Великие женщины в истории
06.03.2018 4255
Имена Тумар и Зарины, великих женщин в истории казахского народа Бегим, Бопай, Абак, Айганым, Кунбике, Зере навечно остались в памяти народа благодаря их героическим поступкам, любви к родной земле

В казахском обществе женщина занимает особое место. Есть поговорка: «Женщина одной рукой укачивает колыбель, а другой рукой укачивает мир». Будущее нации тоже в руках женщины. Казахская женщина - ядро семьи, крепкий оплот семейного воспитания.

Имена принцесс Тумар и Зарины, великих женщин в истории казахского народа Бегим, Бопай, Абак, Айганым, Кунбике, Зере навечно остались в памяти народа благодаря их героическим поступкам, любви к родной земле.

Не углубляясь вглубь веков, начиная со времен Казахского ханства,  Айганым ханым, правившая народом, Бопай ханым, возглавлявшая войско, матери Кунбике, Айбике, Зере занимают особое место в истории народа.

В непростые, сложные для народа времена, эти женщины своим умом и мудростью, стойким характером сумели возглавить народ. Неудивительно, что имена таких женщин стали боевым кличем, их имена носят некоторые казахские рода. Если посмотреть на шежире, то увидим, что есть такие рода, которые названы именами женщин, не считая зазорным дать имя женщины целому роду. Наоборот, женщинам была оказана честь. Перечислим женщин, чьими именами названы целые племена, которые прочно заняли свое место в истории.

Абак ана

Одно из ответвлений одного из главных родов Среднего жуза – Керея называется Абак. Абак Керей разросся до двенадцати колен. К нему относятся: Жантекей, Жадик, Жастабан, Шубарайгыр, Шеруши, Ители, Итемген, Молкы, Меркит, Сарбас, Каракас, Консадак. Эти двенадцать родов по сей день называются «Абак-кереи». В летописи Кереев этноним «керей» связывают с именем Абак. Абак ана – дочь Сарымырзы из рода уйсун. После смерти мужа, она со своим сыном Шымыр уходит к своим родственникам. Нагашы с малых лет усаживал мальчика на ашамай (детское седло), и всюду брал его с собой, приговаривая «Мой ашамайлы Керей». От последнего мужа Абак рождается сын Куттыкожа. От него Майкы (не Майкы би), от Майкы: Ермен - Изен, Жусан. Нынешние 12 колен Абак-кереев происходят от него.

Алтыншаш ана

Старшая жена Токтар бия из рода Кыпшак. От Алтыншаш родились пятеро сыновей − Бултын, Торы, Колденен, Узын, Карабалык. От них происходят пять родов. Летописцы отделили эти рода от многочисленного кыпчака, и назвали «Алтыншаш», по имени их матери.

Кызай ана

От жены Байдибека – Нурилы (Домалак ене) рождается Жарыкшак. Дочь Жарыкшака Кунбиби (Айкыз) становится невестой Найманов. Умом и красотой она заслуживает уважение всего народа. О ней говорили: «Внучка Байдибека достойна своего дедушки и бабушки!». Со временем стало ее настоящее имя Кунбиби забыли, народ стал называть ее «Кызай». Впоследствии род, который произошел от Кызай стал называться «Кызай» (Н.Қазыбеков. Ат тергеу − әдептілік белгісі. − «Түркістан» газеті. 2000, наурыз).

Мурын ана

Байыс происходит от Каракерея из рода Найман Среднего жуза. По данным летописи, Сары (Ерсары) – один из пяти сыновей Байыса. Старшую жену Сары звали Акбике. По легенде, у нее был большой нос, поэтому потомков Акбике стали именовать «Мурын». В свое время потомки «Мурынов» составляли народ восьми волостей.

Жанат ана

Один из двенадцати колен Абак-керея из Среднего жуза – Жадик. По летописи от первой жены Жадика рождаются сыновья – Итемген, Мунал. От второй жены по имени Жанат рождаются восемь сыновей − Косай, Кыдыр, Тилеке, Байказан, Байыс, Букай, Токай, Майма. Потомков от этих восьми сыновей казахи называют по имени матери «Сегіз Жанат».

Енен ана

По летописи один из сыновей Куандыка из рода Аргын Среднего жуза – Карпык. От Карпыка происходят трое сыновей − Мамбет, Козей, Тынали. От Козея – Каратока, от Каратока рождаются – Тункатар, Бесим, Молкы, Токтауыл, Сары, Кулымбет. Старшую жену (байбише) звали Батей, уважая ее за личные качества народ прозвал «Енен». Поэтому, потомки Бесима, которые происходят от Батей называют «Енең тоқалары». Сакен Сейфуллин происходит от этого колена.

Каркабат ана

Среди рода Аргын наиболее многочисленным считается потомство Мейрамсопы. По данным летописи от старшей жены (байбише) Мейрамсопы Нурпии рождаются – Куандык, Суюндик, от второй жены – Бегендик, Шегендик, от третьей жены – Болаткожа (Каракесек). От каждого из них остались многочисленные потомки, которые стали целыми родами. Каркабат особо уважала Мейрамсопы, она до того за ним ухаживала, что не давала замерзнуть даже его ногам. Видя такое уважительное к себе отношение Мейрамсопы всегда ее благодарил словами: «Счастья тебе! Пусть приумножается рожденные от тебя потомки! Стань кличем своего рода!». Сбылось напутствие Мейрамсопы, Каракесеки разрослись, стали большим родом. Из этого рода произошли очень много знаменитых личностей. Имя Каркабат ана стало кличем рода Каракесек (Источник - Мукатулы Галымжан (1905-1976).

Алеуке ана

Племя Таракты из Среднего жуза состоит из двенадцати родов: Кыдыр, Жашиі, Али, Сары, Айтей, Косанак, Карашие (когедей), Келис (Алеуке), Алакоз, Шауке, Апай, Токтауыл. От жены Алеуке у Келиса не было сыновей. Тогда она усыновляет сына от второй жены Келиса. Потомки от этого сына впоследствии стали именоваться «он екі Әлеуке» (двенадцать колен Алеуке).

Алтын ана

Род Алтын-Жаппас из Младшего жуза называется по имени матери Алтын. Она вместе со своими четырьмя детьми воспитала и Жаппаса, поэтому эти два рода упоминаются вместе. Алтын ана была второй женой Кыдыркожи (Байулы).

Турикпен ана

Настоящее имя неизвестно. По данным летописи Кудайке – один из двух сыновей Адая из Младшего жуза. Во времена вражеских набегов его первая жена утонула вместе с четырьмя детьми во время перехода через реку, и он женился на девушке туркменского народа. У Кудайке от нее родились двое детей: Тазыке и Косай. Оба были бесстрашными батырами. Имя Ер Косая было знаменито по всему Дешт и-Кипчаку во времена ханов Жанибека и Керея. Потомков Тазыке и Косая, которые сейчас проживают в Мангистау и насчитывают более половины миллиона человек, называют «Турикпен Адайлар» в честь их матери.

Каракемпир ана

От Кыдырсиыка из Младшего жуза происходит – Шеркеш, от него − Косым, Койыс, Жаугашты, Шумак, Кылышкескен. От Койыса рождается Дербис. Байдише Дербиса – Зылиха была смуглолицей женщиной, за это ее прозвали «Каракемпир». от байбише у Дербис батыра рождается Токтар, Базар, Кошкар, от второй жены – Турке, Шынбай, от третьей жены – Сатай, Сатылган. Все потомки от трех жен Дербиса именуют себя «Мы-Шеркешы, подрод - Каракемпиры». Так, имя Каракемпир стала названием рода.

Каракыз ана

У Тотар бия из рода Кипчак было пятеро сыновей − Бултын, Торы, Колденен, Узын, Карабалык. Когда потомки от них стали пятью родами, от Карабалыка исходит колено именуемый – Каракыз. Настоящее имя Каракыз было Карашаш, за смуглую кожу назвали ее «Каракыз».

Нурбике ана

Шаншар – один из потомков Каракесека из рода Аргын Среднего жуза. За его мудрость летописцы называют его «Шаншар абыз». От одной из трех жен Шаншара – Нурбике происходят потомки, которые называются «Нурбике-Шаншар». Нурбике была дочерью Турсын хана, который правил Ташкентом во времена Есим хана. От рода Нурбике-Шаншар происходит знаменитый композитор-кюйши Таттимбет Казангапулы.

Аккулек ана

Средний жуз – Байулы – Байбакты – Дат кызы. В аул своего будущего мужа она приезжает на белом одногорбом верблюде, за это в народе ее прозвали «Акулек». Говорят, она была благородной женщиной. Турлан батыр из рода Шеркеш приходится ей внуком. Впоследствии потомки стали называть себя «род Акулек».