Волшебники казахской степи
25.04.2018 2476
В древнем тюркском мире большим уважением пользовались старейшины, мудрецы, обладавшие особым знанием, которое отличало их от других людей

Считалось, что они обладали сверхъестественными способностями, могли прочесть прошлое, предсказывать будущее, вылечить человека или наоборот навести порчу. 

Объяснение их способностям  искали первоначально в язычестве, а с распространением ислама на территории Казахстана, целительство и провидческий дар стали связывать со священными писаниями. Нередко в обрядах использовали тексты Корана, а связь с потусторонним миром объясняли посредничеством с ангелами.

Встречались и случаи мошенничества, когда лицедеи манипулировали людьми с помощью внушений и приемов, демонстрировавших существование «магии» и общение с потусторонним миром. Население охотно верило в разыгрываемые чудеса и добровольно расставалось с деньгами, чтобы задобрить духов, получить желанное исцеление и заглянуть в будущее. Известный немецкий ученый Георги оставил упоминание о казахских баксы:

Баксы походят на языческих шаманов или камов. Они хвастают, что имеют знакомство со злыми духами, призывают их при различных шалостях… и для того все обиженные дьяволом должны искать у них помощи. Многие из сих волшебников живут весьма достаточно[1].

Тем не менее, из поколения в поколение передаются сведения о людях, чьи способности не разгаданы современной наукой.  В мировой истории такую славу, например, приобрели Нострадамус, Ванга. В казахской истории знаменитым целителем считается Отейбойдак Тлеукабылулы, провидцем – Майкы би.

Традиционной медицине и врачам-специалистам предшествовали знахари, целители, которые постигали физиологию, анатомию человеку собственными методами, с помощью различных экспериментов, подбирали необходимые способы лечения, изготавливали снадобья и мази, против инфекций и воспалений.

Сынықшы – костоправы лечили сложные переломы, когда еще не использовался гипс, они умело перевязывали бинтом ушибы, переломы, так что кости срастались. Самые умелые целители могли провести операцию только появившемуся на свет ребенку – они извлекали раздробленную часть черепа младенца и заменяли его кусочком панциря черепахи.

Целители также верили в сильную энергетику человека. Они считали, что некоторые люди обладают мощным сглазом. Так, известный казахский ученый Отейбойдак Тлеукабылулы, живший в XIV веке, в своем «Трактате о целительстве» описал разные части тела человека, которые поддаются сглазу. Несмотря на подобные утверждения, которые в настоящее время кажутся нам наивными, О. Тлеукабылулы внес значительный вклад в развитие народной медицины, которая зачастую является опорой в традиционной медицине.

Баксы – шаманы пользовались уважением в обществе, которое не могло объяснить явления природы и силы стихий, потому они считались носителями загадочных сил, сокровенного знания, позволяющего им контактировать с духами. Им могли являться как добрые, так и злые силы. К добрым духам, покровителям, помощникам относились духи предков (аруақ), ангелы (періште), феи (перизат). Злые силы – шайтаны, демоны в женском обличии: албасты, жезтырнак – пытались обмануть человека, искусить на дурной поступок. Эти герои являются персонажами древнего тюркского фольклора, но другие считают, что они выходят за рамки вымыслов и мифов. Кроме того, добрые и злые духи запечатлены на страницах священных писаний.

Балгер – гадатель, он мог видеть события прошлого и настоящего, свидетелем которых непосредственно не был, обладал способностью предсказывать будущее. Инструментами гадателя могли выступать разные вещи: лопатки животных, бараньи катышки, спички, линии рук и даже священный Коран.

Ш. Уалиханов говорил о них: «Прежде чем гадать на двух пальцах, он держит камчу, сохраняя баланс, при этом говорит, демонстрируя игру».

Болжаушы – предсказатель, глубокий мыслитель, таящий большую внутреннюю силу, обладающий спокойствием и уверенностью. Существуют легенды, что знаменитые батыры Отеген и Раймбек сделали друг другу предсказания об их будущем месте захоронения.

Райымбек батыр со своей армией спасался от джунгар, когда путь им пресекла бурная река. Но после того, как он прочитал молитву и попросил Всевышнего о милости, течение остановилось. Тогда Отеген батыр предсказал, что мазар Райымбек батыра будет находиться в шумном месте. Райымбек батыр тоже вскоре смог ответить на такое предсказание: «О, Отеген, бесстрашный, коль шума, пыли ты боишься, останешься ты под водой». 

Так и случилось, захоронением Райымбек батыра стал современный Алматы, на оживленном проспекте, названным его именем. Могила Отеген батыра в 1973 году могла действительно остаться под водой при строительстве Капчагайского водохранилища, но по просьбе его потомков, батыра перезахоронили в Кордайском районе, ауле Отеген. По другой версии, место захоронения Райымбек батыра предсказал Кабан акын (Кабылиса жырау), и он же предвидел перезахоронение Отеген батыра.  

В казахском обществе были также свои звездочеты – жулдызшы, которые составляли прогноз погоды, наблюдая за небесными светилами. Степные жители уделяли большое внимание астрологическим прогнозам. При решении важных национальных вопросов учитывались эти прогнозы. Зведочеты были советчиками в житейских вопросах, а также в военных, таких как защита населения, методы сражения, состав армии.

С распространением ислама гадание, предсказания стали считаться табуированными действиями, но они все еще были популярны среди народа. Целители читают молитвы, строки из Корана, а потребность в защите и покровительстве высших сил выражается в ношении тумаров, на которых могут содержаться аяты из священного писания.

 

При подготовке публикации были использованы материалы 
сайта http://www.anck.kz/Spravochnik/4.htm

 

[1] И. Георги. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, 2-е издание СПб, 1779. С. 141.