Инвестиционная деятельность Республики Казахстан: история и перспективы
02.02.2021 4541


Одной из приоритетных задач Республики Казахстан с момента приобретения независимости явилась разработка открытой и либеральной инвестиционной политики, направленной на стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в экономику страны. «Необходимо серьезно активизировать работу по привлечению прямых иностранных инвестиций, без которых резервы дальнейшего роста экономики будут ограничены. Это одна из приоритетных задач исполнительной власти», - указывал К.-Ж. Токаев в своем Послании в 2019 году [1]. Этот вопрос вновь поднимался Главой государства на недавно прошедшем расширенном заседании Правительства РК, где им на 2021 год определены семь основных направлений, предусматривающих повышение самодостаточности экономики, привлечение инвестиций, развитие предпринимательства, инфраструктуры, качественную цифровизацию, повышение доходов населения и обеспечение занятости, а также развития конкурентоспособности человеческого капитала.


В этих целях по Карте индустриализации до конца года будет реализовано 112 проектов на сумму в два триллиона тенге. Войдут в действие сорок инвестпроектов. Система субсидирования станет прозрачной и адресной. Глава государства перед правительством также поставил задачу реформирования системы управления инвестициями. При этом, по его словам, многие вопросы государственного развития можно будет решать за счет частных инвестиций, однако здесь наблюдается стагнация и нужно принимать меры [2].

На современном этапе развития Казахстана, окончательно перешедшего на рыночные отношения реализация инвестиционной политики является одним из главных направлений (драйверов) экономических реформ, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики. С помощью иностранных инвестиций государство улучшает структуру экономики, модернизируют основные фонды и технически перевооружает предприятия, готовит специалистов и рабочих, внедряет инновации и многое другое.

Исследование сути и содержания инвестиционной политики государства всегда находились в центре внимания не только экономической, но и исторической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы социально-экономической сферы, определяя процесс экономического роста страны в целом, что в конечном итоге закономерно отражается и на повышении благосостояния народа.                

Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной политики.

Государственная инвестиционная политика подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внешняя государственная инвестиционная политика – часть внешнеэкономической политики, проводимой государством в виде установления структуры и масштабов иностранных инвестиций, как зарубежных инвесторов в отечественную экономику, так и вложения национальных инвесторов за рубежом.

Внутренняя инвестиционная политика в отличие от внешней регулирует внутренние инвестиционные потоки. Основной ее целью является определение приоритетных направлений инвестирования, обеспечение внутреннего инвестиционного спроса, формирование конкурентоспособного внутреннего рынка инвесторов, обеспечение трансформаций в инвестиции.

Теперь хотелось бы остановиться на основных этапах привлечения прямых иностранных инвестиций в нашу республику. Привлечение иностранного капитала в экономику Казахстана началось с 1992 г. в форме экспортных кредитов на двусторонней основе. В начале своей инвестиционной деятельности Казахстан активнее всего сотрудничал со следующими международными финансовыми организациями: Международным валютным фондом (МВФ), Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Азиатским банком развития (АБР), Эксимбанком Японии и др.

На первом этапе инвестиционной деятельности по привлечению в республику прямых иностранных инвестиций (1992-1993 гг.) шло создание большого числа совместных предприятий (СП) с незначительным уставным капиталом, вкладываемым в основном в сферу торгово-посреднической деятельности. В 1993 г. значительный приток прямых иностранных инвестиций был связан с крупными вложениями иностранных инвесторов в нефтегазовый комплекс Казахстана – 982 млн. долларов США, т.е. 87 % всего объема прямых иностранных инвестиций [3].

Наиболее существенный объем привлечения иностранных инвестиций приходится на следующий второй этап (1994-1997 гг.). На этом этапе инвестиционной деятельности в результате либерализации экономики стал возможным доступ зарубежных инвесторов к ключевым отраслям казахстанской экономики. С 1995 г. наблюдаются высокие темпы роста прямых иностранных инвестиций в металлургический комплекс. В 1996 г. по сравнению с 1994 г. инвестиции в эту отрасль выросли более чем в 100 раз.

В 1997 г. в группу лидеров по объемам прямых иностранных инвестиций, вкладываемых в экономику Казахстана, вышли: Япония, объем инвестиций – более 381 млн. долларов США, или 25,4 %; США – 322,4 млн. долларов США, или 21,5 %; Великобритания – 255 млн. долларов США, или 17 %. При этом было вложено в черную металлургию 40 % всех иностранных прямых инвестиций, 21,6 % - в нефтегазовый сектор; 9,4 % - энергетику. В этот же период в структуре инвестиций 49% приходилось на прямые иностранные инвестиции, 1% - на портфельные инвестиции, 28% - на кредитные средства, 22% - на займы международных финансовых организаций [4].

В ходе третьего этапа привлечения иностранного капитала (1998-2008 гг.) была осуществлена приватизация ряда крупных предприятий по инвестиционным проектам. По данным Агентства по инвестициям, общий объем привлеченных средств иностранных компаний, банков и других заимодателей в 2004 г. превысил 10 млрд. долларов США. В структуре вложенных инвестиций доля минерально-сырьевого комплекса составляла 65%, при этом осуществлялась реализация 208 проектов по углеводородному сырью. За счет иностранных инвестиций в 1998-2000 гг. приобреталось оборудование для добычи сырой нефти и природного газа, осуществлялся комплекс геолого-поисковых и разведочных работ.

Особо ускоренными темпами в Казахстане продолжала развиваться нефтегазовая отрасль. Разведанные запасы нефти составили 30 млрд. баррелей, то есть 4 млрд. тонн, газа – 3 трлн. кубических метров. Извлекаемые запасы нефти Казахстана увеличились почти в два раза. 18 сентября 2005 года в Казахстане была добыта миллиардная тонна нефти. Не случайно, что иностранных инвесторов привлекала возможность инвестиций именно в нефтегазовую отрасль. Крупнейшими компаниями-пользователями недр в этом секторе являлись отечественные и иностранные компании: «Тенгизшевройл», а также консорциумы компаний, ведущих разведку и добычу углеводородов в Карачаганаке и на Каспии.

Экономические программы, осуществляемые Правительством РК за период 1998-2008 гг., были направлены на обеспечение устойчивого экономического роста, стабилизацию макроэкономических показателей, повышение эффективности национальной экономики. К 2007 г. Республикой Казахстан было подписано и ратифицировано более 30 межправительственных соглашений с другими странами о взаимной поддержке и защите инвестиций. Важнейшее значение в деле привлечения иностранных инвестиций имеет присоединение Республики Казахстан к Энергетической хартии, а с октября 2007 года наша страна является полноправным членом Конвенции 1965 г. по проблемам урегулирования инвестиционных споров между государством и иностранным лицом.                    

Начиная с середины 2000-х годов Казахстан сам становится активным инвестором. На территории СНГ инвестиции из страны составили 25 млрд. долларов США. И этот поток стал увеличиваться, поскольку появившийся класс национальных инвесторов все активнее стал конкурировать на внешних рынках. Крупные отечественные компании владели объектами в России, Кыргызстане, Таджикистане, Грузии, Украине. В Кыргызстане действовали более 400 предприятий с участием казахстанского капитала в таких секторах экономики, как энергетика, газовая отрасль, промышленность, производство стройматериалов, банковский сектор. А всего за последние 10 лет Казахстан инвестировал в экономику Кыргызстана более 1 млрд. долларов. В эти же годы корпорация «Казахмыс» приобрела металлургический завод в Германии. Более 60 договоров и соглашений было заключено между Казахстаном и Грузией. Так, «КазМунайГаз» приступил к строительству на черноморском побережье современного нефтеперерабатывающего завода, был введен зерновой терминал в г. Баку, такой же терминал сооружен – в порту Поти, обеспечена модернизация собственных газораспределительных сетей АО «Тбилгаз». Казахстанские банки в этот период активно размещали свои капиталы в странах СНГ, в том числе и в России. По данным Агентства по статистике, к середине 2007 года рост инвестиций отмечался практически во всех регионах республики [5].

В то же время иностранные инвестиции в стратегической перспективе не могут быть единственным условием диверсификации отечественной экономики. Простое заимствование зарубежных технологий – это не выход для развития экономики независимого государства. Инновации должны были не только приобретаться из-за рубежа, но и разрабатываться внутри страны. Поэтому Казахстан в 2007-2009 гг. стал последовательно контролировать процесс деятельности иностранных бизнесменов, соблюдение ими договорных обязательств, а самое главное – недопущение ими ущерба интересам Казахстана. В условиях финансово-экономического кризиса конца 2000-х годов вопрос о соотношении иностранных и отечественных инвестиций был скорректирован. Установка Елбасы Н.А. Назарбаева была направлена на развитие, повышение казахстанского содержания в инвестиционных и операционных расходах, трудовых ресурсах в проектах иностранных инвесторов.

К следующему четвертому этапу инвестиционной деятельности по привлечению иностранного капитала в экономику страны условно можно было бы отнести 2010-2017 гг. Рост притока ПИИ в Республику Казахстан за 2010 г. составил 7,3 % (19,8 млрд. долларов) по отношению к предыдущему году. При этом за 2009 г. по отношению к 2008 г. (10,6 млрд. долларов) рост составил 73% (18,5 млрд. долларов).

Наибольший объем валового притока инвестиций был в 2012 году, который составил 28,9 млрд. долларов США. Однако затем последующие 3 года в связи с рядом внутренних и внешних факторов наблюдается спад инвестиций (снижение с 28,9 млрд. долларов США до 14,8 млрд. долларов США). Но после постепенного спада инвестиций с 2013 года в 2016 году удалось переломить негативные тренды. Так, в 2016 году вновь возобновился рост инвестиций - валовый приток ПИИ вырос почти на 40%.

По данным Национального Банка Республики Казахстан за 2005-2016 гг. объем валового притока ПИИ в Республику Казахстан составил 243 млрд. долларов США, из них в 2016 году – 20,6 млрд. долларов США, что больше по сравнению с 2015 годом на 40 %. А всего за годы независимости Казахстан привлек более 300 млрд. долларов иностранных инвестиций [6].

Таким образом, по основным критериям экономического развития республика в докризисный период была готова присоединиться к ВТО (Всемирной торговой организации). Казахстан официально вступил в ВТО 27 июля 2016 года после более 19 лет переговоров. Объем внешней торговли РК после вступления в ВТО достиг 120 миллиардов долларов. Если в середине 90-х годов Казахстан имел торговые связи только со странами постсоветского пространства, то сегодня мы торгуем со 185 государствами мира. Вступлением Республики Казахстан в ВТО осуществилась одна из важнейших задач стратегического курса страны на интеграцию в мировую и региональную экономику.

Следует отметить, что Республика Казахстан за годы независимости стала лидером в Центрально-Азиатском регионе по привлечению инвестиций в экономику.

Таким образом, в ходе реализации Инвестиционной политики государства Казахстан добился значительных успехов в развитии своего социально-экономического потенциала. Благодаря полученному иностранному капиталу Республика Казахстан укрепила свои позиции в качестве страны, обладающей мощными энергоресурсами и имеющей амбициозные, но в то же время устойчивые планы на будущее.

В 2016 году на торжественном собрании, посвященном 25-летию независимого Казахстана, Елбасы Н.А. Назарбаев перечислил «7 глобальных триумфов страны, отмеченных авторитетными мировыми экспертами». К числу больших достижений он отнес: «Привлечение в Казахстан 260 млрд. долларов иностранных инвестиций, что является признаком глобального доверия мирового бизнеса к нашей стране». Далее он отметил, что «в самые сложные годы к нам пришли такие инвесторы, как Бритиш Петролеум, Шелл, Эксон Мобилл, Шеврон, Аджип, Дженерал Электрикс, Дженерал Моторс, Миттал, Тойота, Самсунг и многие другие, которые принесли нам не только большие средства, но и привели технологию, науку и учили наших граждан работать на современном уровне» [7].

Сегодня можно констатировать, что Казахстан признан в мировом сообществе как государство с рыночной экономикой, страна первой из стран СНГ приобрела инвестиционный страновой рейтинг. Всемирный Банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций.

Одним из фундаментальных изменений, характеризующих перестройку казахстанской экономики в течение последних лет, является интенсивное формирование финансового сектора, активное развитие финансовых рынков и создание соответствующих институтов. Казахстанский рынок - один из самых привлекательных для иностранных инвесторов, при этом иностранные инвесторы ориентируются, прежде всего, на инвестиционный климат РК, который определяется независимыми экспертами и служит для указания на эффективность вложений в той или иной стране.

Огромное значение для РК имеют также внутренние инвестиции, ведь множество людей во время становления рыночной экономики сколотили себе огромные состояния, которые в данный момент лежат в европейских и американских банках, иными словами используются для инвестиций в зарубежных странах. Государство всеми силами пытается вернуть эти деньги из-за рубежа в казахстанскую экономику, что даст со временем ощутимый толчок развитию отечественного производства.

В то же время в свете кризисных явлений в мировой экономике в последние годы усилилась конкуренция между государствами по привлечению инвестиций.

В связи с этим в настоящее время Правительством РК проводится целенаправленная работа по улучшению инвестиционного климата и созданию благоприятных условий для ведения бизнеса с учетом рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В Казахстане активно действуют такие диалоговые площадки, как Совет иностранных инвесторов при Президенте Республики Казахстан, Совет по улучшению инвестиционного климата при Премьер-министре Республики Казахстан и инвестиционный омбудсмен, которые призваны оперативно решать проблемные вопросы, возникающие в ходе инвестиционной деятельности в Казахстане.

За период независимости Парламентом РК рассмотрено и ратифицировано несколько десятков соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций с иностранными государствами и одно соглашение с государствами-членами Евразийского экономического союза. 20 октября 2015 г. был принят Предпринимательский кодекс, в содержание которого были целиком включены нормы Закона «Об инвестициях» (Глава 25. Государственная поддержка инвестиционной деятельности, статьи 273-296).

К инвестиционному законодательству можно отнести и Конституционный закон РК от 7 декабря 2015 г. «О Международном финансовом центре «Астана», поскольку он был принят с целью привлечения иностранных инвесторов. Весьма значительным событием в деле реализации инвестиционной политики страны стало принятие 22 августа 2017 г. Правительством РК Программы по привлечению инвестиций «Национальная инвестиционная стратегия на 2018-2022 гг.» (далее - Стратегия).

В рамках Стратегии особое внимание уделяется не только привлечению новых инвесторов, но и удержанию действующих и стимулированию реинвестиций. В Стратегии также определены приоритетные страны для привлечения инвестиций. Так, с учетом экономических возможностей определено 36 потенциальных стран-инвесторов. Из них 11 стран являются самыми приоритетными. В частности, это США, РФ, Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, КНР, Япония, Южная Корея, Турция и ОАЭ [8].

Таким образом, радикальная инвестиционная политика в современных условиях выступает важнейшим рычагом преодоления негативных последствий экономического кризиса, структурных сдвигов в экономике, технического прогресса, повышения хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса на основе государственной инвестиционной политики является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований. В то же время рост экономики и все возрастающие потребности в капитале и технологиях требуют дальнейших институциональных реформ по созданию привлекательных инвестиционных условий и большей защите прав инвесторов в Казахстане.

Т.М. Аминов,

старший научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК,

кандидат исторических наук, ассоциированный профессор

 

 Список использованной литературы:

1. К.-Ж. Токаев, Послание народу Казахстана «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана».  2 сентября 2019 г. /www.akorda.kz.

2. Выступление Президента Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании Правительства РК «Каждое решение – на развитие страны и благо народа», Казахстанская правда, 27 января 2021 года.

3. Оспанов М.Т., Мухамбетов Г.И. Иностранный капитал и инвестиции: вопросы теории, практики привлечения и использования. – Алматы, 1997.

4. Дюсегалиева С.Б. Инвестиционная деятельность в Республике Казахстан: этапы и пути становления. – Астана, 2014.

5. Аяган Б.Г., Абжанов Х.М., Селиверстов С.В., Бекенова М.С. Современная история Казахстана. Учебник. – Алматы, 2010.

6. Статистика прямых инвестиций по направлению вложения. Национальный банк РК, 2016 (www.nationalbank.kz/?docid=680&switch=russian).

7. Выступление Н.А. Назарбаева на торжественном собрании, посвященном 25-летию Независимости Республики Казахстан. Казахстанская правда, 16 декабря 2017 года.

8. Программа по привлечению инвестиций «Национальная инвестиционная стратегия на 2018-2022 гг.», утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от 22 августа 2017 года № 498.