Государственный флаг по праву признан одним из главных символов независимого Казахстана. Он прочно вошел в жизнь общества, воплощая в себе все самое близкое и дорогое каждому гражданину
Государственная символика имеет многовековую историю. Ее изучение позволит понять закономерности исторического развития, менталитет народа и приоритеты состоявшегося государства.
Государственные символы всегда с нами – на улицах города, на административных зданиях, в воздухе, на воде. Государственный флаг Казахстана побывал в космосе, покорил горные вершины мира. Через государственный флаг проецируется состояние развития государственности, его историко-культурные традиции и приоритеты развития.
Казахская символика своими корнями уходит в глубокую древность. На территории Казахстана использование символов, обладающего универсальной природой служило для выражения определенной мысли или слова, действия или системы. Символы стали своего рода языком, дошедшего из того времени, когда концептуальные понятия не были еще выработаны.
Символика имеет глубокие исторические корни и тесно связана с развитием цивилизации. Выбор того или иного политического знака существовал в каждой этнокультурной среде. Например, прототип флага характерен для всех тотемических изображений мировых культур. Они несли в себе нагрузку отличительных знаков политической власти. Например, разные народы в разное время использовали для этих целей силуэты быка, черепахи, совы, орла, змеи, дракона и т.д. Так, по археологическим данным и историческим источникам, известно, что таковыми для древних египтян выступали символы их богов и фараонов; для ассирийцев – силуэт мощного буйвола; для греков – изображение Пегаса, минотавра.
В народной казахской традиции сохранились и более древние пласты – следы упоминаний о животных-покровителях и предках – тотемах. Здесь наблюдается большое разнообразие и представлен не только традиционный волк (Бори), но и ворон (Карга), верблюд (Бура), Цапля (Тырнаклы), Пегий или Гнедой конь (Айгыр), а также мистические – Черная рыба (Карабалык) и Красный червь (Кызылкурт).
В средневековье в Западных странах (Англии, Франции и др.) собственное знамя было у каждого рыцаря, не говоря о графах, герцогах и королях. Цвет у знамени был самый различный.
В тюркском обществе байрак – символ кагана служил для подачи знаков и команд войску. Древние тюрки использовали в символике такие атрибуты как знамена, флаги, бунчуки, штандарты. Вполне возможно, что копье вождя с волчьим хвостом стало прообразом знамени. А бунчуки представляли собой целый знаменный комплекс. Бунчук - это конский хвост, ниспадающий с наконечника, имеющего форму полумесяца; символ высшей власти, знак командующего. В военной истории османов и среднеазиатских тюрок и монголов бунчук был хорошо известен, представляя собой конский или волчий хвост, который подвешивали под перекрестие копья или навершия. Кстати, у казахов существовала традиция шашаков – бунчуков, сплетенных из волос поверженного врага. Батыры вешали шашаки около наконечника копья, прикрепляли к щитам, саблям, устрашая своих врагов.
Знамена казахских ханов также являлись одним из эффективных средств управления войсками во время марша и в бою.
На всех этапах исторического развития символика служила идентификатором рода, государства, символом политической власти. В период средневековья флаг окончательно становится элементом военно-политической символики.
Развитие военной символики началось за долго до государственной и политической. Так, наличие множества военно-политических символов в тюркской культуре свидетельствует об эволюции тюркской символики в рамках военно-политических процессов.
Казахские знамена в ХVI-ХVIII веках выполняли по меньшей мере, две функции: они были важными священными символами и эффективным средством управления войсками в военных компаниях. Знамя имел каждый род, каждый правитель.
Происхождение национальных флагов связано с началом формирования наций. Впервые слово «флаг» использовалось в Голландии. Оно означало «корабельное знамя». С политическим развитием многих стран, постепенно этот термин приобретает национальный характер, становясь официальным символом. Национальный флаг становится инструментом политического влияния. Его описание фиксируется в законодательном акте – Конституции. Неуважение к флагу воспринимается как неуважение к стране.
Существует следующая классификация политических флагов: биколор, трибанд, триколор, зубчатый флаг.
В соответствии с функциональными критериями, типология политических флагов представлена следующим образом: государственный флаг; национальный или гражданский флаг; флаги международных организаций; флаг субъекта федерации и другие.
Современные государственные флаги чаще всего состоят из цветных полос, как правило, они прямоугольные, но есть исключения: у Швейцарии и Ватикана знамена квадратные, а у Непала треугольные.
Голубой цвет казахстанского флага свидетельствует о культурно-этническом единстве народа и одновременно указывает на идею неделимости государства. Свет – источник жизни и энергии. Поэтому силуэт солнца является символом жизни. Не случайно при внимательном рассмотрении лучи солнца на флаге одновременно имеют форму зерна – основы изобилия и благополучия.
В миропонимании кочевников особое место занимает степной орел, или беркут. На языке символики силуэт орла означает государственную власть, широту и прозорливость. Для степняков - это символ свободы, независимости, стремления к цели, к высоте, полет в будущее. Вместе с тем орел, имея мощную силу, способен дать достойный отпор любому, кто попытается ограничить его свободу. Силуэт орла возник и от идеи стремления молодого суверенного Казахстана к высотам мировой цивилизации.
Элементом, дающим новизну и неповторимость нашему флагу, является параллельная к его древку полоса, состоящая из национального орнамента. Здесь изображен казахский орнамент қошқар-мүйіз (бараньи рога).
В конкурсе, посвященном разработке государственного флага, принимали участие более 600 проектов. После предварительного отбора четыре наиболее интересных проекта были выдвинуты комиссией на обсуждение Верховного Совета республики.
Казахстанский флаг стал результатом творческих исканий, самоотверженного труда художника Шакена Ниязбекова.
Таким образом, государственная символика с сущностной информационной составляющей, позволила изучить закономерности исторического развития, менталитет народа и приоритеты состоявшегося государства.