Сакральные места Прикаспия
28.12.2021 2027

Уникальной основой культурно-генетического кода нации являются сакральные места Казахстана, олицетворяющие ценность символического священного пространства, незыблемый авторитет предков, прочный каркас национальной идентичности. В 2017 году вышла в свет программная статья Первого Президента Казахстана - Елбасы Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», в которой особо подчеркивалось: «История формирует «особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов».


В воспитании патриотизма важная роль отводилась сакральным местам нашей страны. Елбасы отметил: «У каждого народа, у каждой цивилизации есть святые места, которые носят общенациональный характер…являются основанием духовной традиции». Необходимо создать единое поле духовного географического пояса, важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест, чтобы «увязать в национальном сознании воедино комплекс памятников вокруг Улытау и мавзолея Кожа Ахмета Яссауи, древние памятники Тараза и захоронения Бекет-Ата, древние комплексы Восточного Казахстана и сакральные места Семиречья…», так как «все они образуют каркас нашей национальной идентичности», способствуя коммеморации исторического прошлого. С данной целью, инициируется специальный проект «Сакральная география Казахстана», суть которого состояла в том, чтобы собрать воедино так называемые мнемонические и сакральные места «для регенерации исторической и культурной памяти».

Для выполнения вышеуказанной задачи, в 2017 году создается специализированный научно-исследовательский центр «Сакральный Казахстан», в задачу которого входило выявление общенациональных и региональных сакральных мест. Начинается формирование реестра сакральных объектов, при участии археологов, историков, филологов, востоковедов. На данный момент, в Сакральную карту республики, в рамках программы «Рухани жаңғыру» вошли 642 объекта, имеющие как национальный, так и региональный статус. Это не только древние городища и мавзолеи, но и природно-ландшафтные зоны – реки и горы, пещеры и урочища.

Исследователи данной проблематики отмечают: «Не вызывает сомнения, что и в прежние времена значимых мест было немало, а забвение многих из них стало следствием секуляризации сознания и атеистической пропаганды в XX в. На 1962 г. по Казахской ССР насчитывалось 23 «святых места». Немаловажна их концентрация, из 23 «святых мест», 19 были расположены в Южно-Казахстанском крае, в целом, прослеживается «стремление занизить число почитаемых мест в регионе».

Фундаментальной основой каркаса «национальной идентичности» несомненно, являются сакральные места прикаспийского региона. Удаленный регион Мангистау можно назвать музеем под открытым небом, здесь располагается 11 тысяч исторических памятников, под защитой государства и международных организаций. Впечатляет разнообразие археологических памятников. Здесь зарегистрированы городища, стоянки, грунтовые могильники, курганы, меднорудные разработки, стреловидные планировки. Особо следует отметить значительное количество средневековых городищ различного типа характерное для Мангистау. Известный востоковед А.К. Муминов писал: «Мангистау сосредоточил в себе до двух третей всех историко-культурных и архитектурных памятников Казахстана. Многие из них по праву могут сравниться с шедеврами народного зодчества не только края, но даже мира. Неудивительно, что в народе полуостров Мангышлак называют священным – здесь сохранились святыни, которые продолжают удивлять своими особенностями. Некоторые из них, например, уникальный некрополь и мечеть Шакпак Ата, пантеон батыров Сейсем Ата и другие, предложены в различные номинации списка объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО». Современные исследователи характеризуют архитектуру Мангышлака, как «уникальный феномен кочевой культуры»: «На Мангышлаке и Устюрте, регионе абсолютного преобладания кочевого образа жизни, выросла исключительно своеобразная архитектурная школа. Памятники этого региона, пожалуй, наиболее яркое и совершенное проявление культуры казахского народа. Слитые с природной средой, в которой кочевники достигли наиболее полного самовыражения, памятники Мангышлака и Устюрта представляют грандиозный заповедник природных и рукотворных форм, находящихся в идеальной гармонии».




В преданиях мангыстауской земли повествуется, что здесь жили, проповедовали и похоронены 360 исламских ученых-подвижников, причисленных местным населением к лику святых. К мечетям, построенным подвижниками, и их некрополям каждый год нескончаемым потоком идут паломники и любопытные туристы. «Памятники Мангыстау вызывают огромный интерес и в научном мире. Востоковеды считают, что суфийские братства Йасавийа, Кубравийа, Накшбандийа до сих пор не изучены должным образом и таят в себе много интересного». Поэтому особый интерес вызывают «уникальные сведения о Мангыстау содержащиеся в агиографических рукописях середины XVI века, посвященных жизнеописанию шейхов суфийского братства, в рукописях не только характеризуется население региона, но и указывается на различия между тюркскими племенами, кочевавшими на Мангышлаке в середине XVI века», -отмечает А.К. Муминов.




Характеризуя непреходящую значимость сакральных объектов Казахстана, исследователи приходят к следующему выводу: «Практика сакрализации пространства стала неотъемлемой чертой современной религиозной жизни Казахстана в целом. В ней сплетаются воедино историческая память казахов, почитание предков… Если на локальном уровне почитание аулие лежит полностью в сфере личного пространства, то исторически значимые могилы (например, Ахмета Яссави) приобретают характер символа нации, а паломничество к ним имеет не только религиозную составляющую, но и туристическую».

В данном контексте, настоящей сокровищницей сакральных мест является Атырауская область. В соответствии с Законом «Об утверждении государственного списка памятников истории и культуры местного значения Атырауской области», на 2020 год в области зарегистрировано 313 памятников истории и культуры. Широкомасштабное комплексное изучение, сбор материалов, систематизация по всем сакральным объектам на территории области, активизируется в ходе реализации национального проекта «Сакральная география Казахстана».

Знаковыми объектами Атырауской области являются некрополь Акмечеть, в Жылыойском районе, в 28 км к северо-востоку от села Аккизтогай, подземная мечеть Кульшан ата, знаменитое городище Сарайшык (XIII-XVI вв.). Мавзолей прославленного поэта и батыра Махамбета Утемисова является духовной святыней Атырауской области. Широко известны мавзолеи целителя Онай ата в Макатском районе, мазары Зейнедена Курасулы и его сына Уалитхана Курасова, мавзолеи батыра Байбакты Кармысулы в Макатском районе и Султануайис Ыбырайулы в Кызылкогинском районе. В городе Атырау расположены мазары целителя Сары ата (Есмагамбета Досмагамбетова) и известного деятеля Ахмета Карпекова. В числе сакральных объектов Атырауской области, мазар Матенкожа в Кызылкогинском районе. Некрополь Ушкан - Ата (XІV-XX вв.) в Жылыойском районе и другие. Данные комплексы «складывались, как правило, около древних сакральных объектов, чаще всего курганов. Их пространственная структура обусловлена религиозными представлениями и социально-родовой организацией общества. Мастера всегда учитывали окружение и подчиняли вновь возводимые сооружения складывавшимся ансамблям», - подчеркивают исследователи.

Особый интерес вызывает практика изучения сакральных объектов прикаспийского региона, в контексте исследования творческого наследия известных деятелей XIX века. Примером данного направления являются научные публикации кандидата исторических наук Д.А. Черниенко (Удмуртский государственный университет). Автор занимается изучением творчества известного поэта Тараса Шевченко, который провел на территории современного Казахстана почти 10 лет (1848-1857 гг.). Образы народа и природы степей Приаралья и Мангышлака, Аральского и Каспийского морей нашли отражение в литературном творчестве Тараса Шевченко и изобразительном наследии, более 120 поэтических произведений, более 350 рисунков и картин, посвященных Казахстану. Д.А. Черниенко, на основе изучения вышеуказанного литературного наследия Т.Г. Шевченко, подготовил цикл научно-популярных статей на тему «Сакральные места в творчестве Тараса Шевченко», в том числе «Сакральные места в творчестве Тараса Шевченко: Раим», «Сакральные места в творчестве Тараса Шевченко: Дустанова могила», «Сакральные места в творчестве Тараса Шевченко: Ак-Джулпас», «Закаспийские земли в контексте истории Оренбургского края». Вызывает особый интерес статья «Сакральные места Тараса Шевченко: «Далисмен-Мула-Аулие», повествующая об участии Т.Г. Шевченко в июле-августе 1851 года в Каратауской геолого-разведывательной экспедиции, ее путь проходил через знаменитые величественные и живописные меловые горы центральной части Северного Актау. «Самая знаменитая из них – гора Шеркала (высота около 300 метров), овеянная древними легендами, является природным символом и святыней всего Мангистау», - пишет автор. «Очертания гор Акмыша создают настоящие сказочные, фантастические пейзажи: удивительные формы, причудливые каньоны и обрывы, многочисленные пещеры, туннели и гроты, обрывистые стены». Восхищенный природными произведениями искусства, Шевченко выполнил пять акварелей, больше десятка рисунков и набросков, в которых отобразил свои впечатления, обратил внимание на находящееся в нескольких километрах к западу от Шеркалы и Акмыша, святое место, старинный некрополь Темир-Абдал, с пещерной мечетью «Далисмен-мула-аулье». Изобразил ее в акварели и карандашном рисунке, собственноручно подписав: «Далисмен-мула-аулье» («Могила святого Далисмена»). Известно, что туркмены и казахи очень почитали место погребения святого, считая его чудодейственным. Старинный некрополь, на современном этапе, как и раньше, сохраняет священное для Мангистау значение. Статьи раскрывают малоизученные грани творчества выдающихся деятелей прошлого, способствуют популяризации сакральных мест нашей республики, характеризуют их непреходящую ценность и значимость на территории огромной страны.

Тема сакральных мест Казахстана воистину неисчерпаема, ее невозможно охватить в рамках одной статьи, сакральные места являются фундаментальным основанием духовной традиции, требуется их изучение, проведение масштабных краеведческих исследований, возрождение уникальных краеведческих работ по региональной истории, введение в научный оборот архивных материалов. С историей сакральных мест тесно переплетается проблема исторической топонимики, содержащей наиболее ценную и богатую этнолингвистическую и историческую информацию, в которой сконцентрирована историческая память казахского народа. Таким образом, остается широкое исследовательское поле для ученых историков, археологов, этнологов по созданию фундаментальных исследований по истории важных с точки зрения культуры и духовного наследия святых мест.

С.А. БАГДАТОВА,

кандидат исторических наук,

Институт истории государства КН МОН РК