В средневековых источниках казахов называли узбеками и могулами
02.08.2022 9117

В различных средневековых исторических источниках авторы указывают на могульскую и узбек-казакскую народность, сложившуюся в XIII - XIV веках. Исследователь Алмат Абсаликов обратил особое внимание на государство «кочевых узбеков», которое образовалось в первой половине XV века во главе с Абулхаир ханом. Что это было за образование, откуда оно берет свои корни и представляло ли оно «продолжение» Золотой Орды и Улуса Джучи?





Как известно, структура управления в империи Чингиз хана имела свои особенности, которые создавали все необходимые предпосылки для объединения разрозненных тюрко-могульских племен. Это объединение было в масштабах государства со всеми соответствующими институтами, системой управления, налогообложением, законодательной, исполнительной и судебной системой. Таким образом, если и можно было-бы называть то или иное государственное объединение средних веков термином государство, то, несомненно, это должно было касаться, прежде всего, империи, созданной Чингиз ханом.

Система государственного управления Золотой Орды оказала свое влияние на развитие административно-территориального деления в самом Улусе. Государственный аппарат управления выработал целую систему аппарата чиновников, строго подчиненного абсолютной верховной власти хана. Необходимо также обратить особое внимание на государство «кочевых узбеков», которое образовалось в первой половине XV века во главе с Абулхаир ханом и представляло собой «продолжение» Золотой Орды и Улуса Джучи. Что это было за образование и откуда оно берет свои корни?


Флаг Золотой Орды

 

«По мнению А. Семенова, «современные Узбек хану и более поздние, но близкие к его времени восточные источники, арабские и персидские ничего не говорят о том, что народы его улуса стали называться в честь его общим именем узбеков, как не говорят об этом и русские летописи» [1]. Однако это утверждение абсолютно неверно, т.к. средневековые персидские источники предельно ясно указывают на то, что народ Улуса Джучи получил название в честь своего хана и стал называться узбекским. Так, в «Шаджаратул Атрак» мы читаем: «Узбек хан (Султан Мухаммад), сын Тугрула, сын Килика, сын Тугана», далее: «…затем от рук шейха Сейид Ата, наместника Зенги Ата, в 720 году хиджры (т.е. в 1320 году), принимает Ислам… в тот день люди Улуса также в своем большинстве приняли ислам, подробно об этом в разделе, посвященном Саиду Ата и ар Рида… Когда Султан Мухаммад Узбек хан вместе со своим народом и Улусом обратился в ислам, Саид Ата и все отправились с ним в Мавераннахр, оставшиеся были названы калмаками (т.е. оставшимися). Когда людей, отправившихся вместе с Сеид Ата и Ар Рида и Султаном Мухаммад Узбек ханом, спрашивали о них самих (т.е. кто они и как их называть), отвечали, что по имени своего хана, т.е. узбеки…» [2].

В «Мехман-наме-и Бухара» мы читаем: «Три племени относят к узбекам, кои суть славнейшие во владениях Чингиз-хана. Ныне одно [из них] – шибаниты, и его ханское величество после ряда предков был и есть их повелитель. Второе племя – казахи, которые известны во всем мире силою и неустрашимостью, и третье племя – мангиты, а [из] них цари астраханские. Один край владений узбеков граничит с океаном (т.е. с Каспийским морем – Р.Д.), другой – с Туркестаном, третий – с Дербендом, четвертый – с Хорезмом и пятый – с Астрабадом. И все эти земли целиком являются местами летних и зимних кочевий узбеков» [3].

Еще при Бурындык хане и Касым хане Рузбихан в «Мехман-наме-и Бухара» называет казахов казахами, узбеками и узбек-казаками.

Так, например, «как было сказано ранее, казаки (казахи) – одна из групп узбеков, из улуса Чингиз хана и его детей, которые управляли миром» [4].

Т. Султанов приводит свидетельство персидского историка Хамдуллаха Мустауфи, который умер в 1350 году, то есть являлся современником Узбек хана. При описании похода войск Улуса Джучи в 1335 году на Азербайджан, он называет «воинство Узбек хана «узбекцами» (узбекийан) [5], а улусы потомков Джучи, сына Чингиз хана, государством узбекцев (мамлакат узбеки) [6].

Мухаммад Хейдар Дуглат в «Тарих Рашиди» называет казахов, то узбеками, то узбек-казахами. Также в «Алам Араи Сафави» автор книги ставит равенство между терминами казак и узбек, как дополняющими друг друга синонимами. Так, например, Мухаммад Хейдар Дуглат пишет: «Выглядит достоверным, что во время вражды и столкновений казак-узбеков с мангытами последние, для вытеснения своих противников из Дешт-и Кыпчака, имели достаточно сил» [7].

Также один из разделов «Тарих-и Рашиди» называется: «Начала 2 дафтара «Тарих-и Рашиди», случившееся после 109 года в Улусе могульском, узбекском и чагатайском» [7, с. 347].

Данные из ногайского эпоса, дающие возможность проследить перипетии исторической жизни ногайцев, мы читаем: «В реках Эдиля (Волги), Яика, Эмбера Тайсаган, Кара Бау - был местом удальцов Калибай, Атай, Бургутай на равнинах сочных трав. Двенадцатисвязанные узбеки старые десятипленные ногайцы, не находя пристанища, не раз проходили на равнинах между Волгой и Яиком и строили орду» [8]. Далее, как пишет С. Асфендияров: «Выше мы уже упомянули об уходе от Абулхаира «казахов», с Джанибеком и Гиреем во главе. Казалось бы, что ушедшие, это «казахи», а оставшиеся с потомками Абулхаира - «узбеки», как обычно и понимают авторы, пишущие об «узбеках» и «казахах». Между тем, автор «Шайбани Нама» Мухаммад Салих, завоевателей Туркестана называет, то «казахами» (казаками), то «узбеками», отдавая даже предпочтение первому термину. Так, при взятии Самарканда (1499 г), войско Мухаммада Шайбани он называет «казахским», при взятии столицы Ферганы Ассу (на правой стороне р. Сыр-Дарьи возле Намангана) шейбанидское войско в 10 тысяч человек считает состоящим из «казахов» [8, с. 99].

Таким образом, как это видно из исторических источников, народ улуса Джучи (Золотой Орды) в период Узбек хана получил название узбеков, а государство стало называться узбекским, поэтому, когда Абулхаир хан в первой половине XV века объединил под своим влиянием различные области, его государство получило естественное название «кочевых узбеков». С другой стороны, мы видим, что до того, как термин «казак» стал использоваться по отношению к народу, переселившегося с Джанибеком и Гереем (Кереем), этот народ именовался именно узбекским народом. Термин «казак» был социально-политического значения и использовался по отношению к тем «узбекам», которые стали «казаковать» (жить в вольнице). Другими словами, народность «узбек-казакская», как таковая, сложилась не в период переселения Джанибека и Герея (Керея) в северо-восточную Джете (Жетысу), а на много раньше. Также нужно отметить, что от изменения названия того или иного народа, народ сам по себе от этого не перестает быть, как это мы видим на примере узбек-казаков, которые были известны до этого в исторических источниках как узбеки, а их государство узбекским, а еще ранее как могулы.

«Несомненно, что современные узбеки включают в свой состав не только потомков воинов Мухаммад Шейбани, из состава тех племен, которые пришли вместе с ним из степей современного Казахстана, в структуру современного узбекского народа вошли также все группы тюркоязычного населения региона. Среди них были не только прибывшие в разное время в Среднюю Азию представители различных тюркоязычных племен, такие как сельджуки, карлуки, и чагатаи из государства Тимуридов, но и тюркизированное бывшее ираноязычное население региона». [6, с. 604].

Другими словами, современные узбеки состоят из шибанидских узбеков Казахстана, местного тюркского населения и тюркизированного иранского населения. Шибанидские узбеки, ногайцы (мангыты) вместе с каракалпаками и казахами составляли основное и «титульное» население Золотой Орды, и, конечно же, роль казахов здесь представляется наиболее значимой и основополагающей. Во-первых, Узбек–казаки (казахи) во всем следовали наследию консервативных традиций золотоордынских чингизидов. Как мы указали ранее, казахская (узбек-казакская) народность сложилась именно в период Золотой Орды, а не в XV-XVI веках, в период Джанибека, Герея и Касым хана, как это было принято считать в советской историографии. Во-вторых, две другие группы узбеков Золотой Орды т.е. ногайцы и шибанидские узбеки старались отмежеваться от чингизидской традиции, и если ногайцы в последствии ушли на северный Кавказ и Причерноморье, то шибанидские узбеки смешались с народами Мавераннахра, в то время как казахи остались «верны» традиции и ясе Чингиз хана.

Мы можем говорить о том, что процесс формирования и сложения казахской народности приобрел свою классическую форму уже во второй XIII-XIV веках, под этнонимом «мугул», затем «узбек» в период золотоордынского хана Узбека, затем «узбек-казак» при Герее (Керее) и Жанибеке, и, собственно, «казак» в шибанидский период XV–XVI веках. Откочевавшие в Мавераннахр с потомками Абулхаир хана узбеки, чтобы отличать себя от узбеков, откочевавших с урусидскими ханами (ордаидами), стали последних называть «узбек-казаками» или просто «казаками», в то время как себя стали называть узбеками-шибанидами.

 


Коран, подаренный хану Узбеку

В этой связи интересной будет находка священного Корана, выявленного казахстанскими учеными в рамках программы «Архив-2025». Группа ученых Центра рукописей и редких книг посетила Стамбул, где две недели вела научные исследования в библиотеке Сулейманийя и Османском архиве. Так, в частности, в библиотеке Сулейманийя, помимо ценных рукописей эпохи Золотой Орды XIV века, был обнаружен священный Коран той эпохи. В рамках меморандума о сотрудничестве между Сулейманией и центром рукописей и редких книг, ведутся переговоры о приобретении копии данного свитка священного писания.

Описание:

На иллюминированных страницах посвящения в данном Коране указывается, что каллиграфом Корана был Бадр аль Хамадани, который также был каллиграфом Корана, посвященного Олджайту хану (716/1316 г). Данный священный Коран был написан каллиграфией райхоне и иджаза (между насх и сулс), и подарен Узбек хану (ум. 740/1340 г) правителю Золотой Орды.

Написание свитка священного Корана было завершено в месяц Рамадан 718/ 1318 году.

Священный Коран был написан на кремовой восточной бумаге золотыми буквами. Диакритические знаки отмечены красным, рамки окружающие текстовые панели имеют золотые, синие и красные цвета.

Так, в частности, на листе 199 заголовок суры священного Корана написан золотым шрифтом, каллиграфией сулс, и обведен рамками зеленного цвета. По краям листов в начале каждой суры приведены хадисы посланника Аллаха о награде за чтение той или иной суры Корана.

Еще одна интересная примечательная особенность данного свитка священного писания заключается в том, что используется буквенно-цифровая система абджад, (буквенные эквиваленты чисел от одного до десяти), при перечислении стихов священного Корана, которые написаны свинцово-белыми чернилами на сине–черной поверхности, и заключены в золотые и синие рамки. Цвета подобраны в соответствии суфийской традиции мистического понимания значения цвета.

Заставка и титульные листы также иллюминированы. Переплет рукописи не является оригинальным, т.е. это реставрация более позднего периода.

На странице посвящения, указывается, что: «данный Коран написан Бадром аль Хамадани и подарен правителю государства могул-кыпчаков султану всех султанов (султану салатин) Узбек хану». [9] (لحاکم دوله مغول القفجاق اوزبک خان )

С учетом того, что Узбек хан принял Ислам в 1320 году, на основании указания исторического средневекового труда «Шаджаратул Атрак», данный список священного писания мог сыграть важную роль в принятии Ислама Узбек ханом, а вслед за ним народом, который находился под его властью. Другими словами, данный Коран имеет большую историческую и культурную ценность для Казахстана. Священный Коран хранится в библиотеке Вахида паши (Кютахия), копия в библиотеке Сулейманийя в Стамбуле.

На основании данного списка священного Корана с посвящением хану Узбеку в 1318 году, мы видим, что одно из названий государства Улуг Улуса (Золотой Орды) до названия «узбекского государства», было известно, как государство могулов, или могул-кыпчаков دوله مغول القفجاق.

А.А. АБСАЛИКОВ,

главный эксперт Центра рукописей и редких книг

aalmat@mail.ru

 

Список использованных источников:

1 Акимбеков С.М. История степей: феномен государства Чингизхана в истории Евразии. – Алматы: ТОО «Институт азиатских исследований», 4- издание, 2021. – 678 с.

2 Шаджаратул Атрак. Рукопись Хоутонской библиотеки Гарвардского университета / Кембридж Массачусетс США / автор неизвестен (копия факсимиле была приобретена центром рукописей и редких книг в Астане в 2021 г. – С. 244.) Текст на фарси непосредственный.

3 Фазлаллах ибн Рузбихан Хунджи Михман-наме-и Бухара (Записки бухарского гостя) перевод Джалиловой Р.П. под редакцией А.К. Арендса, Академия наук Уз. ССР. – Москва, 1976. [Электронный ресурс]. – vostlit.narod.ru (дата обращения: 7.02.2022).

4 Фадлулла ибн Рузбихан Хунджи Мехман-наме-и Бухара. – Тегеран: Бангах тарджима ва нашре китаб, 1976. – 444 с. (текст на фарси непосредственный).

5 Хамдаллах Мустауфи Казвини Тарих Гузида. Рукопись библиотеки Устан Кудс Разави, Мешхед. – Иран, – С. 257. (Копия факсимиле была приобретена центром рукописей и редких книг в Астане в 2021 г.) Текст на фарси непосредственный.

6 Мухаммад Хейдар Дуглат «Тарих-и Рашиди». – Тегеран: Изд-во «Мирас Мактуб», 1383 (2004 г). – 852 с. (текст на фарси непосредственный). [Электронный ресурс] https://s6.picofile.com (дата обращения: 9.02.2022).

7 Асфендияров С. История Казахстана. – Алма-Ата: Қазақ Университеті 1993. – 304 с.

8 Священный Коран, - библиотека Сулейманийя, Стамбул, Турция.