Об историческом значении декларации суверенитета Казахстана
18.10.2023 6202

Важным историческим шагом в процессе становления независимости Казахстана стало принятие 25 октября 1990 года Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР». 

Декларация дала возможность республике выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах и самостоятельно решать вопросы внешнеэкономической деятельности. Для данного этапа характерны бурный рост национального самосознания народов, радикализация деятельности различных политических партий, общественных организаций и движений во всех союзных республиках бывшего СССР. 


Глава государства Касым-Жомарт Токаев в октябре 2022 года, выступая на торжественной церемонии вручения государственных наград и премий, отметил, что казахский народ много лет шел по священному пути к суверенитету. «Декларация о государственном суверенитете Казахстана открыла путь к нашей священной Независимости. Поэтому этот документ имеет историческое значение. С нынешнего года мы по-новому отмечаем День Республики, который получил статус национального праздника. Уверен, это начинание получит широкую поддержку в обществе и станет доброй традицией. День Республики - яркий праздник, призванный возвысить дух народа, укрепить государственность, упрочить наше единство и солидарность», - сказал он. По мнению К.-Ж. Токаева: «Декларация о суверенитете – победа смелости и дипломатии, разума и терпения. Очень скоро мы почувствовали силу этого исторического документа. Мы обновили устои общества и устремились к новым вершинам. Пережив непростой переходный период, Казахстан пошёл по пути построения сильной государственности» [1].

Декларация «О государственном суверенитете» провозгласила принцип верховенства Конституции Казахской ССР и законов на территории Казахстана, право приостанавливать на своей территории действие актов Союза ССР, нарушающих суверенные права республики. Именно с этой Декларации начинается фактическое осуществление республикой своего государственного суверенитета. Находясь в составе СССР, Казахстан был суверенным только юридически, но фактически не обладал суверенитетом и соответственно не мог выступать реальным субъектом международного права. 

В Декларации 25 октября 1990 года была закреплена неделимость и неприкосновенность территории Казахстана, страна определена как субъект международного права. Объявление исключительной собственности республики на все природные ресурсы, экономический и научно-технический потенциал позволили Казахстану проводить самостоятельную экономическую политику. Впервые Декларация отказывается от классового подхода к определению социальной основы государства и провозглашает национальный характер государственности. Декларация стала базовым основополагающим законодательным актом, с которого начался этап дальнейшего развития государственно-правовой системы страны по пути оформления полной государственной независимости. 

Историческое значение Декларации состоит в том, что она придала реальное содержание государственному суверенитету республики, напомнила о собственной государственности Казахстана, имеющей многовековую историю, подчеркнула принцип территориальной целостности и объявила систему разделения властей важнейшим принципом функционирования республики как демократического и правового государства. 

Так, в динамичном 1990 году в казахстанском обществе, несмотря на кризис, пробуждались силы, которые вскоре создали новое независимое государство – Республику Казахстан. 

Приобретение Казахстаном своей подлинной независимости стало возможным после крушения тоталитарного советского режима. Как известно, политический и экономический кризис в СССР в конце 80-х - начале 90-х годов достиг своего апогея. «Одряхлевшая и недееспособная советская государственная машина, доставшаяся в наследство последнему руководителю страны, архитектору перестройки Михаилу Горбачеву, давала сбой за сбоем. СССР испытывал тяжелый системный кризис. В союзных республиках стали зарождаться политические движения за независимость и выход из СССР. Попытки применить силу, предпринятые советским руководством в Тбилиси (1989), Баку (1990) и Вильнюсе (1991), дали обратный результат: протесты множились, становились все более массовыми. Драматические события тех лет стали для нас горьким, но важным опытом. Осознавая причины стремительного падения некогда великой державы и анализируя тактические ошибки союзного руководства, мы извлекали важные уроки из происходящего. Они помогли в борьбе с трудностями, а их у Казахстана было немало», писал в своей книге «Эра независимости» экс-Президент Н.А. Назарбаев [2].

Политические реформы в СССР в конце 80 - начале 90-х гг., провозглашение курса на создание социалистического правового государства, создание советского парламентаризма, созыв нового высшего органа власти - съезда народных депутатов, введение института Президента СССР, формирование многопартийности - привели к демократизации общества и сделали неизбежным обострение, казалось, давно «решенного» национального вопроса. Форсированная интернационализация без учета национальных интересов привела к серьезным просчетам в национальной политике. 

18 мая 1989 г. Литва первой из советских республик приняла Декларацию о суверенитете. К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР ириняло законы о суверенитете, что заставило союзное руководство ускорить разработку нового Союзного договора. Подписание такого договора означало не только сохранение единого государства, но и переход к его реальному федеративному устройству. 17 марта 1991 г. прошел референдум по вопросу: быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство проголосовало за сохранение СССР. Не участвовали в голосовании прибалтийские республики, Молдова, Грузия и Армения.

В сентябре Чрезвычайный съезд народных депутатов СССР признал независимость прибалтийских республик.

Руководители семи республик - России, Беларуси, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Но этого не произошло. 8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще под Брестом руководители России, Украины и Беларуси подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств. В нем заявлялось, что СССР как субъект международного права прекращает своё существование. 21 декабря 1991 г. в Алматы руководители 11 государств (кроме Грузии) подписали Декларацию об окончательном прекращении существования СССР и образовании СНГ - Содружества Независимых Государств.

25 декабря 1991 г. М. Горбачёв заявил о своем уходе с поста Президента СССР. Таким образом, 1991 г. ознаменовался эпохальными событиями: неудачная попытка государственного переворота, ликвидация КПСС, распад империи под названием СССР.

Таким образом, к концу 1991 г. в Казахстане сложилась благоприятная политическая обстановка для приобретения своей независимости, Августовский путч 1991 г., распад СССР, создание Содружества Независимых Государств, становление быв­ших союзных республик как самостоятельных государств - ускорили принятие Закона о независимости Казахстана.

После августовского путча в Казахстане была распущена Коммунистическая партия, а республика стала фактически самостоятельной. Президент СССР М. Горбачев не мог воспрепятствовать центробежным тенденциям, и с каждым днем его власть все более слабела. 1 декабря 1991 года в Казахстане прошли первые всенародные выборы Президента, а 10 декабря был принят Закон «Об изменении наименования Казахской Советской Социалистической Республики», утвердивший новое название - Республика Казахстан. 16 декабря 1991 года Закон «О государственной независимости РК» провозгласил Казахстан независимым государством с самостоятельной системой органов государственного управления, самостоятельной экономической системой, собственными вооруженными силами и единым гражданством. С этого момента начинается новая эпоха в жизни Казахстана - эпоха независимого развития, позволяющего в полной мере реализовать интересы и чаяния народов, населяющих нашу страну [3].

К независимости казахский народ пришел через два с половиной столетия борьбы. За этот период казахи около 400 раз поднимались на борьбу против царских колонизаторов и командно-административной системы тоталитарного режима. Борясь за независимость, казахский народ страдал от голода, томился в концентрационных лагерях, изгонялся за пределы своей страны, терял лучших своих представителей. 

Провозглашение государственной независимости Республики Казахстан стало величайшим событием в жизни казахского народа. Казахстан стал равноправным членом мирового сообщества. Казахский народ избавился от опасности исчезновения как нации. Созданы были условия для возрождения и развития культуры, традиций, языка, для формирования и развития национальной интеллигенции. Казахи, вынужденно покинувшие страну в годы правления большевиков, получили возможность вернуться на историческую родину.

«Независимость государства – это не просто декларация. Построение подлинной Независимости – это каждодневный кропотливый труд, выверенная и последовательная политика. Мы сохранимся как нация в глобальном мире, только имея сильное и независимое государство. Мы должны твердо придерживаться этой непреходящей истины. «Независимость превыше всего!» – эти слова должны стать нашим девизом», - подчеркивает Президент страны К.-Ж. Токаев [4].

Независимый Казахстан был основан как демократическое и правовое государство. По мере становления Казахстана как суверенного государства естественным явлением общественного развития стали многопартийность и создание общественных объединений. Средства массовой информации были освобождены от идеологического контроля, цензуры.

Независимость Казахстана имела также большое международное значение. На стыке Восточной Европы и Западной Азии появилось новое демократическое государство. Вскоре Казахстан в качестве независимого государства признали многие ведущие страны мира. С марта 1992 г. Республика Казахстан стала полноправным членом Организации Объединенных Наций. Республика взяла на себя обязательства по неукоснительному выполнению Устава Организации. 

Казахстан последовательно ведет стратегический курс на углубленное и эффективное участие в существующих интеграционных структурах – ООН, СНГ, ЕАЭС, ШОС, ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности), ОБСЕ, СВМДА, ОЭС, развивает двустороннее сотрудничество со странами Европы и Азии, Америки. Это дает свободу для маневра и открывает возможности интеграции в мирохозяйственные и политические отношения.  

Расширяется деятельность казахстанских представителей в организациях ООН. Казахстан стал членом Комитета по информации, Комитета Генеральной Ассамблеи ООН по мирному использованию Космоса, тесно сотрудничает с международным Советом ООН по контролю над наркотическими средствами. Принципиальным является вступление Казахстана в основные валютно-финансовые организации: Международный Валютный Фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, ВТО и др. Значимость членства в региональных организациях подчеркивает участие республики в Азиатском банке развития (АБР), Исламском банке развития (ИБР), Европейской энергетической партии и др.

Казахстан в 2010 году первым из государств СНГ возглавил международную организацию ОБСЕ (Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе). Спустя 11 лет очередной Саммит Глав государств и правительств стран-членов ОБСЕ прошел в нашей столице, который принял документ особой исторической важности - Астанинскую Декларацию. 

Одним из самых значительных и масштабных мероприятий стало проведение международной, специализированной выставки EXPO в 2017 году. Казахстан стал первой страной СНГ, которая провела ее. В выставке приняли участие 115 государств и 22 международные организации. Ее посетили порядка четырех млн человек, из которых полмиллиона приехали из других стран. Темой выставки была зеленая энергия.

Стоит отметить, что миротворческая и антиядерная деятельность Казахстана получила заслуженное признание в 2017 году. Тогда государство стало непостоянным членом Совета Безопасности ООН до 2019 года

С июля 2018 года начал свою работу Международный финансовый центр «Астана», расположенный в выставочном комплексе ЭКСПО. Центр стал финансовыми воротами притяжения инвестиционного капитала.

За годы независимости в Астане состоялось семь съездов лидеров мировых и традиционных религий. В работе VII Съезда этих лидеров прининяли участие более 100 делегаций из 50 стран мира. В числе участников съезда - Папа Римский Франциск, Верховный имам Аль-Азхар Шейх Мухаммад Ахмад Ат-Тайеб, Главный Сефардский раввин Израиля Ицхак Иосиф, Патриарх Иерусалимский Феофил III и многие другие.  

Это, несомненно, наш реальный успех. И недаром наша столица находится в географическом центре Евразийского материка, откуда начинаются дороги во все четыре стороны света. Точно так же - весь Казахстан открыт для того лучшего, что накоплено человеческой цивилизацией. Независимость Казахстана была мечтой наших предков. Они видели её в открытости суждений, свободе осознанных поступков. Для современников же Независимость нашей страны состоит из индивидуальных прав и свобод всех и каждого из 20 миллионов граждан.

Т.М. Аминов, 

старший научный сотрудник 

Института истории государства 

МНВО РК, к.и.н., доцент

          

 

Список использованной литературы:

1. Токаев К.К. Декларация о суверенитете – победа смелости и дипломатии, разума и терпения. - Казахстанская правда, 22 октября 2022 г.

2. Назарбаев Н.А. Эра независимости. – Астана, 2017. – 508 с.

3. Кузембайулы А., Абиль Е.А. История Казахстана. Учебник для вузов. Костанай. – 2006. С.263.

4. Токаев К.К. Независимость превыше всего. – Казахстанская правда, 6 января 2021 года.