Богатый на знаменитых предков Айтеке би
12.08.2019 2337
На востоке Навоиской области есть исторический город Нурата. Сохранилось очень много легенд об этом древнем поселении. По одной из них, первый колышек в основании вбил еще Александр Македонский

Свидетельствуют об этом и древние исторические памятники города, особняком среди которых является мавзолей выдающегося казахского бия Айтеке

 

Место погребения выдающегося казахского государственного деятеля было обнаружено четверть века назад. Археологи Казахстана при участии своих российских и узбекских коллег провели исследования останков, обнаруженных в месте захоронения. По их словам, это останки мужчины, жившего в XVII веке и умершего в возрасте между 50 и 60 годами. На основании анализа всех полученных данных было вынесено решение, что это действительно захоронение Айтеке би. Он родился в 1644 году, а умер в 1700 году в возрасте 56 лет. Было решено построить здесь большой комплекс, в состав которого вошли мавзолей, мечеть, музей-гостиница. Сам же комплекс получил название Сейткул-кажы Айтеке би. 

 

Мавзолей Сейткул-кажы Айтеке би был построен по технологии времен эмира Тимура, т.е. гвозди и другие материалы похожие на железную арматуру не применялись. Сооружение полностью построено из красного кирпича, а двери и окна были выполнены из орехового дерева. Стены всего комплекса украшены восточными узорами.

 

Рядом с могилой Айтеке би покоится его предок Сейткул аулие. Сейткул жил в XVI веке при правлении казахского хана Жадикулы Шигая, бы его главным бием. Сам он происходил из рода Торткара Младшего жуза и был известен своей справедливостью и праведностью не только среди казахов, но и узбеков, киргизов, каракалпаков и туркменов.

Сейткул был отцом девяти детей, среди которых будущий военачальник и наместник бухарских ханов в Самарканде Жалантос-бахадур. Жалантос (1576-1656) в течение тридцати лет бессменно правил Самаркандом и командовал войском в составе Бухарского ханства. Еще одним сыном Сейткула был Акша, у которого родился Байбек. Байбек и есть отец знаменитого Айтеке би. Таким образом получается, что Жалантос-бахадур был родным братом деда Айтеке би.

Поэт и музыкант Сегиз-сери говорил:

 

«Будь красноречивым как Анет би из рода Тобыкты, будь богатым на знаменитых предков как Айтеке би из Младшего жуза».

 

Эти слова подтверждают, что Айтеке би действительно был выходцем из рода выдающихся личностей. Его предка Сейткула еще при жизни называли святым человеком, а дед Акша правил Кокандом, отец Байбек был известным бием в округе, а дядя отца Жалантос-бахадур – эмир Самарканда. Мало того, дальние предки Айтеке би были еще более знаменитыми и считались мудрейшими мыслителями Великой Степи. Например, о деде Айтеке би в пятом поколении Оразе-кажы, о его ораторстве в народе слагали легенды. Одна из них связана с его поступком на празднике сына Шомекей Оспана Есимбета.

 

Читайте также: Жалантос является предком Айтеке би

 

Легенда гласит, что в 1354 году Есимбета ата организовал большой той, на который съехались гости из Шымкента, Ташкента, Кызылорды, Тортколя, Хорезма, Бухары и Самарканда. На празднике присутствовал и близкий друг Есимбета Ногай. Сам Ногай незадолго до тоя побывал в землях арабов и прикупил 25 рабов, которых подарил Есимбету на праздник.

Есимбет принял столь щедрый подарок, но в то же время с опаской глядел на 25 чужеземцев, опасался за безопасность аула. Со своими опасениями он отправился к местным аксакалам, которые решили устроить соревнование по пешему забегу, победителю которого дадут этих 25 человек. На этот забег съехалось множество участников, среди которых был еще никому неизвестный 18-летний юноша Темир.

Говорят, что юный Тимур сразу же обошел почти всех своих соперников. Впереди него было только два человека с Хорезма и Бухары. Поняв, что позади достойный соперник, который вот-вот опередит их, они договорились ни в коем случае не пропускать его. Сколько бы ни старался Темир пройти вперед все было тщетно. И вот перед финишем, поняв, что все его попытки бесполезны, он берет свою тюбетейку, заворачивает в нее нож и кидает к финишу. В результате финишную линию первой пересекает головной убор Темира.

Однако по итогам состязания скороходам Хорезма и Бухары соответственно были присуждены первое и второе места. Но Темир был не согласен с подобным решением и потребовал, чтобы спор рассудил би. Самым влиятельным в то время в этом регионе был прадед Айтеке би Ораз-кажы. Эмир Темир в своей речи сказал так:

 

«Если бы моя нога была здоровой, вы бы не увидели за мной даже пыли, но так как соперники препятствовали мне и не пропускали я вынужден был бросить вперед свой головной убор, и он первым пересек финиш. Это факт. Все это важно учесть. К тому же, я знаю, что делать с рабами, вернее, как правильно распорядиться ими. И для этого думаю тоже нужна голова».

 

Услышав доводы сторон, Ораз-кажы пришел к решению, что будет справедливо если главный приз достанется истинному победителю. В результате рабов в качестве приза получил Темир. Находчивость, твердость и уверенность победителя решили спор в его пользу. Ораз-кажы как будто уже тогда почувствовал, что этот юноша станет великим полководцем и государственным деятелем.

Получив приз, Темир вместе со своими друзьями отправился в горы. Там он тренировался, оттачивал свою военную подготовку для захвата Шахрисабз и его округу. Покорив Самарканд, Турцию, Кавказ он стал известен как эмир Темир. После того, как Темир стал правителем, он пришел к Ораз-кажы и предложил ему стать своей правой рукой, личным советником, а Ораз-кажы согласился. Эмир Темир (на фото слева) впоследствии еще не раз обращался к Ораз-кажы за советом и благословением перед важной битвой.

Как и свои великие предки Айтеке би был благороден, справедлив и мудр. В 25 лет Айттык (настоящее имя Айтеке би) вовсю решал бытовые споры сограждан, а в 30 стал верховным бием всего Младшего жуза.

Айттык с детства был смышленым мальчиком, поэтому его образованием занимались священнослужители аула. С семилетнего возраста маленький Айттык жил рядом с дедом, который частенько укутывал его в ханский чапан. Он видел, как разрешались споры, решались судьбы людей, совершались договоренности о мире или о начале войны. Все это он впитывал с самого детства. До 10 лет он изучал арабский и персидский языки в религиозных школах Бухары, позже в медресе Шердор постигал основы философии, а затем в медресе Мир Араб в Бухаре учился восточной тактике управления государством и военной стратегии эмира Тимура. Вместе с тем, Айтеке би владел не только религиозными знаниями, но и имел энциклопедические познания в географии, литературе и истории.

Айтеке би уделял большое значение укреплению сплоченности и мощи Казахского ханства. Зачастую он ставил именно эти вопросы во главу угла, то и дело предлагая хана рассмотреть многочисленные инициативы. Одной из таких инициатив была идея оснащения казахского войска огневым оружием (пушки и ружья), а также укомплектование армии специальными отрядами из наиболее обученных и опытных воинов.  Начинания Айтеке би часто получали поддержку у хана, но в то же время не исполнялись должным образом.

Вместе с тем, деятельность института биев в Казахском ханстве отличался полной независимостью. Так вопреки ожиданиям после смерти Салкам Жангира власть в Казахском ханстве перешла не к старшему сыну Аппаку, а младшему – Тауке. Таковым было решение совета биев, в котором состоял Айтеке би. После восхождения на трон Тауке хана появился ханский совет, наделенный особыми правами. Представителем Младшего жуза в нем был Айтеке би. В то время, чтобы сохранять стабильность в государстве было выдвинуто предложение о разработке нового проекта закона. Таким образом в 1684 году появился свод законов «Жеті жарғы», автором двух статей из которого (Сүйек құны, Өнер құны) был Айтеке.

Айтеке би был не только талантливым бием, способным принимать справедливые решения, находить достойный выход из любых сложных ситуаций, но и обладал отличными навыками воина, в совершенстве владел всеми видами существовавшего в то время оружия. В устах народа сохранились сказания о том, как Тауке хан и Айтеке би с пятитысячным войском сражались с десятитысячным войском джунгарского военачальника Калдан Бошыка. В этой битве был разрушен Сайрам, а в результате этого противостояния был отменен ежегодный совет в Култобе. Позже совет все-таки состоялся и на этой встрече Айтеке би предложил серьезно реформировать армию. Согласно его инициативе, силы ханства должны быть сосредоточены на границах ханства, а самые богатые на скот аулы – в центральных регионах государства. Кроме того, именно он предложил назначить одного общего военачальника, под командованием которого будет объединено все казахское войско.

Айтеке би скончался в 1700 году, оставив после себя большой след в истории народа. Его жизнь и труды все еще требуют тщательного изучения и осмысления. Истинный патриот своего народа не раз говорил: «Если ты богат, принеси пользу народу. Если ты воин, сокруши врага. Если же ты, будучи богаты не принесешь пользу народу, будучи воином, не сразишь врага, то станешь чужаком своего народа».