Прославивший казахскую музыку Амре
02.10.2018 3452
В этом году исполняется 130 лет Амре Кашаубаеву. К этому событию Национальная академическая библиотека РК представила широкой аудитории выставку «Қазақ өнері әлемге танытқан Әмре»

Амре – это первый в истории Казахстана певец, который представил в Европе именно национальное народное пение. Он участвовал в работе международной выставки ЭКСПО в 1925 году, которая проходила в Париже. Его выступление было очень успешным. Избалованная европейская аудитория очень тепло приняла его, и Амре выиграл серебряную медаль конкурса.

История жизни и творчества этого человека была нелегкой. Родился он в Восточно-Казахстанской области, в бедной семье, с детства увлекался пением. Работал ямщиком, сторожем, но везде пел. Это конечно вызывало у хозяев какие-то пререкания, но он стал известен с юных лет благодаря уникальному природному дару. Потом он был актером, исполнял оперы. После выставки в Париже в 1927 году он ездил на музыкальный фестиваль в Франкфурт-на-Майне в Германии.

Поездка в Париж стала триумфом. Это принесло ему славу, мировую известность, хотя он уже к 1925-му году в Казахстане был известным человеком, имел призы, у него были свои успехи. О нем писали такие известные личности, как Ромен Роллан, Анри Барбюс, его уникальный от природы голос сравнивали с Энрико Карузо.

Первую телеграмму Луначарского вообще оставили без внимания, не сочли нужным даже ответить. Как говорили: «Жаман Кашаубайдын баласы», не известно кто такой – из грязи в князи.

Во второй раз Луначарский был более настойчив, тогда его включили и отправили в Париж. О нем писал еще Затаевич – человек, который собирал всю антологию казахского музыкального творчества. Кстати, от Казахстана он ехал один. От Средней Азии была певица Тамара ханум.

В то же время это была и трагедия его жизни. Находясь вдалеке от родины Мустафа Шокай пригласил к себе Амре. Так сложилось, что Амре был очень далеким от политики человеком и, наверное, в силу этих причин, в тот момент, когда все отказались от встречи, он пошел на встречу с Мустафой Шокаем, который в СССР был признан как враг народа. Казахи всегда поддерживали связи друг с другом. Они обменялись подарками. На этой встреча были известные деятели культуры, например, Ромен Роллан. По приезде в Казахстан этот факт играл трагическую роль. Завистники стали писать доносы. Амре вызывали на допросы в НКВД, следили, допрашивали, закрывали, выпускали, снова допрашивали. В таких невыносимых изнурительных условиях шли годы. Амре Кашаубаев умер в 1934 году. Тело его нашли на одной из улиц города Алматы. Официально причиной смерти стала болезнь легких, но обстоятельства его смерти до сих пор остаются загадочными и невыясненными.

Амре оставил огромное творческое наследие. Его знаковый песенный репертуар: «Жалгыс Арша», «Агаш Аяк», знаменитое произведение Акана Сери «Балкадиша», «Дударай» о Марии Жагоркызы.

Все-таки этот человек стоял у истоков казахского песенного творчества, искусства. Но тем не менее на данный момент общество об этом мало осведомлено, поэтому цель выставки – напомнить, оживить в памяти и вызвать воспоминания, чтобы молодое поколение знало, что есть такие примеры в истории Казахстана. Что в далеком 1925 году никому не известный Амре Кашаубаев смог завоевать Париж, покорить мировую публику.

На выставке представлены книги о творчестве певца. Среди новинок можно выделить книгу Жаркына Шакаримова «Амре в Париже». Жаркын Шакаримов – сам исследователь, музыковед. Он изучал историю жизни Амре Кашаубаева. Ранее он издал 4 книги на казахском языке. Именно «Амре в Париже» выпущена на русском языке, для русскоязычной аудитории, потому что информацию на русском языке все-таки нужно собирать по крупицам. Книга была издана специально к 130-летию певца. Презентация книги Ж. Шакаримова была в нашей библиотеке. Когда у него спросили: «почему вы не написали на казахском языке?», он ответил, что до этого написал четыре книги на казахском языке, но есть русскоязычная аудитория и нужно охватить ее, тем более на русском языке, читают у нас очень много.

К книге дополнительно идет еще диск. Дело в том, что в Париже этническая музыка имела огромный успех. Люди не могли его обойти без внимания. В 1925-м году музыку записывали на фонограф. Был записан голос – 7 его песен. Долгое время они считались утерянными. Записи с голосом Амре были случайно обнаружены автором книги в архиве Москвы. Он был в составе лиц, которые поехали изучать историю искусства Кыргызстана. Среди документов была такая запись «Киргиз Омре Кашаубаев». Нас тогда не называли казахами. Мы были киргиз-кайсаками, киргизами, поэтому случайно была найдена запись, которая считалась утерянной. Этой записи 90 лет. Сам автор и критики признают, что качество записи плохое, оно отреставрированное. Тем не менее это голос Амре. Когда слушаешь песни в оригинале, понимаешь, что эти песни действительно могли завоевать высшую награду, это не удивительно.

Два человека, Иса Байзаков и Амре, стояли у истоков казахского национального театра, становления казахской музыки, в первые годы Советской власти. Казахская республика только образовалась, поэтому это знаковые фигуры в нашей истории.

Творческие люди в чем-то наивны; ему в голову не могло прийти, что его в чем-то могут подозревать. Амре обвинили в том, что он привез алашординское письмо. Самого письма нет, но он признал его наличие. С другой стороны НКВД любого заставят признаться, даже если его и не было. Тем более Мустафа Шокай – тоже фигура неоднозначная. Жизнь Амре вызывает больше вопросов, чем ответов, и на самом деле она не до конца исследована. Еще очень много нужно исследовать.

Наверняка эта выставка вызовет достойный интерес у наших читателей.