Габен, рожденный под счастливой звездой. Часть 2
12.09.2019 1994
Габит Мусрепов родился на стыке веков, детство и молодость его пришлась на революционные годы, а дальше – репрессии, гонения, война…

Вместе с тем, оборачиваясь назад, можно сказать, что жизнь его была полна ярких событий, встреч с неординарными людьми, творческих и карьерных успехов. Редакция портала Qazaqstan Tarihy предлагает вспомнить о самых важных моментах жизни одного из самых разносторонних писателей своего времени Габита Махмутовича Мусрепова

 

В 1960 году Г. Мусрепов был назначен заместителем председателя Советского комитета по связям с писателями стран Азии и Африки. Эта должность предусматривала множество деловых поездок, в одной из которых он и познакомился с молодой казахской актрисой Раисой Мухамедьяровой. Это произошло в мае 1962 году. Раиса позже часто вспоминала как уже немолодой Габит Мусрепов вместе со своим водителем Анатолием ждали у ворот «Казахфильма», приходили в киностудию на просмотры. В конце концов, Раиса сдалась, а Габит Мусрепов развелся с Хусни, с которой прожил бок о бок сорок лет. Сама Раиса позже вспоминала о первой встрече с Хусни:

 

«Как-то он пригласил меня домой. Кажется, на день рождения внучки. Нашел такие слова, что я не могла отказаться. Собралась вся его семья и друзья - известные писатели. И я сидела за столом, накрытым его женой. Она мне улыбалась. За это Хусни-апай я буду благодарна до самой смерти. Его внучки развлекали меня всячески. Тогда были в моде быстрые танцы - буги-вуги, чарльстон. Они танцевали, за руки вводили в круг меня. А я стеснялась, чувствовала себя ужасно неловко. До сих пор спрашиваю у себя: зачем он пригласил и зачем я пошла? Вы представляете, что было после этого? Представляете? Ну в общем, ажиотаж поднялся по всей Алма-Ате. Телефоны у жен писателей дымились. Наверно, наша с Габитом Махмудовичем любовь была его лебединой песней. А если так, то надо пропеть ее достойно и красиво»

 

Читайте также: Габен, рожденный под счастливой звездой. Часть 1

 

В 1964 году умерла Хусни Ягфарова. Как вспоминала сама Р. Мухамедьярова, Габит Мусрепов хотел дождаться хотя бы годовщины со дня кончины Хусни, но беременность Раисы сорвала планы. В том же году Габит и Раиса сыграли свадьбу.

Супружеская жизнь писателя и киноактрисы продлилась шесть лет. За это время у четы родились две девочки Гаухар и Гульнар. Разлад в их отношениях, по воспоминаниям Раисы Мухамедьяровой, начался с договоренности о съемках фильма «Кыз-Жибек», в котором планировалось снимать актрису. Однако она так и не была приглашена на пробы, что со стороны Раисы было расценено как предательство. Стоит сказать, что к тому моменту Раиса уже воспитывала двоих дочерей и параллельно ходила на репетиции в местный ТЮЗ, в то время как Габит Махмутович находился в постоянных разъездах на посту заместителя председателя Советского комитета по связям с писателями стран Азии и Африки. Кроме того, в разрыве отношений определенную роль сыграли злые языки: некоторым казалось, что стать отцом в шестидесятилетнем возрасте невозможно.

 

 

В 1970 году Габит Мусрепов и Раиса разошлись.

До самой своей кончины остаток жизни он прожил с бывшей машинисткой Мухтара Ауэзова Газизой Бейсеновой.

В 1971 году на советские экраны вышел фильм «Кыз-Жибек», сценарий которого написал Г. Мусрепов. За эту работу в том же году он стал лауреатом ордена Октябрьской революции. В 1972 году он был назначен секретарем Правления Союза писателей Казахской ССР, а через два года получил должность Председателя Президиума Верховного Совета республики.

В 1975 году вышел знаменитый роман писателя «Улпан ее имя». Роман во многом автобиографичен, ведь главный персонаж романа девушка Улпан жила в родном ауле Габита. Более того, дед Габита Мусреп был хорошо знаком с ее мужем Есенеем. Роман, кстати, не раз подвергался редакции. Первый вариант романа рассказывает о молодом туркмене, который, попав на казахскую землю, женился на казашке, тем самым породив род, представителем которого стал сам Габит Мусрепов. Однако этот вариант не понравился аульным родственникам писателя, поэтому Габиту пришлось подправить роман.

После работы над романом «Улпан ее имя» Габит Махмутович написал сценарий к фильму «Однажды и на всю жизнь» и роман «Пробужденный край», который повествует о зарождении казахского рабочего класса и борьбе с капиталистами. Этот роман стал последним произведением писателя.

Габит Мусрепов умер 31 декабря 1985 года в Алма-Ате. За три дня до смерти, уже будучи немощным вследствие долгой и продолжительной болезни он надиктовал свои последние слова:

 

«…Вот и я готовлюсь в холодные объятия священной земли родной. Подвожу итоги долгой своей судьбы, полной надежд, борьбы и веры, и вижу, что было немало обид, но много и радостей. На моих глазах взметнулся ввысь флаг нового казахского государства. Мы обрели независимость, а с нею вес в глазах всего мира. Только бы не упустить теперь из виду, что без великой литературы и искусства нет величия и наций. И там, где нет возвышающего души единства, нет ни благополучия, ни осознанного движения вперед. Потому-то нередко и медь сходит за золото, и ворон — за сокола. Большое же искусство должно иметь большой и чистый характер».

 

Современники запомнили Габита Мусрепова как простого и искреннего человека, который всеми фибрами души любил жизнь. Он очень любил охоту, а самыми дорогими вещами в доме считал два ружья, которые были привезены им из-за границы. Он часы напролет мог играть в бильярд. Несмотря на особую страсть к преферансу, он называл его игрой пастухов. Дело в том, что однажды Габит Махмутович и Сабит Муканов попали в аул, где, убивая время, решили сыграть в преферанс с местными чабанами. В конце концов Габит был разгромлен в пух и прах. Он был ошеломлен способностями чабанов до такой степени, что сказал: «Это же надо иметь такое математическое мышление, чтобы за один взгляд точно сосчитать сколько овец в большой отаре!»

Вместе с тем, Габит Мусрепов был очень чутким и щедрым человеком. Он без труда мог подарить любимую вещь какому-нибудь другу. Так, одно любимое ружье он подарил семипалатинскому писателю Сарсекею Медеу, а купленную в 1969 году машину ГАЗ-69 буквально через неделю вручил директору автобазы из Аральска, куда часто наведывался на охоту. Габит Мусрепов ценил дружбу. Благодаря его мужеству и отваге уцелело первое издание книги Мухтара Ауэзова «История казахской литературы», которую после ареста писателя изъяли из библиотек и уничтожили. Габит Мусрепов не побоялся сохранить один экземпляр книги. Много лет спустя, когда отношения между писателями разладились, Г. Мусрепов вручил ее М. Ауэзову со словами: «Мука, если бы я плохо относился к вам, разве я сохранил бы это?». Это настолько тронуло Ауэзова, что все обиды пропали бесследно.

Габит Мусрепов был чрезвычайно одаренным и разносторонним человеком. Он одинаково прекрасно разбирался во всех стезях искусства. Его литературные заслуги были отмечены всеми возможными наградами того периода. На его груди в разное время висели медали Героя Социалистического труда, три ордена Ленина, ордена Дружбы народов, Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени. Он не раз был лауреатом республиканских премий, был академиком Академии наук Казахской ССР и пять раз избирался депутатом Верховного Совета республики.

Имя Габита Мусрепова стоит в одном ряду с такими выдающимися деятелями казахской культуры как Сакен Сейфуллин, Мухтар Ауэзов, Ильяс Жансугуров, Беймбет Майлин. Габиту Мусрепову, как и всем им, был присущ яркий талант, высокое образование, широта мировоззрения и масштабность замыслов. Именно благодаря таким людям казахская литература советского периода заняла прочное место в истории мировой культуры.