Истоки культа коня среди казахов
18.07.2016 2768
Важность коня в жизни степных казахов велика, но особую роль играет конь во время бракосочетаний и свадеб.

Когда жених в первый раз приезжает в аул невесты, выполняется обряд «ат байдар» (привязывание коня).

Жених седлает лучшего в своем косяке коня и со своими верными товарищами приезжает в аул невесты. За полверсты до аула жених должен спешиться, а его товарищи ведут коня на поводу к аулу, сам жених остается на этом месте. Его товарищи сообщают о приезде жениха, коня отдают родному отцу невесты или одному из близких родственников. Поводья коня обязательно должна держать девушка, она получит подарок «ат байлар» от жениха. После этого невеста с сестрой и матерью остаются в ауле, а женщины, девушки и парни аула выходят встречать жениха.

Эти обычаи В. Фирсов объясняет так: «...Эта церемония требует пояснения. Отправление своей верховой лошади вперед очень древний степной обычай, всегда служивший кочевникам для выражения преданности и особого доверия к людям, с которыми они вступают в переговоры. В самом деле нельзя придумать в степи более верного залога, как верховой конь, без которого человек там совершенно беспомощен...». Когда девушку выдают замуж, заплетают хвост коня. Мы уже говорили о том, что по казахским обычаям, в качестве калыма дают 47 целых, 37 целых, половину 37, 27, 17, круглый калым. Расшифровываются эти числа следующим образом. Они означают количество лошадей, отданных в качестве калыма: 47 кобылиц-трехлеток, 37 кобылиц-трехлеток, и т.д. Вместе с тем даются еще и дополнительные лошади. «Жанама ат» (косвенная лошадь — 1 лошадь, которая дается родственникам невесты вне калыма. «Түс ат» — «самый лучший конь», которого дают свату вне калыма, в качестве «түс ат» выбирается самый быстрый иноходец. «Кіші ат», маленькая лошадь дается родственникам невесты вне калыма. Кроме ого, сторона жениха дает одного коня или одного стригунка в качестве «өлітірі». По обычаям казахов, скакать на лошади до самого дома нельзя, это считается признаком невоспитанности, неучтивости. Только к дому умершего человека скачу во весь опор на лошади, причитая: «Ой, бауырым»- «О, братец мой». 

В трудах Курбангали Халида, В.В. Радлова. особенно в эпопее М. Ауэзова повествуется о том, что в прошлом веке умершего копя облачали в траур, и это было неотъемлемой частью похоронного обряда казахов. Обряд посвящения коня умершему человеку — одна из хорошо изученных проблем в известной монографии X. Аргынбаева, и вообще в советских этнографических исследованиях и литературе. С этой точки зрения материалы дополняют известные факты. Значение облачения коня в траурные одеяния и сбрую В.А. Калоев объясняет так: «...эти обряда были связаны с представлением о том, что переходя в потусторонний мир, душа человека нуждается во всех тех благах, какими пользовался умерший при жизни. Отсюда обязательные заботы родственников об обеспечении покойника одеждой, питанием, конем для передвижения и т.д...».


Коня умершего человека готовят заблаговременно, седло надевают наоборот, на коня развешивают одежда его хозяина, оружие. На самом верху кладут головной убор покойного хозяина, коня обвязывают арканом, отрезанным от его дома (от юрты). Оплакивая покойника, подстригают хвост и гриву коня, и самого такого коня называют «Тұл ат», «тұлданган ат», «қаралы ат» — «траурным конем». На этом коне нельзя ездить верхом, на год его отпускают в табун, через год его режут на поминках но покойному. Когда его режут, казахи Среднего жуза поют обрядовую песню о покойном — жоқтау (причитание).


Облачение копя не крали ни воры, ни барымтачи боясь, что это им повредит. Облачение коня в траур считается выражением почестей умершему человеку. В XIX веке, попав в плен к кокандцам, аргын Тати бин, прощаясь со своим народом, завещал:

Менен сәлем айтарсың,

Ақжолдың ұлы Арғынға.

Орта жуздің ішінде

Атымды менің тұлдасын. 

Передайте от меня поклон,

Сыну — Акжолу Аргына

В Среднем жузе.

Пусть облачают в траур

Моего коня.

В южных регионах Казахстана и у каракалпаков гроб умершего человека называют «ағаш ат». В народной песне так поется:

Сөйлеп қал mipшілікme қызыл miлім,

Жаны жоқ ағаш атқа мінбей тұрып.

Говори, мой язык, сладокозвучный пока жив,

Пока не сел я на деревянного коня.


Это, видимо означало, что человек в потусторонний мир отправляется на коне и понимали так, что умерший человек верхом на коне быстрее доберется до рая.

После похорон покойника и прочтения корана у могилы говорится такое пожелание:

Мінгенің пырақ, болсын

Жаққаның шырақ, болсын.

Чтобы ты ездил на крылатом коне — Пырак

И чтобы то, что зажжешь, стаю светилом.

Поминки по покойному в годовщину смерти заканчивались байгой (скачками). Это называется «құр бәйге» (пустая скачка). Во время этих поминок скачки и байгу. но возможности, обязательно проводили рядом с кладбищем. чтобы умерший человек слышал топот копыт лошадей.


Живший в конце XVIII века в Среднем жузе керей Буланбай-борец перед смертью завещал так: «Меня похороните на высоком холме, где будут проходить лошади, чтобы я слышал топот их копыт». Таким образом, если казахи при рождении ребенка проводили құнан-бойге (кұнан — жеребенок-трехлеток), то поминки в годовщину смерти заканчивали «құр байгой». А. Шмаков, очень долго исследовавший степных лошадей. пишет так: «... У киргиз (казах А.Т.) байга составляет величайшее торжество, они празднуют байгою рождение первого ребенка, байгою чествуют память умершего, байгою приветствуют именитого гостя...». 


Использованная литература: Ахмет Токтабай «Культ коня у казахов», KazIzdat-KT, 2004

фото: http://argymaq.kz/