Доказали, что им дорого казахское искусство
17.05.2017 3021
В Москве 81 год назад состоялась первая Декада казахского искусства и литературы, которая продемонстрировала достижения молодого искусства Казахстана

Советская музыка, созданная на огромной территории Советского Союза, стала особым явлением в мировой музыкальной культуре, удивительным феноменом многонационального единства. Ее облик, как отмечает Н. Шахназарова, начал определяться уже в 30-е годы: «Идея «всесоюзной» культуры активно вводилась в общественное сознание, подкреплялась такими акциями, как декады литературы и искусства национальных республик в Москве, постановки на столичных сценах пьес драматургов из разных регионов, переводами литературных произведений и т.д.».

Выступление участников Декады казахской литературы и искусства на заключительном концерте

В мае 1936 года в Москве проходила первая Декада литературы и искусства Казахстана. Изобразительное искусство было представлено в фойе филиала Большого театра в Москве с 17 мая по 26 июня. Экспозицию организовали на материале Центрального музея Казахстана, Института национальной культуры и других организаций. Она включала живопись, графику, плакат современных художников и образцы народного искусства – в общей сложности более 200 экспонатов. Среди участников - Ф.И. Болкоев, А.И. Бортников, Л.В. Гербановский, К.Г. Григорьянц, А. Исмаилов, В.В. Каптерев, А. Кастеев, Н.И. Крутильников, А.А. Риттих, Е.А. Техменев, Х.Х. Ходжиков, Н.Г. Хлудов.

В Москву приехало около 300 человек – коллективы Казахского государственного музыкального театра, Казахского государственного драматического театра, Казахской государственной филармонии, национальный оркестр и народные акыны. В течение 10 дней казахстанцы показали две оперы «Кыз-Жибек» и «Жалбыр» Е. Брусиловского, дали отчетный концерт.

Декадник, как тогда называли подобные мероприятия, безусловно, явился триумфом, в первую очередь, для казахского музыкального театра. Многие деятели театра были награждены правительством. Но и художественная выставка не прошла незамеченной. «Литературная газета» писала: «Три десятка картин Хлудова являются маленькой энциклопедией Казахстана, передающей своеобразие этого края в красках и линиях». «Не меньший интерес представляет организованная к декаднику выставка картин, рисунков, ковров, орнамента, украшений».

На выставке представлено много картин Хлудова… Три картины Техменева… На выставке есть картины Риттиха, Бортникова и других» Еще несколько цитат из газет того времени: «23 мая концертом казахской народной музыки, песни и танца в Большом театре закончилась декада казахского искусства в Москве. Присутствовал тов. Сталин».

Много положительных рецензий и отзывов известных представителей художественной интеллигенции содержалось в центральных газетах и журналах. «Спектакли казахстанцев волнуют своим искренним художественным воодушевлением. Свежесть богато напевной музыки, оптимистически задорное исполнение действует на слушателей как здоровый степной воздух», – восхищался Борис Асафьев. «Декада казахского искусства <…> – творческий отчет Казахстана. Свидетельствуя о росте казахского народа, она в то же время явится стимулом его дальнейшего развития», – писалось в «Литературной газете».

«В Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца 25 мая состоялась творческая встреча деятелей культуры Казахстана с московскими работниками искусств. На встрече присутствовали Сталин, Молотов, Ворошилов, Калинин, Каганович, Микоян, Хрущев и другие. Были приглашены режиссеры, артисты, писатели, художники, скульпторы».

Казахстанские артисты на первой Декаде искусства и литературы в Москве

Столь успешному выступлению казахстанцев предшествовала упорная, порой изнурительная работа. Вот как описывал подготовку один из ее участников К. Джандарбеков:

«Дни и ночи шли репетиции, писались декорации, шились костюмы. Спали в перерывах между репетициями тут же, прямо в креслах зрительного зала. Пищу приносили родные из дома. И все дни и ночи в зале находился нарком просвещения Жургенов.

Первыми не выдержали такого ритма музыканты оркестра, игравшие почти непрерывно. Показывая опухшие пальцы, они попросили трехдневный отпуск. С места вскочил весь склоченный Темирбек Жургенов и хриплым, сорванным голосом воскликнул: «Кому не дорого казахское искусство, пусть убирается отсюда вон!».

Музыканты молча сели по местам, и репетиции продолжились».

Свои воспоминания о Декаде оставил и Е. Брусиловский: «Опыта организации национальных декад еще не было. Казахская декада была только второй вслед за первой – украинской. Но украинское искусство, естественно, в Москве очень давно знали, а о казахах, и тем более казахском искусстве, знали очень мало <…>. Таким образом, казахская декада должна была впервые познакомить московскую общественность с казахским народом, его жизнью и обычаями, литературой и искусством. Очень трудная, очень важная и почетная задача. <…> Наш оркестр <…> находился на грани изнурения. <…> Первая репетиция начиналась с 9 утра и оканчивалась в 3 часа дня. Вторая репетиция начиналась в 5 часов дня и оканчивалась в 9–10 часов вечера. Выходных дней не было, и репетировали до полного изнеможения каждый день».

Пользуясь большой популярностью, Декада открыла советскому слушателю увлекательный мир Востока – казахи первыми из представителей среднеазиатских республик показали свое уникальное искусство в Москве в 1936 году, а затем и в Ленинграде в 1937-м.

В статье использованы материалы диссертации «Казахский музыкальный театр: история становления» Дины Маратовны Мосиенко.