Откуда пошла граница Казахской республики?
27.09.2018 2265
В начале XX века возродилась надежда на создание казахской национальной государственности. В 1919 году В.И. Ленин подписал Декрет о революционном Комитете по управлению Киргизским (Казахским) краем.

В своей статье «К проблеме определения границ казахской автономии» Р.К. Айдарбаева, опираясь на материалы архивов, сборники документов и материалов Сибревкома, рассказывает о трудностях, с которыми пришлось столкнуться при определении границ казахской автономии.

Согласно Декрету о революционном Комитете по управлению Киргизским (Казахским) краем, подписанному В.И. Лениным 10 июля 1919 года, Казревком стал высшим военно-гражданским управлением края. Данный декрет во многом определил цели и задачи Казревкома – это и борьба против контрреволюции и интервенции, и создание условий для государственного хозяйственного и культурного строительства в крае, и подготовка Учредительного съезда Советов в Казахстане. Первым главой Казревкома был назначен поляк С. Пестковский. В состав ревкома вошли В. Лукашев, А. Джангильдин, А. Байтурсынов, М. Тунгашин, С. Мендешев, В. Каратаев и др.

В декрете были определены основы административно-территориального устройства Казахского края, и группой Джангильдина была предложена новая формулировка о территории края: «До определения территории Киргизского края... в ведение ревкома входят: киргизская территория Астраханской губернии и области Уральская, Тургайская, Акмолинская и Семипалатинская».

Несмотря на это решение к этому времени территориальные пределы края оставались все еще неопределенными. Населенные казахами значительные территории, все еще входили в состав Туркестанской автономии, Оренбургской, Челябинской, Алтайской губерний, Омской области.

При Кирревкоме была организована специальная комиссия, которая занималась определением границы будущей республики и подготовкой проекта для представления в СHК РСФСР и съезд Советов Казахстана. Члены Кирревкома и областного бюро РКП (б) побывали во всех казахских областях. Во время многочисленных поездок они постоянно общались, советовались с соседними губкoмaми, собирали данные об этническом составе населения по областям и районам Казахстана и Туркестана. В результате этой работы была на докладная записка Наркомнацу «O Киргизских территориях».

Территориальный вопрос имел немаловажное значение, так как с образованием автономии края необходимо было определить и географические пределы его компетенции. Во-первых, значительные территории, населенные казахами, входили в разные административные образования. Во-вторых, внутри самого Казревкома не было единого мнения по этому вопросу: одна группа выступала с претензиями, высказываясь за присоединение к республике кроме исконно казахских земель еще и Омской области, большей части Средней Азии, Барнаульского уезда Алтайского края и т.д. Другая группа, а она объединяла большинство членов Ревкома, требовала сужения территорий будущей Казахской республики, противилась присоединению к Казахстану Акмолинской, Семипалатинской, Уральской областей. Последние были поддержаны представителями Сибревкома.

В справке «Границы Киркрая», составленной в Кирревкоме в 1920 году, содержались опасения как относительно выявления полной государственной неорганизованности как следствие сосредоточивания казахских земель в огромную территорию, так и относительно отсутствия национальных кадров и возможного волнения среди русского населения. Поэтому «отнесение к Киркраю освоенной русскими северной и восточной полосы» считалось нежелательным. Авторы справки заключают, что «проект организации Киркрая в его давних, можно сказать доисторических границах не может быть поддержан ни с какой точки зрения».

В свою очередь работники Сиббюро и Сибревкома разработали документ под названием «О границах Киргизстана», в котором исходя только из национальных принципов, отрицалась возможность включения в состав края северных и северо-восточных районов Казахстана, населенных преимущественно русскими. Однако никто из них не обратил внимание, что такое соотношение численности русских и казахов в данных районах стал результатом активной политики царского правительства по выселению казахов, продолжавшейся в течение 100 лет.

16 мая 1920 года Кирревком утвердил «Временное положение об управлении спорными уездами», в котором в основу определения территории Казахстана были положены не только национальные принципы, но и экономическая целесообразность. Кирревком категорически возражал против оставления вне Казахстана Семипалатинского, Петропавловского, Кокчетавского, Кустанайского и других уездов, так как их культурное и экономическое значение, а также взаимная зависимость этих уездов с остальными уездами тех областей, в которые они входят, настолько велики, что раздельное существование их невозможно.

Вопросы, связанные с территориальными спорами, еще раз были обсуждены в августе 1920 года на совещании с участием представителей Турккомиссии Казахстана и заинтересованных губерний. Все участники совещания сходились на том, что назрело время декретировать казахскую автономную республику, в которой должны быть объединены все казахские земли. Спор вызвали лишь сроки передачи казахских земель Киркраю. Одна группа настаивала на том, чтобы эти области и районы перешли к Киркраю с провозглашением Казахской автономии (Цюрупа, Пестковский, Джангильдин, Ермеков, Байтурсынов и другие). Вторая группа, не возражая и включения в декрет указания о принадлежности казахских областей и районов к Казахской автономной республике, предлагала пока сохранить «сложившийся административный образ управления». Мотивация данного решения звучала так: «следует дать киргизам возможность приобрести достаточно знаний и организационных навыков для создания аппарата, нужного для управления обширной территорией» и опасением того, что «присоединение этих областей к Киргизии означало бы представление киргизской бедноты на съедение кулакам».

26 августа 1920 года за подписью Ленина и Калинина был издан декрет ВЦИК и СНК РСФСР об образовании Киргизской (Казахской) АССР. В декрете были определены географические пределы Казахской республики.

Декрет обязывал Сибревком способствовать организации и скорейшей передаче местных органов управления во введение КАССР. В целях согласования деятельности Сибревкома и КирЦИКа в отношении северных и северо-восточных областей и проведения всех необходимых мероприятий для наискорейшего объединения управления всей территории КАССР, при Сибревкоме учреждалось полномочное представительство Казахской автономной республики. По решению КирЦИКа представителем в Сибревкоме был назначен Галиаскар Алибеков, а его заместителем Адилов. /9/

В задачи представительства КАССР при Сибревкоме входило:

а) наблюдение за проведением в жизнь на территории КАССР, остающиеся временно в ведении Сибревкома, постановлении первого съезда Советов КАССР, ЦИКa и Кирсовнаркома.

б) Организация учреждения для управления Семипалатинской и Акмолинской губернии, согласно директивам КирЦИКa, КирСовнаркома и КирНаркомвнутдела.

в) Участие в разрешении всех вопросов, касающихся управления этих губерний и установление по соглашению с Сибревкомом границ Акмолинской губернии по его Омскому уезду.

г) Содействие Сибревкому в осуществляемых им мероприятиях финансовой и хозяйственной политики.

д) Представительство по всем вопросам, возникающим между КССР и Сибревкомом.

Разногласия, возникающие между представительством КАССР и Сибревкомом по вопросам, находящимся в ведении автономных комиссариатов Казахской республики, если по ним не достигалось соглашения, должны были быть переданы на разрешение центральных учреждений РСФСР. Также запрещалось перемещение работников из Семипалатинской и Акмолинской губерний без соглашения представителя Казахстана. Связь между Сибревкомом и наркоматами КАССР должна была осуществляться только через это представительство. Всю свою работу в означенных областей представитель Киркрая согласовывал и проводил через аппараты Сибревкома.

Руководящим органам только что созданной республики трудно было осуществить управление такой огромной территорией. Для закрепления государственного аппарата КАССР было необходимо время. Эта проблема была поднята на заседании областного бюро РКП(б) Киркрая 10 декабря 1920 года. Здесь был заслушан доклад Кулакова, делегированного от областного бюро и КирЦИКа в Сиббюро. Он сообщал о том, что вопрос передачи двух областей еще не разрешен. Кулаков указывал на слабость партийной и советской работы среди казахов данных областей и высказал сомнение в целесообразности их перехода их в состав Казахстана, так как «Киркраю не справиться с предстоящими задачами, из-за отсутствия работников в этих губерниях».

Центральные органы власти признали необходимость постепенного принятия этих областей в состав Киркрая, одновременно оказывая кадровую поддержку, усиливая облбюро и присылая в его распоряжение новых работников из центра.

Руководство Сибревкома признавало решения Москвы, но часть руководства прилагала все усилия для того, чтобы сорвать процесс передачи части Сибири Казахстану. Они пытались настроить население двух областей против Киркрая, отзывали ответственных работников чтобы ослабить работу аппарата управления. В ответ на это руководство Киркрая категорически заявило Сибревкому о недопустимости снятия работников и предлагало их вернуть обратно.

Постановлением смешанной комиссии при Сибревкоме от 7 апреля 1921 года Казахской автономной республике был передан Бухтарминский уезд из состава Алтайской губернии.

Здесь уместно сделать небольшой экскурс в историю. К концу XIX века там уже существовало несколько десятков крестьянских селений, административно причисленных Змеиногорскому уезду Томской губернии. Как отмечали сами представители колониального аппарата, границы проводились не в зависимости от неизученных естественноисторических и экономических условий края, а в зависимости от других причин, связанных с расширением русского владычества вглубь киргизской степи. Они же признавали, что весь Змеиногорский уезд, за исключением разве его северной части имеет тяготение и все связи с Семипалатинской областью и его положение, как части «Томской губернии, является вполне искусственным».

Еще в 1904 году Змеиногорский уездный съезд крестьянских начальников ходатайствовал перед Томским губернатором о перечислении пяти волостей Бухтарминского края из Змеиногорского уезда Томской губернии в Усть-Каменогорский уезд Семипалатинской области. Их ходатайство было основано на следующих соображениях:

1. «Бухтарминский край (Бухтарминская, Зыряновская, Верхне-Бухтарминская, Николаевская и Черновинская волости), настолько удалены от Змеиногорска, что является изолированным от остальной части уезда, причем совершенно отделен от последнего горными хребтами Алтая и череcпoлосицей в 80 верст, и казачьим населением, между тем как по географическому положению соприкасается с Усть-Каменогорским уездом.

2. Ввиду отдаленности этого края сообщение с ним является крайне затруднительным».

Но тогда этот вопрос не был решен положительно. Он заново был поставлен в период образования Казахской республики и был разрешен в интересах населения региона. Приведенный факт, по мнению Р.К. Айдарбаевой, еще раз убедительно доказывает легитимность присоединения территории правобережья Иртыша в состав КАССР.

В мае 1921 года Семипалатинская область была передана из подчинения Сибревкома КАССР.

В том же году декретом КазЦИК казахскому населению были возвращены земли 10-ти верстной полосы по Иртышу, принадлежавшие раньше казачеству.

В результате данного размежевания из ведения Сибревкома отошла территория площадью 1 млн. кв. верст, с населением около 2,5 млн. душ обоего пола, что составляло 25 %, проживавшего по всей территории, подведомственной Сибревкому.

Передача данных территорий Казахстану разрешила все вопросы о границе с Сибирью. Они неоднократно рассматривались на различных уровнях и в последующий период. В 1924 году на основании решения ВЦИК и СНК РСФСР от 8 октября 1923 года КАССР была передана Коростелевская степь Алтайской губернии. В состав Семипалатинской губернии были включены поселения Рубцовского (Змеиногорского) уезда Алтайской губернии.

ЦИК КАССР обязывал местные органы власти срочно провести землеустройство казахов, живущих на территории Коростелевской степи. Эти мероприятия должны были быть проведены на основе Положения от 17 апреля 1924 года о землеустройстве кочевого, полукочевого и переходящего к оседлому хозяйству населения Казахстана. Предусматривалось наделение землей и русского населения степи, если оно не имело надела на других участках. Также в случае наделения русского населения землей в одном «сплошном отрубе» по смежности с Алтайской губернией и наличия желания этого населения присоединиться к Алтайской губернии, Алтайский губисполком и ЦИК КАССР обязаны были предоставить их в Административную комиссию для решения этого вопроса.