Свобода и печаль Мукагали
10.02.2021 1165

Согласно официальным данным Мукагали Макатаев родился 9 февраля 1931 года. Однако в своих воспоминаниях его мать Нагима говорила, что «он родился 8 марта». Какую бы дату мы не взяли, в этом году великому поэту исполняется 90 лет. Насколько нам известно, Мукагали - поэт, очень искренне воспевший духовную картину своего времени. К 90-летию поэта мы решили сравнить стихи поэта с эпохой, обществом, в котором он жил.


Сегодня слава Мукагали известна всем казахам. Молодежь, впервые вступив на путь поэзии, в первую очередь подражает Мукагали. Даже человек, не имеющий никакого отношения к литературе, знает Мукагали. Когда говорят о казахской поэзии, в память приходит в первую очередь Мукагали. Но в нашей литературе немало поэтов равных Мукагали.

Давайте посмотрим на эпоху, в которой жил Мукагали, это годы войны и время сложных материалистических взглядов, которые полностью затмили прошлую историю, полностью отрицали духовность. Освоение целины, а затем оттепель - это было время тоталитаризма. Он писал в это время, находил путь к сердцу читателя, его стихи получили широкую известность.

Советский период - это период, когда царила самая закрытая политическая система, не только в истории советских народов, но и в истории всего мира. Народ убеждали сухими лозунгами, агитировали за то, что в истории человечества нет общества лучше социалистического, что вы самые счастливые люди. Ни во время «хрущевской оттепели» после смерти Сталина, ни в последующие годы брежневского застоя, нисколько не прекращалось искусственное убеждение в том, что «до коммунизма осталось совсем чуть-чуть». Советский казахский читатель устал от образа «счастливого советского человека» в газетах и ​​журналах, на телевидении и искал героя, который был бы ему так же близок, как и он сам. В этот момент шестидесятники точно справились с читательским спросом. Но многие писатели стали искать таких героев из прошлой истории. Потому что «советский человек никак не может быть несчастным». Положительная сторона этого процесса в том, что она способствовала повышению мотивации к изучению и поиску прошлой истории. Однако, поскольку многие персонажи - всего лишь сельские казахи, нельзя сказать, что они смогли найти путь к сердцу читателя, живущего в городе. Но Мукагали Макатаев через абстрактные чувства смог утолить потребности каждого своего читателя. В чем же был его секрет?

Если обратить внимание на стихи Мукагали, то можно увидеть гнетущую печаль. Какое бы его стихотворение не взять, чувствуется неизвестная печаль. У него напрочь отстутствует пафосность, наполненная радостью, гордостью, уверенностью, которая встречается у некоторых поэтов. Даже в самом радостном его стихотворении не перестает чувствоваться печаль.


«Қарашы, әлгіндегі ашық аспан,

Қажып тұр, қара нөсер ласы басқан.

Жасаусыз кәрі терек жыламаса,

Мен дағы қуанар ем жасымастан», 


– так он описывает летний дождь. С одной стороны можно бы получать искреннее удовольствие от каждой капли дождя стекающей по лицу. Возможно и старый тополь получает удовольствие от дождя, которая омывает его старый ствол. Но Мукагали видит печаль. Описывая спокойную деревенскую ночь:


«Ауыл түні бозғыл торғын мақпалдай,

Аспан жерге таңырқап тұр ақ маңдай.

Бір-біріне ғашық екі дүние,

Сырласа алмай, мұңдаса алмай жатқандай», 


– начинает с красивой картины, и в последних двух строчках снова находит тоску и таинственную печаль. Это грусть безвыходности, вынужденности. Если мы продолжим такие цепочки, то сможем процитировать все стихи Мукагали. Две строки изображают две противоположные ситуации, одна - ясную, уютную ночь, другая - летний дождь. И в обоих случаях он видит грусть. На самом деле это большой вопрос.

Как видно из воспоминаний о поэте, он был отличительной натурой, которая не вписывалась в обычные рамки. Не только его творчество наполнено грустью, но и в жизни он в поисках чего-то, его душа не находит покоя. Как известно, в советское время писатель рассматривался как инструмент идеологии и старались не притеснять его с материальной стороны. А такой видный автор, как Мукагали, чьи книги постоянно издавались и продавались самым большим тиражом, вряд ли испытывал какие-либо финансовые трудности. Сковавшей болезнью он боролся последние 4-5 лет. И сказать, что он поддался болезни и был побежден - было бы оскорблением духовной личности, оставившей столь высокие творения. Человек, побежденный болезнью, лежал бы и ждал смерти, а он писал, не утихал. Неизвестная грусть в его душе не давала ему покоя. Он непросто так говорил: «Ауыратын жүрек те, бауыр да емес, Қызыл ала қан болған жаным екен» - Болит не сердце, и не печень, а болит моя окровавленная душа.


«Білмейді екем...

Қолымнан келмейді екен,

Жоқты аңсап, жоқ сусынға шөлдейді екем...», 


– дает почувствовать, что то, чего он желает находится в недосягаемой дали. А далее он мечтает:


«Жырларым менің, жылдарым,

Айтылар ма екен сырларым.

Ашылар ма екен мұңдарым,

Жазылар ма екен жырларым». 


Так он страдает не находя имя для той печали, которая сковала его грудь. Если обратить внимание на эти строки, кажется, что в сердце поэта есть слова, которые он приберег для далекого будущего.


«Оңашада ойларын тыным еткен,

Біздейлердің мыңы кеп, мыңы кеткен.

Ақындар бар амалсыз бұтып өткен,

Ақындар бар ішінен тынып өткен», 


– говоря так, не себя ли он описывает? Или сказал бы он так?:


«...Айтарын ашып айтқан абайламай,

Дариға-ай,

Махамбеттер, Абайлар-ай!!!»


Эти стихи показывают, что он сознательно понимает, постигает и хочет что-то сказать. И чего же желает поэт? И в чем же секрет, что стихи поэта сразу же откликаются в сердце читателя? В одном из стихотворений он говорит: «түсінбейді жырларымды» - не понимают мои стихи. Но непонятные стихи так бы не читались. Может поэт указывает на что-то другое, может он хочет чтобы распознали печаль в его стихах. А что же это за печаль?

Давайте взглянем на образ Кожи из фильма «Меня зовут Кожа», никакой порядок, никакая голая мораль не могут загнать его в рамки. Он всегда выходит за эти рамки. Почему? В фильме «Биржан сал» брат Биржана говорит ему: «Эй, что это за печаль у тебя?». А теперь давайте взглянем целиком, Биржан, Кожа, Мукагали – творчество отодвиньте в сторону, один из них старик, второй - подросток, третий – мужчина, в рассвете сил, нет ли чего-то общего в их печали? Они все трое не вписываются в рамки, мечтают о другой жизни, убегают от общего порядка, общего спокойствия.

В своих воспоминаниях Фариза Онгарсынова приводит, что Мукагали несколько раз ей говорил: «Надо выходить из рамки». Что это за рамки? В стихотворении «Тоқбергенге» поэт говорит:


«Ескегіңді ал, не жетсін сермегенге,

Есің кетіп, ұйықтама тербегенге.

Ағынменен ығысып кете берсең,

Өлмегенде қайтесің, өлмегенде?!». 


А в другой печалится:


«Қайтем анау төсекті иі қанған,

Сәл жантайсам болғаны – күйік, арман.

Рақат-ау ұйқы да, әйткенменен,

Ұйықтамауы керек қой миы бар жан». 


Здесь он не имеет ввиду физический сон. Не говорит ли он «Проснись, казах», опомнись? Еще он говорит: «Жапырақ жүрек жас қайың! Жанымды айырбастайын», еще говорит: «сәби болғым келеді» - «хочу быть младенцем». Почему он хочет уйти от настоящего, искать что-то другое, кроме жизни, в которой он живет? Он хочет жить в другом мире. Он чувствует себя чужим в этом времени к порядку, людям, обществу. В одном из стихов он говорит «Өзгереді дүние, өзгереді...» - «Изменится мир, изменится...», кажется уже и не скажешь больше, чем эти слова.

В стихотворении, которое начинается со слов: «Қазақта монастырь жоқ, мен оған барар едім», говорит:


«Барлығын да ұмытар ем, барлығын да,

Беймаза тірлігімнің тарлығын да,

Біреудің қорлығын да, зорлығын да,

Біреудің билігін де, жарлығын да,

Ұмытар ем өзімнің хандығымда». 


Как теперь стало понятно, он ищет свободу. Указанные выше три героя жаждут лишь одного – настоящую свободу. Они жаждут свободы души, свободы языка, свободы духа, нации, которая не подчиняется никакой идеологии. Мы не хотим сделать из Мукагали революционера, хотим лишь чтобы понимали, как он любил свою родину, свой народ, и как страдала его душа, видя как обирают ее свободу. Он говорит:


«Отан! Отан!

Бәрінен биік екен.

Мен оны мәңгілікке сүйіп өтем.

Отанды сүймеуің де күйік екен,

Отанды сүйгенің де күйік екен...».

Отанды сүюдің күйігі де 


– страдать из любви к Родине, несложно заметить, что он страдает из-за того, что у Родины нет свободы. Печальный поэт надеется на будущее, на завтрашний день. В стихотворении «Болашағыма» пишет:


«Білемін,

Керемет бір күн келеді!

Жайнайды жасыл бағым, гүлденеді.

Білмеймін, оны маған кім береді,

Кім босатар жүректі түрмедегі?». 


«Я знаю, Придет тот прекрасный день! Расцветут мои зеленые сады. Незнаю, кто мне даст его, Кто освободит сердце из заточения?». Возможно в свое время «тот день» разбирали как - утро коммунизма. На самом деле имеем право сказать, что он жаждал утро свободы.

Грусть Мукагали была общенародной печалью, все мечтали о другой жизни, и Мукагали расцарапал эту рану. Поэтому он широко распространился, хорошо читался. До сих пор очень мало исследований творчества отдельного человека на уровне национальной психологии, можно даже сказать, что нет. Сами статьи в жанре критики строились на голом восхвалении и пафосе. На наш взгляд, необходимо изучить и сравнить творческий период жизни автора и изучить подтекст того, что он мог и не мог сказать, исходя из общей психологии той эпохи. Только тогда мы можем с уверенностью сказать, что Мукагали, который сказал: «Я видел темную ночь и встретил яркий рассвет», поистине мечтал о демократическом национальном государстве с защищенными правами и свободами.

«Мәңгілікке өзіммен ала кеткен, менің нәзік жанымды кім түсінер?» - «Кто поймет мою нежную душу, которая ушла со мной в небытие?», и насколько нам известно, загадка души поэта кроется в социальной психологии эпохи. В стихах Мукагали отражена экзитенциальная тоска, поиски в подсознании. Таким образом, идея национального государства, воплощенная через алашскую интеллигенцию, в советское время долгие годы существовала в экзитенциальном, мистическом внутреннем бытии нации, о чем свидетельствуют стихи Мукагали. Это решение загадки Мукагали в нашем понимании, конечно, в краткой статье невозможно все рассказать, это всего лишь небольшая попытка проанализировать стихи поэта с другой стороны.