Роза Багланова. Девушка, которая хотела петь
15.07.2020 3863
Многие знают Розу Багланову как казахскую оперную и эстрадную певицу, Народную артистку КазССР, а позже – всего СССР и независимого Казахстана. Между тем, ее имя было известно далеко за пределами страны, а некоторые и вовсе называют ее основательницей и родоначальницей эстрадного песенного искусства. Портал Qazaqstan Tarihy расскажет историю простой девушки из Казалинска, которая хотела петь

Роза Багланова родилась 1 января 1922 года на берегу Сырдарьи, в городке Казалинск. Семья, по рассказам самой Баглановой, была богатой. Она же была младшей и единственной дочерью Тажибая и Аккуруш. Она пела с самого детства. Ее увлечение активно поддерживали родители, вторая супруга отца татарка Марьям, бабушка Кундей и брат Идрис. Бабушка обладала большим вокальным талантом, играла на гармони, любила петь и учила этому саму Розу. Роза Тажибаевна вспоминала, что частенько Кундей-аже, вышивая сырмаки и одеяла, пела, а сама Роза подпевала ей. Некоторое время спустя, уже ученицей школы она выступала на районных, городских, областных и республиканских конкурсах и смотрах художественной самодеятельности.

Вскоре погиб отец, а следом наступил голод. В своей книге Багланова писала:


«Ежедневно мы слышали о том, что кто-то умер в ауле голодной смертью. Дети и взрослые опухали от голода. Говорили, что целая семья вымерла. Каждый день мы слышали о кончине кого-то из наших знакомых. Это были страшные годы. Казалось, что завтра смерть постучится и к тебе в дом».


От голодной смерти семью спасло богатое приданое бабушки Кундей. Уже в преклонном возрасте Роза Тажибаевна вспоминала как в те страшные дни, чтобы прокормить внуков и свести концы с концами, ее Кундей-аже доставала из тайника блюда, подносы, ложки, пояса и браслеты из чистого серебра и обменивала их на хлеб, чай, муку.

В 1939-1941 гг., сразу после окончания школы, Роза училась в педагогическом институте в Кызылорде. После того, как ее брата Идриса призвали в армию, она осталась единственной кормилицей в семье. Ей пришлось бросить учебу на третьем курсе и отправиться с семьей в Ташкент, где поступила на заочное отделение в Ташкентский текстильный институт. Там в то время ее могли обеспечить жильем в общежитии, питанием и подработкой ткачихи. Брата Идриса Роза больше никогда не увидела. Сразу после службы его отправили на фронт, откуда он так и не вернулся.

Но ткачихой она не стала. Судьба подарила ей встречу с директором узбекской филармонии и солистом Ташкентского оперного театра Мухитдином Кари-Якубовым, воспитавшим не одного народного артиста. Встреча и вправду была случайной. Кари-Якубов проходил мимо одного из частных домов и услышал, как поет девушка. Ему очень понравился голос, он остановился и стал слушать. Дослушав, он зашел в дом и поговорил с Розой, а потом с ее матерью. Так, в 1941 году Роза Багланова стала артисткой Государственного женского ансамбля песни и пляски Узбекской ССР.

На ее дебютном концерте в Ташкентском оперном театре в зале, среди прочих, был первый секретарь местного ЦК КП Осман Юсупов. Он настолько восхитился ее талантом, что, поблагодарив Кари-Якубова, пообещал ей посодействовать в получении направления на учебу в Москву. На следующем концерте, после выступления Баглановой, Юсупов вручил ей тысячу рублей и дал обещанное направление в Московскую консерваторию.

Совсем скоро Роза Багланова стала любимицей Юсупова. Она вспоминала, что благодаря помощи первого секретаря сумела получить не только обставленную всеми удобствами пятикомнатную квартиру в центре города, но даже собственное пианино и концертные платья. О том, что певица была окружена заботой Юсупова, говорит и другой случай, подробно описанный в автобиографии Баглановой:


«В то время в Центральном комитете партии Узбекистана работал казах по фамилии Сарыкулов. Через него Осман-ака оказывал материальную помощь моей семье. Как-то раз Сарыкулов принес мне продукты питания и, как бы шутя, сказал: «Вот, Розочка, свяжись с папой (имея в виду Османа-ака) по «хитрому» телефону и сообщи обо мне хорошие сведения».


Между тем, Роза Багланова не успела получить образование в Москве. Разразилась война, а сама певица в составе ансамбля отправилась на фронт, где выступала перед бойцами Красной армии прямо на передовой.

За четыре года ансамбль дал более тысячи концертов, выступая в пятистах метрах от линии фронта. Добираться до передовой приходилось пешком, преодолевая до пятнадцати километров в полном обмундировании, с оружием наперевес (уже в преклонном возрасте она писала, что до сих пор на себе ощущает тяжесть винтовки) и концертными костюмами за спиной. Миниатюрной Розе с ее 33 размером ноги приходилось набивать сапоги самого маленького солдатского 39-го размера портянками и ветошью, а одежду ушивала вдвое. Сценой могли стать кузов грузовика, гусеницы танка или обычная повозка, но это не помешало фронтовым концертам ансамбля пользоваться огромным успехом.

В этот период она впервые услышала песню «Ах, Самара-городок» в исполнении Лидии Руслановой. Вскоре она стала сама исполнять ее. К слову, сама Лидия Русланова, признав ее исполнение лучшим, уступила Баглановой песню. Она и стала визитной карточкой Розы Тажибаевны и гвоздем программы на каждом ее концерте.

В ходе этих выступлений Роза Багланова могла петь по 10-12 часов подряд, не обращая внимания ни на нагрузку, ни на разрывавшиеся вокруг снаряды. В один из таких дней она получила ранение, которое почти лишило ее зрения. Во время одного из выступлений начался артобстрел, а следом за ним – минометы:


«Вдруг я почувствовала нестерпимую боль в глазах, словно они загорелись. А под левым глазом обнаружила что-то похожее на горячий острый кончик иголки. Это маленький осколок попал мне в роговицу левого глаза. Спустя четыре часа глаз почернел, словно обуглился. Меня повезли в ближайший госпиталь, дали лекарства, но оперировать не стали. Врачам было не до меня, и я это понимала: рядом на койках стонали солдаты без рук и без ног. Через некоторое время я ослепла на оба глаза»


Впоследствии, Багланова перенесла шесть операций и сумела вернуть себе зрение, но ранение не раз напоминало о себе в течение всей последующей жизни артистки.

На фронте Роза Багланова не только пела, но и помогала санитарам переносить и перевязывать раненых. Она бралась за любую, даже самую сложную работу. За свое мужество Роза Багланова, единственная из советских артистов, дважды была награждена медалью «За боевые заслуги». Первую ей вручал маршал Конев, а вторую – маршал Рокоссовский.

В первые послевоенные годы она работала в Казахском государственном академическом театре оперы и балета им. Абая (1947-1949 гг.), а после посвятила одиннадцать лет Республиканской филармонии им. Жамбыла (1949-1960 гг.) и в 1960 году присоединилась к концертному объединению «Казахконцерт».

В целом, эти годы стали для Розы Баглановой поистине звездными. Она стала одной из самых известных артисток на территории Казахской ССР и Советского Союза. 9 мая 1945 года она принимала участие на Победном концерте в Берлине, через год стала участницей второго Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Москве, а в 1949 году снялась в документальном кинофильме советско-венгерского производства «Юность мира». В 1955 году ей присвоили звание Народной артистки Казахской ССР. Через 12 лет она становится уже Народной артисткой СССР.

Вместе со славой на всей территории Советского Союза, к ней пришла и слава мировая. Ее концерты в Польше, Германии, Венгрии, Австрии, США, Чехословакии, Китае, Корее, Индии, Канаде, Швеции, Бельгии, Бирме проходили с аншлагом. С концертами она побывала на всех континентах земного шара, кроме Австралии. И в каждой стране она неизменно поет на местном языке. Так, в репертуаре Розы Баглановой были песни на двадцати пяти языках. Интересно, что все началось после случая на фестивале молодежи и студентов в Будапеште. К ней привели пожилого словака, большого поклонника ее таланта, который попросил на предстоящем концерте исполнить словацкую народную песню. Розе песня понравилась, и они с музыкантами тут же разучили ее. На следующий день выступление Баглановой произвело настоящий фурор. Весь зал пел вместе с Розой, а потом долго аплодировал, не отпуская ее со сцены.

К этому следует прибавить знакомства, которыми она обросла. В частности, Роза Багланова рассказывала:


«Я видела многих мировых государственных деятелей. Сидела с ними за одним столом. Это не простые люди: Сталин, Хрущев, Брежнев, Ким Ир Сен, Мао Цзэдун. Дважды гостила у Джавахарлала Неру и Индиры Ганди. Ее сына Раджива видела совсем подростком, ему было четырнадцать лет»


В творческой жизни Розы Баглановой были тысячи сцен – подмостки Кремлевского дворца съездов, лучшие советские, европейские и американские театры. И лишь в Казахстане она по-прежнему выступала в театрах, неспособных вместить даже тех, кто желал попасть на ее концерт. Мечтая о большой сцене на Родине, Багланова неустанно ставила этот вопрос на самом высоком уровне. И вот, наконец, в 1967 году в Алматы началось строительство Дворца Республики, позже признанного памятником архитектуры и градостроительства. Сын Розы Баглановой Тажен вспоминал, что его мать все же добилась от властей одобрения строительства, но совсем скоро процесс остановился. Проект застопорился в Москве. Тогда она отправилась в Москву с письмом. Когда она вернулась, оказалось, что местные чиновники обиделись на нее, дескать, почему она не подождала, а сразу отправилась в Москву.

Восемь лет спустя на сцене этого Дворца состоялся сольный концерт Розы Баглановой. Мало кто знает, но это событие могло и вовсе не произойти. Дело в том, что незадолго до концерта, зрение Розы Тажибаевны ухудшилось настолько, что она почти не видела. Так через много лет сказалось фронтовое ранение. На все попытки отговорить Розу Тажибаевну от выступления и срочно ехать на операцию в Москву певица, улыбаясь, отвечала: «Люди ждут моих песен. Я должна петь». Выход из положения предложил дирижер оркестра, телевидения и радио Казахской ССР Кенес Дуйсекеев. Перед концертом вместе с ним она отсчитала определенное количество шагов в центре сцены и во время выступления Роза Багланова передвигалась строго в этом периметре.

Голос Розы Баглановой больше сорока лет звучал на Казтелерадио. Не одно поколение выросло на «Сказках дядюшки Ердена», а записывалась программа с 1959 года. Каждый день дети слушали рассказы о добре и зле, о приключениях сказочных персонажей. Едва заслышав первые аккорды песен, претворявшие программу, дети сбегались к радио, погружаясь в мир чудес. А исполнила эту песню озорно и весело именно Роза Багланова. О том, как удалось заполучить голос Баглановой для детской программы, композитор и Народный артист Казахской ССР Ескендир Хасангалиев вспоминал так:


«Однажды детская редакция говорит: «Слушайте, мы хотим сказку для детей по радио». Вспомнил свое детство, сочинил песню. Она так и называлась – «Сказки дедушки Ердена». Теперь встал вопрос, кто будет ее исполнять? На слуху голос Розы-апай. Даже в ауле, когда я учился в школе, я всегда по радио слышал ее голос. Я говорю: «Кажется, детские песни ей как раз подходят». Подумал и пошел к ней. Жду, через некоторое время появляется: Роза-апай выходит из «Волги», в очках, порхает! Потихоньку подошел, поздоровался, а она так сразу: «Айналайын, кімсің?». Я осмелел и сказал, мол, работаю на радио редактором, немного пою, что песню написал. Она предложила войти в класс с роялью, послушать мою песню. Там я ее сыграл. Тогда она сказала: «Мне понравилось, давай запишем. Только с одним условием: договорись со студией - ты же там работаешь, а я приеду и запишу».


Роза Багланова дважды была замужем. Первого мужа выбирали ее матери. Они надеялись выдать дочь замуж, и каждый раз называли ей имена завидных женихов. Среди прочих, в этом списке присутствовало имя отца будущего министра юстиции Республики Казахстан Загипы Балиевой – Яхия. Но вышла замуж Роза Багланова за Героя Советского Союза Садыка Абдужаппарова. Он был на три года моложе Баглановой и, по уверениям матерей (в частности, Мариям), был красив и скромен. Они поженились в 1945 году и прожили в браке семь лет. Причиной развода сама Р. Багланова называла ревность и гастрольную жизнь известной певицы, отчего супруги мало виделись:


«Про таких мужчин говорят, что они ревнуют жен к собственной тени. Мне было очень тяжело. Пришлось расстаться со слезами на глазах»


Со вторым супругом Сатыбалды Жатпаевым жизнь также не сложилась. Много лет спустя она признается, что не хотела выходить за него замуж:


«А второй муж был пройдохой, другого слова я не подберу. Если сказать честно, не хотела выходить за него замуж, мама настояла. С мужем я рассталась, он начал пить, вел разгульный образ жизни. Он умер от инфаркта. Этот мужчина пытался представить меня окружающим глупой и недалекой.


Поначалу делал вид, будто восхищается моим талантом. На самом же деле он преследовал выгоду. Я помогла ему защитить докторскую диссертацию в Москве, найти работу. Пока он защищался, я работала за двоих, кормила семью и содержала его мать. Академики из Москвы общались с ним только потому, что он был мужем Баглановой. Я так хотела дотянуть его до своего уровня, но не получилось. Каким он был, таким и остался»

Роза Багланова скончалась 8 февраля 2011 года на 89 году жизни. Своим талантом и выдающимся исполнительским мастерством она заслужила особое уважение и любовь не только своего народа, но и всего мира. Она вдохновляла воинов на подвиги в годы Великой Отечественной войны и восхищала слушателей в послевоенный период.