Депортация крымских татар стала продолжением цепочки незаконных и преступных действий со стороны советского правительства в отношении представителей народов СССР
Великая Отечественная война раскрыла низкую подготовку советской армии и ее неспособность противостоять более организованным частям немецкого вермахта. К середине сентября немцы овладели Смоленском, Киевом и подошли к Крыму. Помощь немецким войскам оказывала румынская армия, которая с трудом отражала налеты советской авиации на свои нефтепромыслы.
Для немецкого командования Крым имел первостепенное значение. Во-первых, удар по Крыму открывал перед немцами доступ к нефтяным районам Кавказа. Во-вторых, в случае захвата крымской авиабазы, советская авиация лишилась бы возможности атаковать Румынию, а немцы, наоборот, смогли бы наносить точечные удары по Кавказу. Военное командование СССР понимало стратегическую важность Крыма и сгруппировала все силы для его обороны.
Однако оборона Крыма не дала должного результата. К ноябрю 1941 года большая часть полуострова оказалась под контролем немецких частей. На оккупированных территориях повсеместно создавались крымскотатарские мусульманские комитеты (Симферопольские мусульманские комитеты). Английские исследователи Чарльз Диксон и Отто Гейльбрунн писали:
«Уже в октябре 1941 года для борьбы с партизанами немцы стали привлекать также (крымских) татар, которые всегда враждебно относились к большевистскому режиму. Были сформированы так называемые «татарские отряды самообороны», которые оказали немцам большую помощь». Этим отрядам, насчитывавшим, обычно, 70-100 человек в каждом, выдавалось советское трофейное стрелковое оружие и назначались инструктора – немецкие унтер-офицеры. Главная задача этих отрядов «заключалась в охране своих селений от нападения… партизан»
Немцы без крови и насилия сумели перетянуть на свою сторону крымских татар. В книге «Крымскотатарские коллаборационистские формирования в период Великой Отечественной войны» автор указывает на причины, побудившие крымских татар перейти на сторону оккупантов. Во-первых, немецкое командование не подвергало репрессиям местное население, а разъясняло им, что «раньше они ошибались, а теперь должны с оружием в руках провести работу над ошибками». Во-вторых, немцы выпустили директиву, согласно которой в обращении с военнопленными следовало учитывать их национальную принадлежность, т.е. строгое обращение позволялось только с ярыми фанатиками коммунизма, к которым сложно было отнести крымских татар.
Помимо выданных авансов, немецкие военные формирования, в отличии от советских идеологов, не препятствовали возрождению мусульманской религии и связанных с ней традиций и обычаев. Более того, с приходом немцев в Крыму началось восстановление мечетей, бытовых мусульманских обычаев, богослужение в мечетях. Представители духовенства тоже были на стороне оккупантов. Так, 3 января 1942 года, на первом заседании Симферопольского мусульманского комитета главный мулла общины заявил, что «его религия и верование требуют принять участие в священной войне вместе с немцами, ибо окончательная победа для татар не только означает уничтожение советского господства, но снова дает возможность следовать нашим религиозным и моральным обычаям». После окончания заседания, по воспоминаниям оберфюрера СС Олендорфа, татары произнесли три молитвы: за победу, за фюрера и за погибших солдат.
Условия, которые создало немецкое командование, и отношение крымских татар к советской власти вылилось в разные формы военно-политического сотрудничества между местным населением Крыма и нацисткой Германией. Советское руководство заранее вело подготовку к партизанской войне в Крыму. Однако с первых дней партизанской войны ряды партизан стали сужаться по причине массового дезертирства. Вместе с собой дезертиры уносили и продовольствие партизан.
Немецкое руководство активно привлекало крымских татар в свои вооруженные отряды для борьбы с партизанами. Крымских татар Адольф Гитлер даже упомянул в одном из своих выступлений в мае 1942 года:
«В частях германской армии, наряду с литовскими, латышскими, эстонскими и украинскими легионами, принимают участие в боях с большевиками также татарские вспомогательные войска… Крымские татары всегда отличались своей военной доблестью и готовностью сражаться. Однако при большевистском господстве им нельзя было проявить этих качеств… Вполне понятно, что они плечом к плечу стоят с солдатами германской армии в борьбе против большевизма»
Кроме того, вместе с оккупацией Крыма, местное министерство народного просвещения и пропаганды начало выпуск газеты «Освобожденный Крым», в котором публиковались материалы антисоветского и антисемитского характера.
«Хитрая Англия навсегда потеряла Европу, которую порабощала веками… Политический авантюрист Англии Черчилль и его единомышленник Сталин, обнявшись вместе под руководством Америки и жидовско-империалистических банкиров всего мира, во главе с жидом Рузвельтом, который борется за существование в мире жидовской власти, продолжают войну…»
«Являясь старшим официантом американских жидов-банкиров, Черчилль… объявил войну против германского правительства…»
«Совместно со славными братьями-немцами, подоспевшими, чтобы освободить мир Востока, мы, крымские татары, заявляем всему миру, что мы не забыли торжественных обещаний Черчилля в Вашингтоне, его стремления возродить жидовскую власть в Палестине, его желание уничтожить Турцию, захват Стамбула и Дарданелл… Восток ждёт своего освобождения не от солгавшихся демократов и аферистов, а от национал-социалистической партии и от освободителя Адольфа Гитлера. Мы даём клятву идти на жертвы за такую священную и блестящую задачу»
20 марта 1942 года
Газета «Азат Кърым» («Освобожденный Крым»)
После восстановления советского господства на территории Крыма, 11 мая 1944 года, Иосиф Сталин издал Постановление о поголовной депортации крымских татар. Официальное обоснование этого решения звучало также, как и при выселении кавказских народов – «Коллаборационизм».
У современных исследователей истории депортации крымских татар, помимо обвинений в пособничестве и сочувствии врагу, были и другие версии относительно причин для выселения народа. Одним из таковых были территориальные претензии СССР к Турции. Дело в том, что в период Великой Отечественной войны Сталин готовился к войне с Турцией, которую фашистская Германия активно склоняла к вступлению в войну на своей стороне. Депортация крымских татар в этом случае исключала вероятность перехода крымских татар на сторону этнически близкого народа. К слову, такие депортации назывались интернированием и активно использовались правительством США против Японии и правительством Канады против японцев и англичан.
Вторая причина менее реалистична, но на нее ссылались еврейские исследователи А. Харкави и Б. Невельштейн. В этом случае предполагалось выселение крымских татар с целью заселить освобожденные территории еврейскими переселенцами, которые должны были обживать территории на юге Украины и Северном Кавказе. Об этом проекте говорил вице-президент Югославии Милован Джилас. С его слов в одной из своих поездок с И.Б. Тито в СССР, он спросил Сталина почему крымские татары были депортированы, на что последний сослался на обязательства перед Рузвельтом о переселении евреев в Крым в рамках совместного советско-американского проекта «Крымская Калифорния».
Однако ни одна из указанных фактов не нашел убедительных аргументов в свою защиту. Официальное обоснование опиралось на дезертирство 20 000 крымских татар из Красной Армии, организацию принудительной депортации 50 000 советских граждан, сформированными при оккупации комитетами, а также угрозу государственной безопасности ввиду нахождения враждебного населения в пограничном районе.
После освобождения Крыма часть крымскотатарских коллаборационистов была эвакуирована немецкими войсками в Германию, а другая часть была арестована органами НКВД (5 381 человек). Коллаборационистов выдавало большое количество оружия, обнаруженное в ходе обыска. В ходе обыска было изъято 5 395 винтовок, 337 пулеметов, 250 автоматов и 31 миномет.
Современные исследователи истории Второй Мировой войны указывают на то, что против советской власти воевало до 80% мужского населения призывного возраста из числа крымских татар, а на стороне СССР было лишь 15%. Однако репрессиям подверглись даже эти 15%. Некоторые офицеры из числа крымских татар (Амет Хан Султан и Эмир Усеин Чалбаш) не были депортированы, но им было запрещено жить в Крыму. Крымские татары, которые успели покинуть Крым до оккупации, также подвергались депортации.
Более 32 000 сотрудников НКВД начали мероприятия по выселению крымских татар утром 18 мая и полностью завершили 20 мая 1944 года. На сборы депортированным давалось до тридцати минут, после чего их свозили к железной дороге, откуда эшелоны везли их в места депортации. При депортации у крымских татар было обнаружено и изъято 9 888 винтовок, 724 автомата, 622 пулемета и 49 минометов.
Депортированным разрешалось взять с собой предметы первой необходимости, одежду, личные вещи и провизию в количестве 500 кг на семью. Если же семья имела больше продуктов, то оно обменивалось на квитанции, по которым по месту прибытия можно было получить муку, крупу или овощи. В пути суточный рацион для переселенцев составлял порядка 500 г хлеба, 70 г мясо-рыбы, 60 г крупы, 10 г масла. Каждый эшелон был снабжен одним врачом и двумя медсестрами, а в вагонах были установлены печки и нары.
Архивы НКВД указывают, что переселению подверглось 183 155 человек, однако эта цифра сильно разнится с данными Национального движения крымских татар (НДКТ): 423 100 человек, 89% из которых женщины и дети. Согласно официальным данным, в дороге погиб 191 человек. НДКТ винит в этом нехватку воды, еды и медицины, а советские источники указывают на факторы старости и болезней, не связанных с депортацией.
К ноябрю 1944 года в Казахстане проживало 4 286 крымских татар. Гораздо больше спецпереселенцев приняла Узбекская ССР (151 136) и Марийская АССР (8597). В Казахстане крымские татары были расселены в Усть-Каменогорске, Зыряновске, в Аягозском, Глубоковском, Курчумском, Уланском и Урджарском районах Восточно-Казахстанской области и Карагандинской области.
Результатом переселения крымских татар явилось полное исчезновение этноса из Крыма. Для установления масштабов потери населения летом 1944 года была проведена упрощенная перепись населения Крыма. Оказалось, что к тому моменту на территории полуострова проживало 379 тысяч человек, 75% русских и 21% украинцев. Это при том, что согласно переписи 1939 года жилой фонд и экономика полуострова может вместить до 1,2 миллиона человек.
Руководство СССР в спешном порядке принялось решать проблему освоения земель и в добровольном порядке в Крым прибыло 64 тысячи человек. Согласно переписи 1959 года население Крыма достигло 1,2 миллиона человек, но в принципиально другом этническом масштабе (71% русских, 22% украинцев, 2% белорусов). Кроме этого, советское руководство приняло изменение национальной политики в отношении татар. В СССР стали предприниматься действия по ассимиляции крымских татар с татарами. Для этого крымским татарам дали возможность переселиться в Татарстан. Отчасти это решение было принято в целях ослабления влияния Турции в Крыму.
12 долгих лет, до 1956 года, крымские татары были ограничены в правах: их ставили на учет как спецпереселенцев, регистрировали в комендатурах, переезд в другой район только по «приглашению» родственников, проживающих там, пятидневный арест на выход за пределы места депортации, а последующие выходы карались сроком до 20 лет.
После отмены всех санкций против татар в 1967 году Президиум Верховного Совета СССР осудил предыдущий законодательный режим. Однако, это не помогло крымским татарам вернуться на родину. Напротив, в СССР все еще существовал паспортный режим, который буквально привязывал их к месту ссылки. Дело в том, что при депортации крымским татарам выдавались земельные участки в местах депортации, бесплатные строительные материалы и ссуду на 5000 рублей на строительство дома. Это обязывало крымских татар проживать в этих домах.
Иллюстрация Рустема Эминова из серии «Унутма - Помни»
Только 28 ноября 1989 года Верховный Совет СССР объявил законным право крымскотатарского народа вернуться в Крым. Согласно Постановлению, для возвращения в Крым (в Крыму дома им выдавались бесплатно) крымским татарам надо было лишь продать свои имущество в местах депортации, что принесло народу экономическую прибыль. До распада СССР в Крым вернулось порядка 150 тысяч человек, а после – около 60 тысяч.
Репрессивный характер депортации в отношении крымских татар был признан еще в Советском Союзе. Что касается современности, то история крымскотатарской депортации нашла отражение в работах художника Рустема Эминова (серия полотен «Унутма - Помни»), художественных фильмах Ахтема Сейтаблаева «Хайтарма», а в 2016 году украинская певица выиграла конкурс Евровидение 2016, исполнив композицию «1944», посвященную депортации крымских татар.