Становление рыночной экономики Казахстана
27.04.2021 16917

C обретением независимости Республика Казахстан развивается как суверенное государство в направлении социально ориентированной рыночной экономики. Становление республики как самостоятельного независимого государства происходило в сложных условиях разрушения прежней командно-распределительной экономической системы и перехода к принципиально новой для страны рыночной экономики. В то же время Республика Казахстан встала на путь эволюционных преобразований без острых конфликтов межнационального и межконфессионального характера при сохранении политической стабильности в условиях формирования национальной государственности. Менее чем за полтора десятилетия республике удалось перейти от административно-командной системы к модели социально ориентированной рыночной экономики.


В первые годы перехода к новой экономической системе в Казахстане начался процесс разгосударствления и приватизации общенародной и колхозно-кооперативной собственности. Несмотря на огромные трудности переходного периода, республика, начиная с начала 1997 года вышла на орбиту устойчивого стабильного развития. Позитивному процессу в экономике республики способствовали наличие богатейших запасов минерального сырья, использование потенциала зернового хозяйства, а также определенные положительные сдвиги в других сферах экономики. Вместе с тем многие казахстанцы, преодолевая трудности переходного периода, начали адаптироваться и познавать объективные законы рыночной экономики. Все позитивные сдвиги в Казахстане стали возможными благодаря политической воле Елбасы, в ходе реализации Стратегий «Казахстан – 2030» и «Казахстан – 2050», других инициированных им правительственных программ, в частности, индустриально-инновационной, агропромышленной, жилищной и др. Во всех названных документах, получили освещение конкретные меры социальной защиты населения, развития здравоохранения, образования и науки, а также пенсионного обеспечения граждан.

Уже в начальный период независимости в условиях экономического кризиса в республике был взят курс на реализацию собственной модели экономических преобразований и перехода к рынку, исходящий из наличия богатейших запасов природных ресурсов, необходимости формирования альтернативных форм собственности регионов и субъектов хозяйственной деятельности, конверсии оборонного комплекса и более рационального использования научно-технического и производственного потенциала. Активно стал развиваться внегосударственный сектор экономики.

В то же время нужно отметить, что рыночные реформы в начале 90-х годов проходили болезненно, в условиях обострения социально-экономической обстановки, вызванной последствиями бывшей плановой экономики. Трудности и упущения на первом этапе приватизации имели место почти во всех регионах республики, Об этом свидетельствуют факты, содержащиеся в Государственном архиве Акмолинской области.

Здесь, несмотря на целевую направленность деятельности руководства области наращиванию выпуска товаров народного потребления, приостановить спад общественного производства не удалось. В первом полугодии объем промышленной продукции в 1992 году по сравнению с соответствующим периодом прошлого года сокращены на 9,2%, на 13,4% меньше произведено товаров народного потребления. Снижены объемы животноводческой продукции, не преодолено отставание в строительстве жилья. Не лучшим образом обстояли дела и на потребительском рынке, объем товарооборота снизился на 42%. в то же время промышленные предприятия, особенно легкой промышленности, приостановили свое производство из-за отсутствия сырья. В тяжелом положении оказалась швейная фабрика им. М. Маметовой, коллектив которой уже третий месяц находился в отпуске. Такая, к сожалению, тогда сложилась безрадостная картина в социально-экономическом развитии области. Какие же меры по выводу экономики из кризиса были приняты администрацией области? И для исправления создавшегося положения администрация области во главе с А.Брауном решительно принялись за осуществление экономических реформ, переход к рынку. Трудовым коллективам, гражданам администрация создала все необходимые условия для формирования альтернативных форм собственности, свободного выбора методов хозяйствования. Об этом свидетельствует успешное функционирование многочисленных кооперативов, крестьянских хозяйств, малых предприятий. Началось разгосударствление и приватизация.   

Все же при всех сложностях и противоречиях социально-экономического положения в республике с 1992 года была начата реформа по разгосударствлению и приватизации государственной собственности, т.е. положено начало формированию двухсекторной экономики. Однако, в материальном производстве удельный вес негосударственного сектора оставался незначительным. Поэтому подобное реформирование собственности в производственных отраслях не оказали существенного влияния на положение дел в экономике.

Серьезные упущения, имевшие место на первом этапе приватизации государственной собственности, особенно в аграрном секторе, негативно отразились на материальном положении сельских тружеников. Об этом свидетельствуют архивные материалы девяностых годов из переписок отдельных местных представительных органов с вышестоящими инстанциями республики. К примеру, депутаты Бородулихинского районного совета Семипалатинской области 4 марта 1993 года в своем обращении в адрес Верховного Совета РК писали: 

«Из-за монопольного диктата, искусственного сдерживания Вами роста цен на сельхозпродукты, закупаемые у колхозов и совхозов, многие из них не могут выплатить своим рабочим установленной минимальной заработной платы. Доходы, получаемые хозяйствами от реализации молока и мяса не покрывают расходы на энергоносители и корма, не считая рентабельности производства и уровня заработной платы. Сессия райсовета доводит до Вашего сведения, что в случае дальнейшего сдерживания цен на сельхозпродукцию, хозяйства района будут вынуждены свертывать их производство, что и происходит в настоящее время».

Сессия Толебийского районного совета народных депутатов Южно-Казахстанской (ныне - Туркестанской) области от 6. 07. 1993 года тоже довела до сведения Верховного Совета РК, что сельское хозяйство района переживает небывалый трудный период. Как отмечалось в том обращении, цены на технику, сельхозмашины, запасные части, ГСМ, энергоресурсы, удобрения и, другие остро необходимые материально-технические ресурсы возросли в несколько сот раз, а цены на сельскохозяйственные продукты остаются крайне низкими. Кредитные ресурсы для сельского хозяйства на проведение сезонных работ по непонятным причинам постоянно задерживаются, что приводит к срыву многих технологических процессов сельскохозяйственного производства. В течении последних трех лет почти не обновляются техника в хозяйствах района. На грани распада крестьянские хозяйства района, причина - низкие цены на их продукции и недостигаемые цены на технику, ГСМ, удобрения и т.д.

В записке председателя Нуринского районного комитета по земельным отношениям и землеустройству Карагандинской области В.И. Фомичева от 9 июля 1993 года, адресованной председателю Комитета по аграрным вопросам Верховного Совета РК Ю. Ильяшенко, подвергаются критике недостатки в проведении земельной реформы на селе: 

«Земельной реформы как таковой сегодня нет! В такой обстановке, обстановке общего экономического хаоса, монополии промышленности и торговли, коррупции власть держащих с коммерческими структурами, земельной реформы быть не может! Пока не будут работать Законы Республики в пользу производителя-купца, а не в пользу спекулянтов-перекупщиков, пока государство не будет вкладывать деньги в товар своей страны, а не в чужой: закупая продукцию в других странах мы их просто обогащаем, они наживаются за наш счет, и это очень выгодно тем, кто эти деньги «туда загоняет», т.к. часть из них «прилипает» к собственным рукам».

Аналогичное положение дел сложилось в тот период и в Актюбинской области. Изучение материалов областного архива, в частности, Главы Актюбинской областной администрации «Итоги работы отраслей народного хозяйства Актюбинской области за 1993 год и задача на I квартал 1994 года» показало, что несмотря на принимаемые меры со стороны администрации области, в указанный период продолжался спад производства, усиленный трудностями сбыта многих видов продукции, вызванных в первую очередь влиянием платежного кризиса. Кризисные явления особенно усилились в четвертом квартале 1993 года, это обусловлено очередным повышением цен на энергоносители. В результате выпуск промышленной продукции за 1993 год сократился по сравнению с 1992 годом на 20,2 процента (в сопоставимых ценах). Намного сократились поставки продукции и на экспорт. Резко ухудшилось финансово-экономическое состояние во всех подразделениях агропромышленного комплекса области. Резко сокращена инвестиционная деятельность из-за недостатка средств у заказчиков, уменьшилось количество введенных производственных и социальных объектов, растет незавершенное строительство.

Уроки первого этапа приватизации в Казахстане показали ограниченность существовавших инструментов преобразования собственности. Малая и массовая приватизация как через купоны, так и через непрозрачные аукционы, стала больше тормозом, чем фактором оздоровления предприятий и роста экономики. Раздача собственности под девизом социальной справедливости, продажа предприятий на непрозрачных аукционах и конкурсах стали прикрытием закулисного раздела основной части собственности между небольшой группой влиятельных как на республиканском, так и на местном уровне государственных чиновников. Поэтому приватизацию собственности в Казахстане народ окрестил «прихватизацией». Она породила крупномасштабную коррупцию, взяточничество и злоупотребление служебным положением. Таков был итог индивидуальной и особенно массовой приватизации собственности в Казахстане.

И теперь необходимо было принимать однозначное решение о переходе от массовой инициативной приватизации к приватизации по единому сценарию.

Началом второго этапа приватизации в Казахстане (1993-1995) стало принятие «Национальной программы разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан».   Это был наиболее массовый и сложный период в истории приватизации, которая осуществлялась по четырем основным на­правлениям: малая приватизация; массовая приватизация; приватизация по индивидуальным проектам; приватизация агропромышленного комплекса.

Третий этап приватизации (1996-1998) стал этапом перехода к сектор­ным программам, когда началась приватизация в электроэнергетике и нефте­газовой отрасли, а также в социальной сфере - здравоохранении, образовании, науке и культуре. Именно в этот период начали формироваться отечественные полноценные инвесторы, способные выкупать крупные промышленные пред­приятия.

Четвертый этап приватизации с 1999 года продолжается по настоящее время, который характеризуется новыми подходами к распределению полномочий между различными уровнями государственного управления в вопросах регулирования и распоряжения государственной собственностью.

Начало четвертому этапу приватизации было положено Программой  приватизации и повышения эффективности управления государственным имуществом на 1999-2000 годы.

В результате принятых мер с конца 1994 г. наметились первые признаки перелома в экономике: наметилась тенденция снижения спада производства валового продукта; снижение уровня инфляции. При этом оживлению экономики во многом способствовало введение в 1993 году национальной валюты – тенге, что позволило стране проводить самостоятельную денежно-кредитную политику, а вместе с этим начать реальные полномасштабные реформы.

Принципиально важным шагом в реформи­ровании аграрного сектора стало регулирование земельных отношений, вве­дение частной собственности на землю. Как показал анализ архивных документов, в результатах рыночных преобразований в данной отрасли, как и во всех других сферах экономики страны, был заинтересован сам Елбасы. Так, выступая на одном из очередных совещаний с акимами областей 10 марта 1998 года, Н.А. Назарбаев акцентировал внимание собравшихся на следующее: 

«Углубление экономической реформы в агропромышленном секторе – вопрос для нашего государства судьбоносный... Но не все до конца осознали, что начало устойчивого роста производства сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки наступит тогда, когда организационно-экономические, технологические и все ресурсные факторы будут рассмотрены в комплексе». 

Для этого он призвал членов Правительства и акимов работать в едином ключе по совершенствованию государственного регулирования и поддержки всего АПК как по горизонтали, так и по вертикали, как в центре, так и в регионах.

Процесс перехода к частной собственности должен был стать необратимым. Этого требовала сама логика того периода. В Казахстане, вплоть до кризиса 2008 года и после него, экономика развивалась быстрыми темпами благодаря вхождению в рыночные отношения, когда республика выбрала свой евразийский путь развития, впитав в себя все то положительное, что было накоплено наиболее развитыми странами мира. Ориентация на малый и средний бизнес, привлечение иностранных инвесторов позволило РК достойно выйти из всех кризисов и оставить далеко позади себя большинство стран на постсоветском пространстве.

Как свидетельствует изучение архивных материалов, вопросы по принятию неотложных мер, посвященных стабилизации экономики в ходе рыночных преобразований постоянно рассматривались с непосредственным участием Елбасы Н.А. Назарбаева. Так, на совещании у Главы государства, проведенном 9 июля 1999 года, были проанализированы итоги социально-экономического развития республики за январь-май текущего периода. В своем выступлении на том совещании Н.А. Назарбаев отмечал: «Мы послушали отчет Правительства Премьера-Министра, министров, акимов. Услышали о хорошем, о плохом, об опыте и хорошем и отрицательном опыте тоже. Как вы заметили, вся проблема переходит на места, на регионы... Я считаю, надо сегодня всем акимам самим начинать разрабатывать натуральные физические показатели района, района, города, области. Какие эта показатели. Сколько сегодня данный район, город, область производят. Наконец, надо вспомнить доброе старое и перейти. Сколько же этому региону области сегодня необходимо произвести хлеба, электроэнергии, одежды, обуви и т.д. Сколько же этот регион, район, область, город производит сегодня ВВП на душу населения».

И с учетом советов и указаний Елбасы в регионах республики работа оживилась. К примеру, изучение протокола заседания акимата Актюбинской области от 13 июня 2001 года по вопросу «О развитии малого предпринимательства в области» показало, что в данном регионе во исполнение Закона РК «О государственной поддержке малого предпринимательства», актов Президента РК, постановлений Правительства разработаны, утверждены и успешно реализуются региональная, городская и районные программы развития и государственной поддержки малого предпринимательства на 2001-2002 годы. Проводимая работа в области позволила достигнуть устойчивой тенденции роста экономических показателей развития малого и среднего бизнеса: увеличивается число субъектов малого предпринимательства и численность работающих, наращиваются темпы производства продукции и объемов выполняемых работ, оказываемых услуг, вводятся новые импортозамещающие производства и др. Число субъектов малого производства возросло в сравнении с соответствующим периодом 2000 года на 9,3 процента, численность работающих в сфере малого бизнеса увеличилась на 13,4 процента и составляет 82,1 тыс. человек (более 40 процентов трудоспособного населения области).

Хороших результатов в рыночных преобразованиях достигли хозяйствующие субъекты Павлодарской области во второй половине 2000-х годов. Об этом было доложено в Отчете акима К.А. Нурпеисова «О социально-экономическом развитии области и проекте среднесрочного плана на 2007-2009 годы», который нами был изучен из материалов Государственного архива Павлодарской области. В нем отмечается, что отчетный период характеризовался стабильным развитием экономики и социальной сферы области. Так, ежегодные темпы роста валового регионального продукта превышают 10 процентов. В расчете на душу населения данный показатель выше среднереспубликанского. Освоено инвестиций более 71 млрд. тенге с ростом к уровню 2005 года в 1,7 раза. Достижения в развитии реального сектора экономики отразились на доходах населения. Они на 22,5 процента выше, чем в аналогичном периоде 2005 года, и выше среднереспубликанского показателя более чем на 2,0 тысячи тенге. Растет реальная заработная плата. Дальнейшее развитие получает промышленность строительных материалов - основа материальной базы строительства. В создании реальной конкурентной среды в экономике области все большее место занимает малое предпринимательство. Наблюдается динамичный рост его основных показателей. Установки Первого Президента РК по созданию условий для гармоничного развития человеческих ресурсов определяют деятельность исполнительных органов в социальной сфере. Стремление создать лучшие условия для жизни павлодарцев позволило ярче высветить значимость региона в экономике Казахстана и войти в лидирующую группу областей с динамичным развитием. Так, по итогам рейтинговой оценки деятельности местных исполнительных органов областей, городов Алматы и Астаны по итогам первого полугодия 2006 года область заняла первое место.

Таким образом, процесс адаптации к рыночным условиям в республике в девяностые и в первой половине двухтысячных годов проходил болезненно и противоречиво. Относительно такого периода в жизни нашего государства Н.А. Назарбаев, в своей речи на Всемирном экономическом форуме в Зальцбурге (Австрия) 1 июля 1999 года сказал: 

«Правительство Казахстана в нынешней сложной экономической ситуации исходит из того, что кризисы приходят и уходят и на данном этапе важно за счет грамотных и максимально возможных антикризисных мер сохранить достигнутые позиции с наименьшими потерями с тем, чтобы при оживлении мировой экономики продолжить активную политику рыночных реформ и экономического роста».

Руководствуясь этими пророческими, полными оптимизма и твердой веры в будущее, высказываниями Елбасы, руководство Казахстана во главе с К.-Ж.Токаевым в нынешней сложной экономической ситуации исходит из того, что кризисы приходят и уходят и на данном этапе, принимая грамотные и максимально возможные антикризисные меры, мы уверены, что сделает все возможное, чтобы сохранить достигнутые позиции с наименьшими потерями с тем, чтобы при оживлении мировой экономики продолжить активную политику рыночных реформ и экономического роста.

Т.М. АМИНОВ,

старший научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК,

к.и.н., ассоциированный профессор