История создания Конституции
28.08.2020 2302

30 августа 1995 года, 25 лет назад была принята Конституция Республики Казахстан. Последующее совершенствование Конституции во многом определило современное развитие Казахстана как демократического, светского, правового и социального государства.

 

День Конституции является особым праздником в календаре знаменательных дат и событий Казахстана. Основной закон определяет государственное и общественное устройство, организацию государственной власти, взаимодействие граждан, общества и государства в стране. В Казахстане после обретения независимости возникла необходимость принятия основного закона страны - Конституции.

Первая Конституция независимого Казахстана, принятая 28 января 1993 г., заложила основы конституционного строя: независимость государства, политическое самовыражение, принцип разделения властей, признание казахского языка государственным и др.

Однако в ходе дальнейшего развития общества, формирования новых общественных институтов встал вопрос о разработке новой Конституции, направленной на решение насущных проблем на новом этапе развития государства.

22 мая 1995 г. в целях анализа и проведения независимой экспертизы был создан экспертно-консультативный совет при Президенте по проекту новой Конституции Республики Казахстан. В её состав вошли отечественные доктора, кандидаты юридических наук, такие как Ю.Г. Басин, В.А. Ким, К.А. Колпаков, А.К. Котов, Б.А. Мухамеджанов, Е.К. Нурпеисов, Г.С. Сапаргалиев, М.К. Сулейменов и Н.А. Шайкенов, а также иностранные эксперты: С.С. Алексеев – председатель Научного совета исследовательского центра Российской Федерации, Жак Аттали – советник Государственного совета Франции и Роллан Дюма – председатель Конституционного Совета Франции.

Совету было дано время до 10 июня 1995 г. рассмотреть и обобщить замечания и предложения, высказанные в ходе всенародного обсуждения проекта новой Конституции [1].




Всенародный характер обсуждения Конституции подтверждается замечаниями и предложениями отдельных граждан, трудовых коллективов, творческих союзов, общественных организаций и политических партий.

Если опереться на статистику проведённой работы по новой Конституции, то она выглядит так: 33 тыс. коллективных обсуждений, с участием около 3 млн человек, учтено 1100 замечаний, изменены 55 статей из 95 предложенных [2].

Столь большое количество замечаний и предложений, высказанных в ходе всенародного обсуждения, свидетельствует о том, что общественность страны не осталась в стороне и активно участвовала в написании основного закона – Конституции.

После кропотливой работы экспертов 28 июля 1995 г. был подписан Указ Президента Республики Казахстан «О проведении 30 августа 1995 г. республиканского референдума» по проекту новой Конституции страны, а 1 августа проект Конституции был опубликован в средствах массовой информации [3].

Как отметил Президент РК Н.А. Назарбаев на пресс-конференции 1 августа 1995 г., в день опубликования проекта Конституции, «...многонациональный народ нашей страны в целом проявил неподдельный интерес и основные положения Конституции были поддержаны и по социологическим исследованиям, которые мы проводили, и по обсуждению в коллективах, и отдельных людей. И этот интерес понятен, потому что данный документ затрагивает судьбы миллионов людей, которых волнует будущее нашей страны, а значит и будущее всех нас» [2].

31 августа 1995 г. на пресс-конференции по итогам референдума о принятии Конституции Республики Казахстан Президент Н.А. Назарбаев заявил, что «В референдуме приняли участие свыше 8 млн. человек, что составляет 90,51% всех избирателей. За новый основной закон проголосовали 89,1% принявших участие избирателей».

За ходом референдума наблюдали 1030 контролёров разных политических организаций и движений страны, в том числе 9 иностранных государств [4].

Выступая на церемонии представления новой Конституции Республики Казахстан 6 сентября 1995 г., Президент Н.А. Назарбаев отметил, что «История нашей земли богата многими знаменательными вехами, такими как создание казахской государственности, Ордабасы, жизнь и подвижничество великого Абая, немеркнущий подвиг казахстанцев в Великой Отечественной войне, другие славные деяния многих сыновей и дочерей нашей Отчизны. Все они навечно вписаны в народную память. В этом ряду и день 30 августа 1995 года, который войдёт в летопись нашей страны особой строкой» [5].




Надо отметить, что в действующую Конституцию вносились пять раз изменения и дополнения: в 1998, 2007, 2011, 2017 и 23 марта 2019 г.

В 1998 г. были внесены изменения и дополнения, которые продлили срок избрания президента с 5 до 7 лет, сенаторов - с 4 до 6 лет, депутатов Мажилиса - до 5 лет. Был снят верхний возрастной ценз для президента и всех государственных служащих. При этом 10 депутатов Мажилиса избрались по партийным спискам по системе пропорционального представительства.

Более существенные изменения в Конституцию были приняты в 2007 году: переход к пропорциональной избирательной системе, когда состав Мажилиса начал формироваться по партийным спискам; предоставление Ассамблее народа Казахстана конституционного статуса и права делегировать 9 своих представителей в Мажилис в соответствии с установленной квотой и др.

Стоит отметить, что принятые в мае 2007 г. изменения сократили президентский срок до 5 лет и сняли ограничения на избрание одного и того же лица президентом более двух раз подряд для Первого Президента.

В феврале 2011 г. в Конституцию были внесены изменения, направленные на установление конституционных основ назначения и проведения внеочередных выборов президента страны.

Поправками в марте 2017 г. полномочия Президента были перераспределены между парламентом и правительством, установлен особый правовой статус в финансовой сфере в пределах Астаны и т.д.

Последние изменения были внесены 23 марта 2019 г., связанные с переименованием Астаны в Нур-Султан. Конституционный Совет Республики Казахстан от 20 марта 2019 г. № 2 в своем заключении «О проверке проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений в Конституцию Республики Казахстан» на соответствие Конституции Республики Казахстан» установил, что «Вносимые в Конституцию Республики Казахстан изменения, касающиеся переименования столицы Республики Казахстан «Астаны» в «Нур-Султан», связаны с признанием исторической роли и увековечиванием заслуг Первого Президента Республики Казахстан перед народом Казахстана, не затрагивают вопросы независимости государства, территориальной целостности Республики, формы ее правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и не противоречат требованиям пункта 3 статьи 91 Основного Закона» [6].

Действующая Конституция Республики Казахстан является результатом работы всех казахстанцев. Сегодня наша Конституция, провозгласившая и реализовавшая такие ценности, как право на свободу слова и печати, право избирать и быть избранным, право создавать партии и общественные объединения, право на свободу вероисповедания, воплотилась в жизнь. И этот день вошёл в летопись нашей страны особой строкой. Теперь, оглядываясь назад, можно с уверенностью сказать, что принятие новой Конституции в 1995 году определило мощный импульс поступательного роста на пути эволюционного развития независимого Казахстана.

Куралай КАБДУЛОВА,

магистр педагогических наук,

Костанайская область,

Сарыкольский район

 

 

 

Список использованной литературы:

1.    Архив Президента Республики Казахстан. Ф.5-Н. Оп.1/4. Д.4779. Л.87–88.

2.    Там же. Ф.5-Н. Оп.1/4. Д.5003. Л.1, 2.

3.    Там же. Ф.5-Н. Оп.1/4. Д.4707. Л.139.

4.    Там же. Ф.5-Н. Оп.1/4. Д.5004. Л.1, 14.

5.    Там же. Ф.5-Н. Оп.1/4. Д.5041. Л.4.

6.    Заключение Конституционного Совета Республики Казахстан от 20 марта 2019 года № 2 «О проверке проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений в Конституцию Республики Казахстан» на соответствие Конституции Республики Казахстан» [Электронный ресурс] URL: // http://ksrk.gov.kz/solutions/zaklyuchenie-konstitucionnogo-soveta-respubliki-kazakhstan-ot-20-marta-2019-goda-no-2-o (дата обращения: 27.08.2020).