Они воевали, а их семьи выгоняли
23.02.2018 1161
21 февраля в Государственном архиве города Астаны прошел круглый стол, посвященный депортации народов Северного Кавказа в Казахстан

Модератором круглого стола была директор Государственного архива города Астаны Балкия БАЙМАГАНБЕТОВА. На мероприятии также присутствовали представители ингушской диаспоры, преподаватели кафедры «История Казахстана» ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, студенты и магистранты вузов, представители Ассамблеи народа Казахстана.

Ляззат КУСАИНОВА, заведующая секретариатом Ассамблеи народа Казахстана в городе Астана поприветствовала гостей и рассказала о Чечено-Ингушском этнокультурном центре «Вайнах»:

- Я рада видеть здесь молодежь, потому что для молодежи это наиболее ценные исторические сведения, благодаря которым они могут осознать ценность Родины, земли, на которой они родились и растут.

Чечено-Ингушский культурный центр «Вайнах» – это образец этнокультурного объединения, который должен быть вообще не только в составе нашей городской ассамблеи, но в составе республиканской Ассамблеи народа Казахстана. В этнокультурном центре работает совет старейшин, есть свои меценаты, свое молодежное крыло. И все это работает на качественно высоком уровне. Невольно уважаешь их только за то, как они относятся к этому делу.

Я считаю, что патриот – это также тот, кто чтит память, чтит историю своей страны, а эти люди всегда выражают благодарность той земле, которая приняла их предков.

Пусть на нашей земле всегда будет мир, спокойствие. Пусть мы будем дружны всегда, для этого и работает уже много лет Ассамблея народа Казахстана. Пусть поводом для наших встреч будут только исторические воспоминания и только по хорошему поводу.

Председатель «Чечено-Ингушского этно-культурного центра «Вайнах» города Астаны, член Ассамблеи народа Казахстана, фондообразователь Государственного архива города Астаны Салман ГЕРОЕВ рассказал о том, как проходила депортация:

- Как только началась Великая Отечественная война, в июне 1941 года чеченцы и ингуши пошли в военкоматы добровольцами, чтобы их записали участниками для защиты Советского Союза от немецких захватчиков.

Были сформированы отдельные стрелковые горные дивизии, для того, чтобы горцы, лучше проявляли свои навыки в деле защиты своей родины. Были созданы подпольные райкомы партии, первичные партийные комсомольские организации. И труженики тыла стали оказывать содействие Советской армии продуктами питания: кукурузой, пшеницей, медом, фруктами, изделиями из овчины и так далее. То есть почти все были вовлечены в святую задачу своего отечества.

Так прошло несколько лет, активно воевали, награждали лучших фронтовиков. Но вместе с тем назревала депортация под названием «Чечевица», несмотря на все подвиги чеченцев и ингушей и в годы Великой Отечественной войны, и в борьбе за Советскую власть, и в мирном круге, и в начале войны, которые проявляли самое патриотическое  отношение к Советской власти.  

Сейчас уже говорят о том, что выселяли в первую очередь народы, исповедующие ислам. Проливается свет на то, что Сталин хотел после победы над фашисткой Германией и Японией пойти на Турцию, и он боялся того, что эти народы будут противодействовать ему. Ялтинская конференция с участием Черчилля, Рузвельта не поддержала Сталина, и эта надобность у него отпала.

Но в 5 часов утра 23 февраля 1944 года в дома чеченцев и ингушей начали стучать автоматчики. А до этого объявили, что на площадях будут проходить собрания, посвященные дню Красной армии, 23 февраля. Мужчины, которые были по состоянию здоровья, по возрасту не на фронте, пошли туда, чтобы отмечать праздник Красной армии. Но впоследствии оказалось, что их окружили пулеметчики, а в их домах были сборы. На сборы дали 20-30 минут.

Чеченские и ингушские женщины не всегда проявляли инициативу в хозяйственных делах. Они были робкими, не знали, что делать, что с собой брать, как быть, почему их выгоняют, без мужчин. Их выгоняли, а за любое возражение – на месте расстрел.

Было погружено все население чеченцев и ингушей: коммунисты, комсомольцы, депутаты, писатели, лауреаты разных рангов и так далее. В ходе движения этих поездов умирали люди – их просто выбрасывали, не разрешали закапывать даже в снег и шлак.

Когда прибыли в Казахстан, в Киргизию – в Среднюю Азию, их развезли по селам. Местный народ был оповещен пропагандистами, что везут бандитов, головорезов, людоедов и так далее. Говорили, что нельзя им потворствовать. Но прошло некоторое время. Местные казахи поняли, что это такие же люди, мусульмане, сунниты, так же совершают намаз, держат оразу – отношение изменилось, и благодаря этому отношению половина чеченцев и ингушей выжила. Половина погибла. Писать письма тоже не было дозволено. Соседи-казахи от имени чеченцев и ингушей писали письма – таким путем находили друг друга.

На всех фронтах Великой Отечественной войны храбро сражались чеченцы и ингуши. У них девизом было – не сдаваться в плен, то есть стоять насмерть. Несмотря на это последовали выселения, издали указ не награждать чеченцев и ингушей, балкарцев, немцев и так далее. Несмотря ни на какие их ратные подвиги; потом уже был издан приказ снимать с них погоны, ордена, лишать их наградных книжек.

Ушедшим на фронт приходилось по всем уголкам республики искать своих родных и близких. До 1956 года, XX съезда Коммунистической партии, жизнь была тяжелая, были препятствия поступления на учебу, устройства на какую-то службу и так далее.

С обретением независимости жизнь изменилась, нам позволили создать свои этнокультурные центры. Решать свои национальные вопросы сообща.

Ляззат КУСАИНОВА, заведующая секретариатом Ассамблеи народа Казахстана в городе Астана:

- Скоро мы будем отмечать День благодарности, учрежденный указом Президента. Инициатива поступила со стороны этнокультурных объединений. В этом году в рамках 20-летия столицы будет возведен Монумент «Қазақ еліне мың алғыс» – благодарность казахскому народу. Идея этого монумента так же поступила от корейского этноса Алма-атинской области. Участвовали в конкурсе несколько архитекторов. Как архитекторам, так и художникам оказалось очень сложно изобразить само понятие благодарности. Оно может выражаться и в распростертых руках, и в цветах, которые на этой земле произрастают.

 

Арайлым МУСАГАЛИЕВА, профессор кафедры «Истории Казахстана» ЕНУ им. Л.Н. Гумилева прочитала основные тезисы своего доклада «Депортация как политическое насилие»:

- В Казахскую и Киргизскую ССР было загружено 180 эшелонов. Общая численность почти 500 тысяч человек, в том числе в Казахскую ССР – 147 эшелонов. В Акмолинскую область – 22 эшелона 59 тыс. человек, в Костанайскую область – 17 эшелонов 45 тыс. человек, Северо-Казахстанская область – 14 эшелонов 39 тыс. человек, Павлодарская область – 16 эшелонов 42 тыс. человек. Эти данные взяты из книги «История Сталинского ГУЛАГа» 14-й том.

Общая численность чеченцев и ингушей в Северном Казахстане составляла 186 900 человек, а балкар – 5000. Почти половину из прибывших в Казахстан чеченцев и ингушей отправили в северные регионы нашей страны, поэтому мы можем с уверенностью сказать, что они составили значимое место в истории Северного Казахстана.

Дальнейшая их судьба была особенно трагична – конечно, это время было военное, социально-экономическое положение страны тяжелым, во-вторых, казахские аулы не были готовы принять столько людей одновременно, в-третьих, местная власть не хотела им помогать. Все эти факторы сильно повлияли на размещение и материально-бытовые условия депортированных в Северном Казахстане.

Самым крупным заводом Акмолинской области был завод № 317, эвакуированный в Акмолинск в сентябре-октябре 1941 года. Он был особенно значимым для казахстанцев. 23 марта завод принимал 230 человек-спецпереселенцев. В основном были балкары, но чечено-ингуши тоже были. Сразу сделали хим-санобработку. Они были размещены на заводе, в серых без полов помещениях, и у людей начался сыпной тиф. Отсутствовали нары, заболели почти все.

На заводе имени Ленина работали спецпереселенцы с Северного Казахстана. Писали, что один из спецпереселенцев работал токарем. Он жил в самых плохих условиях, спал на голом полу, квартиры не имел. Из-за отсутствия белья не мог сходить в баню, питался очень плохо.

Работали еще на разводе 94 железной дороги Акмолинск – Карталы. 101 человек жили на площади 170 квадратных метров. Там 25 из 276 спецпереселенцев болели сыпным тифом и были помещены в городскую и районную больницу. 27 человек были больны дистрофией с опухшими конечностями. Таких случаев было очень много. Сыпном тифом болели почти 1000 человек.

Также были представлены доклады о количестве депортированных в разные области Казахстана:

- За исключением Гурьевской и Западно-Казахстанской области во все области Казахстана были расселены переселенцы с Северного Кавказа. Документы с этими данными носили гриф «Секреторно» или «Совершенно секретно». Но со временем они все были рассекречены.

Интересными были сводки о хозяйственно-организационных мероприятиях. Определялось на выезд количество вагонов, эшелонов. Сколько человек должно было быть в каждом вагоне. Определено было обязательным наличие вагона, где находился один врач и две медсестры. Согласно документам, в течение следования пути должны были подавать горячую еду раз в сутки и воду один раз в сутки. Такого рода документы нам представили наши коллеги из Республики Ингушетия.

Есть также интересный документ, который свидетельствует о том, что переселения не происходили без человеческих потерь. Есть справка начальника отдела перевозок от 8 марта 1944 о том, что всего погружено 180 эшелонов. Из них идет распределение на Южно-Уральскую дорогу, на Карагандинскую дорогу и так далее. Допустим, на Карагандинскую дорогу – 4 эшелона. Это по трассе в сторону Акмолинска. В этом документе говорится о том, что на станции Куйбышева по пути следования снят труп ребенка 8 месяцев. Он умер от истощения. На тот момент самыми страшными заболеваниями были тиф и туберкулез, отчего люди умирали в пути.

Если посмотреть по документам – наибольшее количество людей было направлено в Акмолинскую область.

Сегодня, 23 февраля, 74-я годовщина начала депортации чеченцев и ингушей на территорию Казахстана. Страшная трагедия погубила тысячи представителей народов Северного Кавказа.

Участники круглого стола почтили память этих безвинно пострадавших людей. Те из них, которые спаслись, навсегда сохранили чувство благодарности по отношению к казахскому народу, ведь наши предки старались помогать вайнахам.