Предмет истории
28.08.2013 2396
С обретением Казахстаном независимости и каждым этапом становления суверенного государства неизмеримо актуализировалась учебная дисциплина «История Казахстана».

Наступает новый учебный год. Июньское совещание по проблемам казахстанской истории, проведенное госсекретарем Маратом Тажиным, раскрыло новый горизонт задач и возможностей перед историками страны. Несмотря на период отпусков и жаркое во всех отношениях лето, историки-профессионалы провели большую организационную и теоретико-практическую работу. Результаты ее теперь предстоит осмыслить, обогатить новыми идеями и продолжить тем, кто обучает и обучается истории. 

С обретением Казахстаном независимости и каждым этапом становления суверенного государства неизмеримо актуализировалась учебная дисциплина «История Казахстана». Основными ее задачами стали возрождение исторической памяти народа, формирование национального самосознания и единства, воспитание гражданственности и патриотизма.

Современное видение истории Казахстана предполагает ее интерпретацию в контексте мировой истории, истории евразийского континента, кочевых цивилизаций, истории тюркских народов и стран Центрально-Азиатского региона. Наряду с этим возрастают ее многофункциональная роль и значимость. Главная из этих функций заключается в том, что предмет «История Казахстана» является государственно значимой учебной дисциплиной, что проистекает от ее возрастающей роли в реализации приоритетных задач развития казахстанского общества. Именно поэтому этот предмет введен в типовые и учебные планы обязательных уровней образования в нашей стране. Студенты, получившие диплом о высшем образовании, сдают государственный экзамен по истории Казахстана наряду с аналогичным экзаменом по специальности. Это свидетельствует о большой ответственности, которая возлагается как на преподавателей по истории Казахстана, так и студентов и руководителей вузов.

Современный период развития нашего общества оказался сложным и трудным как для тех, кто изучает историю, так и для тех, кто ее исследует и преподает. По одну сторону лагеря оказался потребитель в лице народа, студентов, учащихся. По другую – ученые, исследователи, преподаватели и учителя, предлагающие свою продукцию и услуги. Ломка старых традиций, проводимые реформы, изменения в жизни людей в целом вызвали ситуацию, в которой обе названные стороны чувствуют себя не совсем комфортно. Так получилось, что, увлекшись идеей избавления от пут тоталитарной идеологии, мы сделали значительный крен в сторону отрицания необходимости идеологии как таковой. Между тем в условиях переходного периода как никогда обостряется идеологическое отношение к истории и процессу ее преподавания. Общество вроде бы вздохнуло: единой партии, заменившей собой государство и народную власть, нет. В сфере исследования и преподавания истории стал отрицаться ранее обязательный и вездесущий принцип партийности. Все это создало иллюзию формирования свободного от идеологии общества и творящих в этом русле историков. Между тем во внимание не было взято то, что отрицание партийности есть специфическая форма все той же партийности. Отрицание одной идеологии приводит к замещению ее места другой идеологией. Поэтому каким бы ни был плюрализм, имеющийся в обществе, историк не может быть независимым от своей социальной позиции и идеологию от истории отделить невозможно. Другое дело, что идеология не должна довлеть над свободой человека в его творчестве, познании мира и своей истории. Реализуемая в настоящий момент государственная программа «Народ в потоке истории» призвана помочь в этом не только обществу, но и каждому конкретному индивиду. 

Саттар МАЖИТОВ, доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН и МАИН

Источник: газета "Литер"