестиций за восемь лет с момента приватизации составила почти $1 млрд. Приватизация дала свои результаты для государственного бюджета. В 1996-1997 годах поступления от приватизации уже составляли около 20-30% от доходной части бюджета.
Третий этап приватизации (1996-1998) стал этапом перехода к секторным программам, когда началась приватизация в электроэнергетике и нефтегазовой отрасли, а также в социальной сфере - здравоохранении, образовании, науке и культуре. Именно в этот период начали формироваться отечественные полноценные инвесторы, способные выкупать крупные промышленные предприятия. Всего за второй и третий этапы были приватизированы 94 крупных предприятия, из них 57 передано в собственность иностранным инвесторам, что позволило создать компании с участием частного и государственного капитала, сохранить рабочие места и укрепить экономику страны.
Процесс приватизации сформировал частный сектор экономики, но не привел к росту производства. Происходило дальнейшее свертывание производства и сельского хозяйства, главными причинами которого было отсутствие инвестиций в производство, убыточность большинства предприятий и их неконкурентоспособность на рынке. На фоне углубляющегося экономического кризиса продолжалось падение жизненного уровня населения. Очень часто собственность превращалась в объект злоупотреблений и спекуляций. Новые хозяева приватизированных предприятий резко сократили объемы вложений в программы развития производства. Зарплата рабочим не выплачивалась месяцами, что вынуждало их продавать свои акции за бесценок. Началось вторичное перераспределение собственности в пользу крупных держателей акций, фондов, крупных фирм.
А.СУЛЕЙМЕНОВ
Материал взят из книги: Аяган Б., Ауанасова А., Сулейменов А. Новейшая история Казахстана (1991-2014). - Алматы: Атамура, 2014. – 368 с.