В разных источниках приводятся самые разнообразные данные, связанные с днем рождения Ахмета Байтурсынулы. До сих пор нет окончательной даты. В одном источнике приводится 28 января 1873 года, в другом 15 января, в-третьем, 18 января, еще в одном серьезном источнике – 5 сентября 1872 года. Мы предлагаем обзор нескольких статей, опубликованных на разных сайтах, посвященных дате рождения Ахмета Байтурсынова.
Самая распространенная в интернете версия о дате рождения Ахмета Байтурсынулы - это 28 января 1873 года. Вероятно, причиной тому послужил биографический очерк Миржакыпа Дулатулы «Ахмет Байтурсунович Байтурсунов», изданный на русском языке в Оренбурге в 1922 году, где было написано «Ахмет Байтурсунович родился 28 (15) января». Это, в свою очередь, могло привести к мысли, что 15 января 1873 года было 15 января по старому календарю. Академик Рымгали Нургали указывает, что «Ахаң родился 18 января 1873 года», при этом неизвестно, на какой источник он ссылается. Из-за таких разных формулировок точная дата рождения Ахаңа неизвестна. В 2009 году в интервью Радио Азаттык журналист, публицист Болат Мурсалим сказал: «В настоящее время днем рождения Ахмета Байтурсынулы указывается 15 января».
А в статье «Когда у Ахмета Байтурсынова точная дата рождения?» опубликованном на сайте massaget.kz 4 сентября 2019 года, на основании 9 различных фактов доказывается, что Ахмет Байтурсынов родился 5 сентября 1872 года. Статья основана на исследовании и мнении руководителя Дома-музея Ахмета Байтурсынова Райхан Сакыбековны. Райхан Сакыпбековна: «Ахмет Байтурсынулы родился 5 сентября 1872 года. Место рождения: село Сарытубек Костанайского района, Тургайский уезд, 5 аул Тосинской волости. Основанием того, что мы говорим день рождения Ахаңа «5 сентября 1872 года», являются ответы, которые он заполнял в разные годы в официальных анкетах государственных учреждениях и «Өмірдерегі» (Жизнеописание) написанное собственноручно Ахметом Байтурсынулы в 1929 году».
Также, первый из 9 различных фактов, упомянутых в этой статье: в свидетельстве об окончании Оренбургской учительской школы Ахмета Байтурсынова указано: «5 сентября 1872 года рождения». 4-х годичную учительскую семинарию он окончил в 1895 году. Это дата будет считаться первым доказательством, записанный на бумаге. Второй факт: «Стихотворение Ахмета Байтурсынова «Анама хат» («Письмо маме») также свидетельствует о том, что он родился в 1872 году», - говорит автор. Смысл сказанного разъясняет так. В стихотворении есть такие строки: «...Оқ тиіп он үшімде, ой түсіріп, Бітпеген жүрегімде бар бір жарам». Рана, о которой здесь говорится, указывает на случай, который произошел в 1885 году. В архивных данных есть информация о том, что в этом году отец Ахмета Байтурсынова, брат Байтурсына Актас и еще несколько родственников были сосланы на ссылку на 25 лет. То есть, если учесть, что во время этого трагического случая Ахмету было 13 лет, то годом его рождения выходит 1872 год.
В качестве третьего факта приводится анкета Коммунистической партии России «Для ответственных сотрудников», состоящая из 20 вопросов, на странице 6, оп. 1, фонд 81 Центрального государственного архива РК (ЦГА РК), дело 1652. В этой анкете в графе год рождения записано: «1872, 49 лет». В качестве четвертого факта приведен документ «Избирательная анкета» из того же архива, заполненная 11 октября 1921 года, 1-й лист дело № 158, опись 18, фонд 5 (ЦГА РК). В анкете, состоящей из 29-и вопросов, в графе «Возраст» записано «49». Если исходить из этого, то годом рождения будет 1872 год и день до 11 октября. Пятый факт из того же архива, фонд 81, на страницах 11-12 анкеты «Для сотрудников» на 2-й вопрос «Дата и место рождения» заполнено: «1872 ж., 5/ІХ., уроженец Тургая». Анкета заполнена в 1923 году, в период работы Ахмета Байтурсынулы в Оренбурге в Институте Народного просвещения.
Шестой факт также приведен в анкете «Послужной список Народного комиссариата по делам просвещения» на 1-м листе вышеуказанного фонда 81. В анкете на вопрос «когда, где родился» указано: «5 сентября 1872 года, Актюбинская губерния, Тургайский уезд, Тосынская волость, 5-аул». Ученые датирую этот документ примерно 1925-м годом. Следующий седьмой факт, как и в анкете «Преподавателей и сотрудников института народного образования», приведенной на странице 52 указанного фонда, указывает дату рождения «5 сентября 1872 года». Этот документ был оформлен 17 ноября 1925 года. Кроме того, в этом документе приведены еще и полные данные о семейном положении Ахмета Байтурсынулы. В качестве следующего факта приводится ответ в анкете, заполненной Ахметом Байтурсынулы еще в 1921-1922 годах, во время пребывания его в должности председателя Академического центра при Краевом Народном комиссариате. Здесь в графе «Возраст» указано «50». То есть анкета заполнялась в 1922 году. И это тоже указывает на то, что Ахмет Байтурсынулы родился в 1872 году. В качестве девятого факта приводится данные, из его собственноручно написанного в 1929 году «Жизнеописания», которые начинаются со слов: «Мой год рождения – Год обезьяны/Я родился в Год Обезьяны». А год Обезьяны приходится на 1872 год. Этот документ написан самим Ахметом Байтурсынулы в 57-летнем возрасте.
Исходя из этих данных, мы видим, что практически все они представляют собой перечень документов, заполненных Ахметом Байтурсынулы лично или с его участием. Поэтому мы считаем необходимым полностью отказаться от ранее ошибочных выводов 15, 18 или 28 января 1873 г. и остановиться на 5 сентября 1872 г. Сторонники «1873» года в основном опираются на очерк Миржакыпа Дулатулы и в качестве доказательства приводят, что 50-летний юбилей Ахмета Байтурсынулы был отмечен в 1923 году. Можно предполагать, что возможно из-за голода 1922 года, юбилей А. Байтурсынулы был перенесен на следующий год. В связи с этим возможно и очерк Миржакыпа Дулатулы ушло с указанной датой. Даже если утверждение 1873 год возможно будет верным, то все равно приоритетным должно быть 5 сентября 1872 года, который указывал сам Ахмет Байтурсынулы. Следует четко обозначить эту дату и включить его в качестве единой памятной даты как в учебники, так и в другие издания и сайты. Потому что систематизировать день рождения великого ученого, и отмечать этот день – огромная задача для будущего поколения.