Социальная политика Казахстана в годы кризиса
15.02.2022 7569

Современная рыночная экономика предполагает активную деятельность государства в решении социальных проблем. В условиях же очередного мирового экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса COVID-19, это направление деятельности государства стала просто жизненно необходимо. После известных трагических январских событий, экономика Казахстана переживает период тяжелых испытаний, что отражается, в первую очередь, на усилении многих социальных проблем. Ключевыми социально-экономическими предпосылками протестов, охвативших Казахстан в январе 2022 года, стал увеличивающийся разрыв между относительными экономическими успехами и низким уровнем жизни подавляющей части населения страны, сверхконцентрация национального богатства в руках элиты, сырьевой характер экономики страны, ее зависимость от крупных международных компаний и конъюнктуры на мировом рынке.


Старший научный сотрудник Института истории государства КН МОН РК, к.и.н., ассоциированный профессор Талгатбек Аминов рассказал о том, как осуществлялась социальная политика в годы независимости.

В своем выступлении в Мажилисе Парламента РК 11 января 2022 года Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев раскрыл основные положения будущей социальной политики страны. Ее основными направлениями станут сокращение разрыва в образовательных возможностях, развитие адресной социальной помощи, а также совершенствование здравоохранения и пенсионной системы. Токаев подчеркнул, что вопреки «значительному прогрессу по многим показателям» Индекса человеческого развития, Казахстан «все же отстает от ведущих стран». Это происходит на фоне активного вовлечения в общественную жизнь «поколения Независимости», которое к 2050 году будет определять структуру рынка труда. От их конкурентоспособности зависит будущее положение страны.

«Важно понимать, что статус молодой нации дает нам долгосрочные преимущества, но нужно правильно воспользоваться этими преимуществами. Проводить последовательную работу по развитию человеческого капитала. Инвестиции в молодых людей безусловно многократно окупятся и принесут благо всему нашему государству. В последнее время мы продвинулись в реформировании сферы образования. Вместе с тем предстоит решить ряд накопившихся проблем, настоятельная задача – сократить разрыв в качестве образования между различными социальными группами и регионами. На данном этапе развития требуется новая политика по переобучению и постоянному совершенствованию навыков работников. В этих целях предстоит разработать и реализовать специальный национальный проект», - подчеркнул Глава государства.

Как известно, в первые годы перехода к рыночной экономике в стране наблюдался существенный спад уровня жизни. В обществе происходила социальная поляризация: люди с разными доходами оказались в условиях кризиса на разных социальных полюсах. Исторически обусловленный низкий уровень жизни, связанный с трудностями переходного периода, порождал закономерный протестный потенциал в обществе, проявляемый в виде недовольства людей, выливавшегося в организацию и проведение забастовок.

Не выдерживало критики положение дел с условиями труда. Каждый четвертый-пятый работник на производстве трудился во вредных условиях труда в горнорудной, металлургической и химической промышленности, которые не отвечали санитарным и экологическим нормам, требованиям техники безопасности – условия работы каждого третьего, во многих случаях – каждого второго человека.

Экономический кризис сопровождался в 1992 году и в последующее время либерализацией цен и растущей инфляцией. В 1992-1996 годах цены возросли в 35 раз. Лавинообразный рост цен, девальвация валюты нанесли особенно сильный удар по тем, кто имел нормированную заработную плату. Развитие рыночных отношений внесло денежный дисбаланс между специалистами с высшим и средним образовательными уровнями. В 1991-1996 годах стало сокращаться количество студентов в вузах.

Денежные реформы 1991-1993 гг. многократно сократили ранее накопленные денежные средства населения, а несвоевременная выдача заработной и других видов оплаты сократили источники доходов. Обычным делом в 1990-х годах были задержки зарплат. В 1999 году после трехлетнего ожидания зарплату за 1995 год получили 24 тыс. бывших работников Карметкомбината (теперь АО «Испат-Кармет»), и то после дополнительно выделенных Правительством для металлургов 200 млн тенге.

В первой половине 1990-х годов по показателю потенциала жизненного уровня населения Казахстан находился в седьмом десятке из 174 государств мира и входил в группу стран с низким уровнем человеческого развития. В результате экономического и социального кризиса в Казахстане на 4,7 года сократилась продолжительность жизни. Над малообеспеченными слоями населения нависла опасность нищеты и голода.

Таким образом, кризис экономики в первой половине 1990-х годов сопровождался многими негативными социальными явлениями, и в первую очередь – резким снижением благосостояния большей части населения страны. Кризисная ситуация повлияла и на сознание людей, породив неуверенность в завтрашнем дне, социальный пессимизм. Для независимого Казахстана, перестраивающего свою политико-экономическую систему, социальная защита населения стала одной из сложнейших и в то же время важнейших задач 1990-х годов.

В 1990-х годах остро встала проблема безработицы. Задержки оплаты труда, нехватка материальных ресурсов, трудности в сбыте готовой продукции, резкий рост цен на энергоисточники, бензин, топливо были тяжелым ударом для производства. В 1993 году прекратили полностью или частично производство продукции 130 предприятий, на которых работало 114 тыс. рабочих. Кроме этого, многие объекты перешли на ненормированный рабочий день, а такие предприятия, как «Актюбрентген», завод ферросплавов, Атырауский химический завод, «Химпром» г. Тараза, производственное объединение «Карбид» г. Караганды, вынуждены были регулярно приостанавливать производство. В 1993 году на 60% возросло количество рабочих, отправленных в отпуск без содержания, или в частично оплачиваемые отпуска.

По данным статистики, только в восьми областях республики и г. Алматы по причине остановки 78 промышленных и 13 строительных организаций было потеряно свыше 500 тыс. человеко-дней.

Динамика в отношении безработицы была такова: в 1991-1992 годах наблюдались первые проявления безработицы (в 1991 году она составила 0,5%, в 1992 - 1%). В 1993 году наблюдался устойчивый рост количества безработных. В целом, в 1991-1995 годах количество людей, работающих в государственном секторе, сократилось на 1,7 млн человек. Получило развитие такое явление, как скрытая безработица. До 60-70% рабочих вынуждены были брать принудительные трудовые, неоплачиваемые отпуска, трудились неполную рабочую неделю. Скрытая безработица составила 4-6% от трудоспособной части населения. Безработица охватила все отрасли экономики, особенно строительство и сельское хозяйство.

Сложная обстановка наблюдалась и в сельской местности, где согласно статистическим данным, к концу 1997 года было зарегистрировано 392 тыс. безработных. Причины безработицы среди сельских жителей были многообразны: отсутствие долгосрочной аграрной политики; слабая инфраструктура сельской местности; несбалансированность спроса сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках; слабое развитие животноводческого производства и другое. В 1991-1996 годах жители села составляли 40-48% от общего количества незанятых трудом населения.

В этих условиях государство было озабочено поиском средств социальной поддержки населения, мероприятиями, обеспечивающими выход из кризиса. В 1990-х годах необходимо было создать нормативно-правовые акты, регулирующие трудовую деятельность, занятость населения, новые условия оплаты труда, пенсионное обеспе­чение, создающие условия для государственных и негосударственных пенсионных фондов обязательного пенсионного страхования.

В 1993 году был принят Закон Республики Казахстан «Об охране труда». Граждане, потерявшие работу, молодые безработные специалисты, женщины, вышедшие из отпуска по уходу за ребенком, получали небольшие пособия, которые, однако, были недостаточными.

Одной из значимых задач правительства в социальном направлении была поддержка малого и среднего бизнеса. Составленная им программа по выводу сельского хозяйства из кризиса предусматривала: перевод сельского хозяйства от производства сырья к готовой продукции; привлечение инвестиций; развитие аграрного предпринимательства; обеспечение страны сельскохозяйственной продукцией за счет внутренних ресурсов.

Ухудшению социального положения населения способствовала «оптимизация» в социальной инфраструктуре, начатая в середине 1990-х годов: сократилось бесплатное медобслуживание, обучение, социальные услуги. Вместе с тем, в этих отраслях еще не были сформированы формы негосударственного обслуживания. Безболезненный переход от бесплатного оказания услуг к платным мог произойти только при увеличении размеров зарплаты, пенсий и другого. Однако сложная социально-экономическая ситуация в стране не сразу позволила приватизировать отрасли оказания услуг населению, что тормозило развитие здесь малого бизнеса, а значит – и социальной базы.

Тем не менее, государство не отказывалось от социальной политики, поэтому в новой Конституции 1995 года Казахстан провозглашал себя как социальное государство. Но для реального достижения данного статуса требовалось время. Государство стало рассматривать социальную политику как эффективную защиту населения и создание условий трудоспособным людям.

С 1996 года в Казахстане начинается постепенный рост экономики. В целях обеспечения социальной защиты населения 10 декабря 1997 года был создан общенациональный фонд по поддержке малообеспеченных граждан. За первые три года работы он составил 938 млн тенге. Более 240 тыс. граждан, находящихся за чертой бедности, получили поддержку в виде продуктов, товаров, денег.

Вместе с тем, из-за нестабильности социально-экономического положения в стране продолжало расти количество людей с низкими доходами. Если в 1996 году число граждан с доходом ниже прожиточного минимума составило 34%, то в 1998 году – 43%. Страну постигло и внешнеэкономическое испытание – финансовый кризис 1997-1998 годов, обрушивший финансовые системы во многих странах Азии и в соседней России. Казахстан, в отличие от России, устоял и избежал дефолта, но вновь оказался на грани закрытия заводов, массовой безработицы, новых проблем с инфляцией, выдачей заработной платы, пенсий.

К концу 1990-х годов ситуация в обеспечении трудовой занятости населения была сложной. Из 362 тыс. граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве, лишь 73 тыс. (20%) были приняты на работу. В стране остро ощущалась бедность. Доля населения, находящегося за чертой бедности, составляла от 20 до 50%, в зависимости от региона проживания. Количество безработных в 1999 году составило 251 тыс. человек (3,9%).

Вместе с тем, в 1997-1999 годах в социальной политике наметились позитивные изменения. Государство приступило к долговременным реформам в пенсионной системе, образовании и здравоохранении. Стали заметны изменения на селе. Страна постепенно, но не без проблем, выходила из кризиса и становилась на путь развития. Поэтому вторую половину 1990-х годов можно назвать периодом коренного поворота как экономике, так и в социальной сфере.

В 2000-2001 гг. социальная политика осуществлялась в условиях стабилизации и развития экономики. Главной составляющей проводимой политики было оказание адресной социальной поддержки пенсионерам, ветеранам Великой Отечественной войны, многодетным матерям и другим. К 2002 году наметилась тенденция к снижению инфляции ниже 7%, что позволило увеличить ежегодный размер заработной платы и пенсий. Были также определены основные стратегические задачи: в ближайшее десятилетие ликвидировать бедность, обеспечить приоритет в скорейшем формировании среднего класса.

В 2001 году вступил в силу Закон РК «О государственной адресной социальной помощи». Теперь социальная политика уже в законодательном порядке была направлена на увеличение средств, выделяемых на социальную защиту работников образования, здравоохранения и, в целом, бюджетной сферы. Правительством республики была подготовлена Программа по борьбе с бедностью и безработицей на 2000-2002 годы, которая предполагала сокращение уровня безработицы на 9% путем создания 400 тыс. рабочих мест. Программа реализовывалась в каждом регионе Казахстана. Была составлена карта семей с самым низким социальным уровнем. Начиная с 2000 года людям, входящим в эту категорию, было выделено 8,8 млрд тенге, в том числе, из республиканского бюджета – 6,4 млрд тенге, а 2,4 млрд тенге вложили благотворительные фонды и внебюджетные организации. На высоком уровне трудовая занятость наблюдалась в городе Алматы, в Алматинской, Актюбинской областях. В создании рабочих мест активное участие принимали региональные фонды. Они выделили 9,8 тыс. микрокредитов на общую сумму более 300 млн тенге.

В региональном развитии слабо использовался потенциал сельского хозяйства. Так, на уровне республики доля сельского хозяйства снизилась с 11% в 1999 году до 8% в 2003 году. В целях изменения сложившейся ситуации 2003-2005 гг. были объявлены периодом подъема села (ауыл жылы). Это оказало некоторое позитивное влияние на депрессивные, экологически сложные регионы. Но в то же время положение в аграрном секторе оставалось тяжелым: росла безработица, становление частных хозяйств проходило очень медленно, многие сельские жители в массовом порядке переселялись в города и районные центры.

В середине 2000-х годов была разработана и принята Программа дальнейшего углубления социальных реформ в Республике Казахстан на 2005-2007 годы. В рамках данной программы создавалась трехуровневая система социального обеспечения, основными характеристиками которой явились финансовая устойчивость и распределение ответственности между государством, работодателем и работником. В середине 2000-х годов был повышен размер пенсий, стипендий, некоторых видов пособий и выплат населению.

Казахстан является страной, тесно связанной с мировой экономикой, и в этом есть свои плюсы и минусы. Так, мировой финансовый, а затем и экономический кризис 2007-2009 годов существенно повлиял на республику. Начиная со второй половины 2007 года, страна стала испытывать негативное влияние мирового кризиса, что вновь обострило социальные проблемы.

Таким образом, социальная сфера страны в конце первого десятилетия XXI века вступила в полосу новых испытаний. Учитывая взаимосвязи национальной и мировой экономики, этого уже было трудно избежать. Однако ситуация принципиально изменилась – золотовалютные резервы, накопленные в достаточно благополучные предшествующие годы, позволили государству постоянно и без задержек выполнять социальные обязательства и программы.

В настоящее время сложилась смешанная система социального обеспечения, включающая в себя систему пенсионного обеспечения, государственные социальные пособия, специальные государственные пособия, оказание специальных социальных услуг и предоставление социальной помощи. С 2005 года введена система социального страхования, являющаяся дополнительной формой социальной защиты в случае наступления социальных рисков. Она охватывает работников формального сектора, за которых работодатели уплачивают социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (далее – фонд).

В последнее время более 3,5 млн человек получают социальные выплаты из бюджета. Общие расходы на выплату государственных социальных пособий в РК увеличились в 7 раз (с 25,8 млрд тенге в 1999 г. до почти 200 млрд тенге в 2020 г.). В целом, за годы независимости были обеспечены значительные успехи в социально-трудовой сфере, которые позволили существенно повысить уровень жизни населения. Уровень бедности сократился с 34,6% в 1996 г. до 4,7% в 2021 г.

Каждый год в Казахстане традиционно вырастают размеры пенсий и пособий. Связано это с тем, что с началом календарного года, как правило, изменяются величины месячного расчетного показателя (МРП) и прожиточного минимума. Вместе с ними изменяются размеры социальных пособий и выплат.

С 1 января 2020 года было введено ежемесячное государственное пособие многодетным семьям. Оно предназначено для тех, кто имеет четырех и более совместно проживающих несовершеннолетних детей (в том числе детей, обучающихся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и (или) послевузовского образования, после достижения ими совершеннолетия до времени окончания организаций образования (но не более чем до достижения 23-летнего возраста).

В соответствии с Законом РК «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы», с 1 января 2022 года месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат установлен в размере 3063 тенге. Минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты на 2022 год: 19 450 тенге. Минимальный размер заработной платы (МЗП) на 2022 год - 60000 тенге, прожиточный минимум на 2022 год - 36018 тенге, минимальный размер пенсии на 2022 год - 46302 тенге, черта бедности на 2022 год - 25213 тенге.

По инициативе Президента РК в январе 2022 года создан общественный социальный Фонд «Қазақстан халқына». Он занимается решением реальных проблем в сфере здравоохранения, образования, социальной поддержки. Им будет оказана помощь детям с редкими заболеваниями. Будут построены спортивные объекты для детей в городах, районах, поселках, селах. Из средств этого Фонда будут поддержаны также семьи погибших полицейских и военнослужащих в период трагических событий в Алматы и других городах в январе 2022 года. К 10 февраля 2022 года юридические лица и крупные бизнесмены совершили 219 платежей в фонд «Қазақстан халқына» на сумму 117 млрд 765,1 млн тенге. Также от 69 947 физических лиц поступило 55,2 млн тенге.

Таким образом, решительные меры по социальной поддержке народа в нынешний посткризисный период, принимаемые Главой государства К.-Ж. Токаевым, убедительно подтверждают, что Казахстан – социальное государство, где одним из приоритетов является всесторонняя помощь гражданам, оказавшимся в трудной ситуации.