Залог стабильности и устойчивого развития государства
26.11.2020 1864

Глобальная пандемия коронавируса стала серьезным испытанием на прочность для политических институтов многих стран. На мировом уровне научно-экспертным сообществом бурно обсуждаются наиболее оптимальные модели политического устройства, активно пересматриваются роль государства [1].

В этих условиях накануне государственного праздника «Дня Первого Президента Республики Казахстан» особенно важно дать актуальную оценку институту президентства в Казахстане, его роли в становлении государства и решении вызовов развития.


24 апреля 1990 года в Казахстане был впервые учрежден институт президентства, и на состоявшемся тогда заседании Верховного Совета Президентом Казахской ССР был избран Н.А. Назарбаев. Эти знаковые события положили начало становлению института президентства, сыгравшего ключевую роль в укреплении государственности и суверенитета Казахстана, а также успешном развитии нашей страны.

Институт президента возник в Республике Казахстан на основе общих политико-правовых традиций и исторических корней. Конституция Республики Казахстан принятая 1995 году на всенародном референдуме закрепила основные принципы государственного устройства республики, положив начало новому этапу развития независимого суверенного государства. Конституция 1995 года на первое место в системе органов государственной власти поставила Президента. Этим было закреплено конституционное положение об учреждении президентской формы правления в Республике.

В соответствии с действующей Конституцией в Казахстане состоялась президентская форма правления, основанная на единстве власти с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви с использованием системы сдержек и противовесов. Механизм управления государством стал работоспособным и устойчивым. [2].

Президентская форма правления осуществляет инициирующую и интегрирующую роль в проведении эпохальных преобразовании, по дальнейшему укреплению Казахстана в качестве демократического, светского, правового и социального государства[3].

Основной характеристикой правового статуса Президента Республики Казахстан является Статья 40 Конституции, которая определяет место Президента в системе органов государственной власти. В соответствии с указанной статьей, Президент является Главой государства. В лице Президента персонифицируется представительство государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Одновременно Президент признается высшим должностным лицом государства. Такая его характеристика, по мысли законодателя, должна означать, что он не относится ни к одной ветви власти и занимает особое место в системе органов государственной власти Казахстана. Исходя из признания особого положения Президента, Конституция утверждает, что Президент Казахстана обеспечивает согласованное функционирование всех систем государственной власти и ответственность органов власти перед народом. И в этом казахстанская модель института президентства схожа с французской моделью: Глава государства стоит над всеми ветвями власти, выполняя арбитражную функцию и функцию организации их взаимодействия.

Формирование института президентства в Казахстане происходило в условиях глубокого кризиса, в котором находилась наша страна. После распада великой державы в период хаоса надо было срочно создавать новое независимое государство. Создавать из обрывков былых экономических связей отдельные национальные экономики, собственную интеллектуальную, духовную атмосферу.

Как показал ход истории, партийно-государственный механизм функционирования государственной власти, действовавший в Советском Союзе и странах социалистической системы, проявил свою несостоятельность в разрешении экономических, социальных и политических задач, став тормозом на пути общественного развития. Так, к началу 1990-х годов стал очевиден вакуум власти, обусловленный утратой руководящей роли Компартии в жизни республики. Прежние властные институты и структуры, сохранившие рудименты советской административно-командной системы, не соответствовали требованиям нового типа общественного устройства. Попытки Советов народных депутатов во главе с Верховным Советом, совмещавшей в себе функции представительной, исполнительной и законодательной власти, обеспечить полноценное руководство оказались безуспешными. Реалиями тех лет стали рост социальной напряженности из-за широкого спектра назревших проблем, которые требовали их скорейшего и эффективного решения. Недостатки старой модели управления – бюрократизм, не оперативность, отсутствие персональной ответственности органов и должностных лиц – были налицо.

Впоследствии комплекс причин юридического и политического характера привел к упразднению представительной советской системы для всех уровней. Однако это не означало отказа от представительской формы демократии в республике. Затем были созданы местные представительные органы маслихаты и двухпалатный Парламент.

В этот период деятельность Президента Казахстана была, как никогда, напряженной и насыщенной. После прекращения полномочий Верховного Совета и делегирования Президенту некоторых полномочий законодательного органа Глава государства в отсутствие парламента решительно и оперативно принял на себя весь груз ответственности. Как писал позже Н.А. Назарбаев, «за этот период было издано в общей сложности около 140 указов Президента, имеющих силу закона, по всем основным направлениям жизнедеятельности государства, которые помогли стране ускорить темпы реформ, прежде всего экономических, и четко определить курс развития. Именно тогда были изданы Указы Президента «О земле», «О недрах и недропользовании», «О нефти», «Об иностранных инвестициях» и другие. Этот блок рыночных по своей идеологии законов позволил существенно ускорить реформирование экономики». Были приняты также законы, посвященные вопросам государственного строительства, что имело немаловажное значение в становлении президентской системы правления. Таким образом, институт президентства в условиях постсоветской действительности оказался в роли ведущего политического субъекта и института в силу объективных обстоятельств и в становлении молодого независимого государства.

Принятие Конституции страны, введение национальной валюты, делимитация и демаркация государственной границы, учреждение двухпалатного Парламента заложили прочный фундамент поступательного и стабильного развития всего государства. Первые годы становления Независимости президентская форма правления определила институциональный ландшафт Казахстана переходу к демократическим преобразованиям и рыночной экономике [4].

Эффективность той или иной формы правления, тем более президентской зависит от управленческих и лидерских качеств первых лиц, избираемых народом, а также их патриотизма, чувства долга и ответственности перед народом. Первый Президент Казахстана Н. Назарбаев, по определению известного ученого, профессора М. Касымбекова пошел по пути нахождения «оптимальной формы правления, отвечающей условиям экономического и общественного развития конкретного государства» [5].

История сохранила для нас изречение Шарля де Голля «Талант – синоним ответственности». Казахстанцам очень повезло: таким талантом в полной мере обладает Первый Президент Казахстана, который в сложный для нашей Родины период взял на себя тяжелое бремя ответственности за судьбу миллионов казахстанцев. В своем выступлении 24 апреля 1990 года Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Деятельность Президента – это по сути своей концентрированное выражение интересов всего народа. А созидательная работа народа – это основа основ эффективной президентской власти» [5].

Наследие СССР и вся тревожность ситуации начала 90-х прошлого века четко описана в книге Н.Назарбаева «Без правых и левых»: «...любые действия, вызывающие усиление экономического и социального хаоса, приведут завтра к такой буре, которая сметет всех. И предотвратить это может только одна политика – политика здравого смысла». И результаты избранной политики Елбасы уникальны. Во-первых, это правовое урегулирование вопросов государственной границы по всему периметру территории в контексте Хельсинкского акта. Известный писатель Великобритании Джонатан Айткен об итогах этой работы в своей книге пишет: «После фантастических маневров личной дипломатии в отношениях с Борисом Ельциным» обеспечено решение приграничных вопросов с Россией; «благодаря личной дипломатии, которой Назарбаев на этот раз очаровал председателя КНР Цзянь Цземиня», две страны подписали и ратифицировали исторический Договор о двусторонней границе». Следует также отметить, формирование главного достояния – мира и согласия в стране; создание законодательной базы форсированных реформ, привлекших значительные инвестиции; формирование устойчивой демократической политической системы. В основе, которой рациональность, отмеченная им в книге «В потоке истории»: «...Безусловно, нет такой степени демократии и политической свободы, которая удовлетворяла бы всех. Мы не пошли на форсированное копирование либеральных моделей, тщательно готовили почву для каждого нового ростка демократии» [5].

Бывший руководитель администрации Президента, Президент НАО «Фонд - Отандастар» Нуртай Абыкаев вспоминает: «Для нас, казахстанцев, это сам факт создания нашего нового независимого государства, действующая Конституция Республики, передислокация столицы, уже ставшей новым мировым и региональным центром. Это целая система политических, экономических и социальных реформ, многие их которых опережают время. Это, можно сказать, «Эпоха Назарбаева», которая подготовила нас к борьбе с трудностями, к движению вперёд, к переходу в новое время. Нужно лишь уметь взять на себя такое же бремя мужества и ответственности, которое продолжает нести первый Президент страны и Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев», - заключил спикер [6].

Президентское правление особенно эффективно в период глобальных, эпохальных реформ, перехода к другой общественной формации, когда ситуация не отличается стабильностью, а также в странах с обширной территорией и в многонациональных, поликонфессиональных государствах.

Сегодня показателем высокой политической культуры является взаимодействие Елбасы и действующего Главы государства. Президент Казахстана К. Токаев в качестве магистральных ориентиров озвучил свою принципиальную позицию приверженности внешнеполитической стратегии и реализации целей и задач, обозначенных Елбасы на дальнейшую модернизацию страны.

В дальнейшем, условиях устойчивого и более высокого уровня развития, требуется расширение общественного контроля, развитию гражданского общества по взаимодействию с властью во всех вопросах жизнедеятельности, по вовлечению их в управления страной, борьбе с коррупцией. Во взаимоотношении государства и общества не должно быть отчуждённости. На новом этапе президентская форма правления должна быть более открытой для восприятия идей, инициатив общества, для интеграции в общее дело всех конструктивных сил гражданского общества и возможно большей социальной энергии.

В меняющихся условиях, президентская форма правления должна чутко реагировать на необходимость укрепления, ужесточения или ослабления тех или иных институциональных и функциональных элементов механизма управления. Можно определенно утверждать, что у второго и последующих президентов Казахстана будут не менее важные задачи. Сохранить, укрепить и развивать государство, обеспечить устойчивое развитие и процветание общества, успешно пройти периоды кризисов – не менее сложно, а может быть даже труднее [7].

Слабое и хрупкое государство не сможет ни сохранить и закрепить ранее достигнутые успехи, ни решить стоящие перед страной новые задачи. Историческая ситуация требует укрепления власти главы государства и ее модернизации за счет создания дополнительных каналов взаимодействия с гражданским обществом, достройки и информационно-технической перестройки форм и методов государственного управления, упразднения и объединения части традиционных органов управления (в том числе квазигосударственных) и создания некоторых новых, также пропорциональному развитию регионов [7].

Как заявил Глава государства К.-Ж.К. Токаев в своем ежегодном Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Следует быть готовым к совершенно новой конъюнктуре мирового рынка. Создание по-настоящему диверсифицированной, технологичной экономики для нас не просто необходимость, этот путь уже безальтернативен» [8].

Одной из стратегических тенденций эволюции государства в ХХI веке является формирование сильного, высокотехнологичного, правового государства. Для современного Казахстана это обусловлено тремя историческими блоками факторов: во-первых, необходимостью изменения структуры экономики и отхода ее от преимущественно сырьевой, ускоренного развития науки и техники, высоких и зеленых технологий, подтягивание социальной сферы, особенно образования и здравоохранения и в итоге – для вхождения в 30 наиболее развитых стран к середине ХХI века; во-вторых, это обусловлено процессом смены власти и поколении в Казахстане и неизбежностью, при всей преемственности курса, корректировки некоторых элементов механизма государственного управления; в-третьих, глобальной пандемией, связанным с ней глобальным экономическим кризисом и резким падением цен на нефть, что в совокупности, как это уже видно, приведет к уточнению стратегии развития, а также правовой, информационной, финансовой, налоговой, экономической и социальной политики как на национальном, так и региональном и глобальном уровнях.

В своем первом Послании народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана» от 02.09.2019 года Президент Казахстана К.-Ж.К. Токаев отметил: «Общественный диалог, открытость, оперативное реагирование на нужды людей являются главными приоритетами в деятельности государственных органов» [9].

В прошлом году для установления общественного диалога с гражданским обществом Главой государства был создан Общественный Совет, который регулярно рассматривает важнейшие проблемные вопросы жизни общества.

Президент, выступая на платформе Национального совета общественного доверия 22.10.2020г, подчеркнул, что предстоящая 30-я годовщина независимости должна пройти под знаком экономических и политических реформ, цифровизации, защиты прав людей, развития здравоохранения и образования, защиты экологии.

– Сейчас не время для проведения многочисленных торжеств по случаю этой важной исторической даты. Не откладывая дела в долгий ящик, мы обязаны в самые кратчайшие сроки добиться конкретных результатов, – подытожил Касым-Жомарт Токаев [10].

Достаточно долгое время представители научной интеллигенции, эксперты стран СНГ, анализируя, те или иные конкретные социально политические и экономические явления, ссылались на особенности переходного периода.

Коронавирус и глубокий мировой экономически кризис официально оформил глобальный переход стран на новый этап общественных отношений. Тем самым мы вновь переживаем переходный период. Мировой опыт, а также политическая история стран мира наглядно доказывает значимость сильной президентской власти именно в период становления новой формации. Именно президентская форма правления позволяет максимально эффективно мобилизовать как общество, так и существующие ресурсы для преодоления трудностей переходного периода.

Б.Р. ШЕРИЯЗДАНОВ,

ведущий научный сотрудник Института истории государстваКН МОН РК, 

кандидат политических наук

Использованные источники:

1. К.Жумабаев, Материалы Международной научно-практической онлайн-конференции посвященной 30-летию учреждения института Президентства в Казахстане, на тему «Президентская форма правления конституционная основа и политическая практика» стр 9; Нур-Султан, 2020г.

2. К.Мами, Материалы Международной научно-практической онлайн-конференции посвященной 30-летию учреждения института Президентства в Казахстане, на тему «Президентская форма правления конституционная основа и политическая практика» стр 12; Нур-Султан, 2020г.

3. В.Малиновский; Материалы Международной научно-практической онлайн - конференции посвященной 30-летию учреждения института Президентства в Казахстане, на тему «Президентская форма правления конституционная основа и политическая практика» стр 42-44; Нур-Султан, 2020г.

4, Б.Аяган; Материалы Международной научно-практической онлайн-конференции посвященной 30 - летию учреждения института Президентства в Казахстане, на тему «Президентская форма правления конституционная основа и политическая практика» стр 30; Нур-Султан, 2020г.

5. А.Рахимжанов; Материалы Международной научно-практической онлайн-конференции посвященной 30-летию учреждения института Президентства в Казахстане, на тему «Президентская форма правления конституционная основа и политическая практика» стр 32-33; Нур-Султан, 2020г.

6. Интервью Президента НАО «Фонд Отандастар» НуртаяАбыкаева электронный ресурс: https://www.inform.kz/ru/kak-sozdavalsya-institut-prezidentstva-v-kazahstane-rasskazal-nurtay-abykae... обращения 13.11.2020)

7. С.Ударцев, Материалы Международной научно-практической онлайн -конференции посвященной 30 - летию учреждения института Президентства в Казахстане, на тему «Президентская форма правления конституционная основа и политическая практика» стр 50-51; НурСултан-2020г.

8. Послание Главы государства Касым-ЖомартаТокаева народу Казахстана. 01 сентября 2020 г. // Официальный сайт Президента Республики Казахстан [Электронный ресурс]. URL: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g (Дата обращения 13.11.2020)

9. Послание Главы государства Касым-ЖомартаТокаева народу Казахстана. 02 сентября 2019 г. // Официальный сайт Президента Республики Казахстан [Электронный ресурс]. URL: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-1-sentyabrya-2020-g (Дата обращения 13.11.2020)

10. Сейчас не время для торжеств» — Токаев о грядущем 30-летии Независимости 22 октября 2020 года, Электронный ресурс: URL: https://365info.kz/2020/10/sejchas-ne-vremya-dlya-torzhestv-tokaev-o-gryadushhem-30-letii-nezavisimosti, Дата обращения: 19.11.2020 г.