Ошибка Атамбаева
20.10.2017 1071
Любое новое государство рождается в муках. Также происходит и молодыми нациями, выходящими на историческую арену

Молодой казахский этнос, образовавший свое ханство в XV веке, вобрал в себя древнейшие племена Центральной Азии. Причем формирование казахского этноса происходило в огромных и необъятных просторах от Сибири и до юга, от Алтайских гор до Каспийского моря.

Уже в древних хрониках Китая, Персии, письменах Византии и европейских государств зафиксировано проживание древних племен, составивших ядро Казахского народа - уйсуни и канглы, дулаты и найманы, кереиты и кипчаки. Кипчаков в европейских и русских летописях называли также половцами, то есть обитателями поля, высокими и русоволосыми.

Мы особо подчеркиваем, автохтонность древних племен - уйсуней, кангли, найман и других на территории современного Казахстана. Как прямые потомки саков, эти племена позже составили казахский народ. Здесь же состоялась и этническая история  казахского народа.

Удачно сложилась также и политическая история народа. Древние племена, о которых говорилось выше, позже, на руинах Золотой Орды, Ак Орды и Абулхаирова ханства создали Казахское ханство, ставшее одним из самых могущественных в Евразии.

Чингизиды - Керей и Жаныбек, в силу недовольства политикой хана Абулхаира, откочевали от него в Моголистан. Причем откочевка казахских племен происходила из западных рубежей, через Улытау (это Центральный Казахстан) на восток, к пределам озера Балхаш.

Известный историк Мухамед Хайдар, пишет «... Керей и Жаныбек ушли в Жетеге, то есть Моголистан. Приняв их с большими почестями, хан Есенбуга отдал им территорию западного Жетысу в районе Шу и Козыбасы, которое составляет западную окраину Могулистана».

Средневековый автор, Махмуд бен Уали, примерно ту же информацию сообщает: «...некоторые из потомков Джучи-хана, например Керай-хан (так в тексте) и Жаныбек хан .... вышли из круга подчинения и повиновения предпочли покинуть родину. Отказавшись от унаследованной (от предков) страны, они вступили на дорогу, ведущую на чужбину. С группой людей, достойных признания, они выбрали путь в Моголистан».  Как видно, оба автора отмечают откочевку казахов на восток, к озеру  Балхаш и Алатауским горам.

Ханы чингизиды Керей и Жаныбек, их сыновья - Бурымдык и Касым создали эффективное ханство, которое просуществовало несколько столетий и было разрушено в середине XIX века. Казахи к этому времени занимали огромную территорию от Алтая до Каспия, от Сибири до Ташкента. И это была их исконная территория.   

Эти данные средневековых авторов мы проводим специально, чтобы подчеркнуть несостоятельность утверждений политического деятеля  соседней страны. Президент Кыргызстана А. Атамбаев совершенно на свой лад интерпретирует историю. Скорее всего, он даже и не знаком с литературой по данной теме.

***

Известный кыргызский историк Оскан Осмонов, автор «Истории Кыргызстана (с древнейших времен до наших дней» (учебник для вузов. Б. Мезгил, 2012. - с. 87-88.) указывает: «одни считают родину кыргызов Енисей, другие - район озера Хыргызнур (Кыргызское озеро) в современной  Северо-Западной  Монголии. ... археолог, профессор Ю. Худяков, синолог Л.А. Боровкова и современные кыргызские историки утверждают, «что прародиной  кыргызов в I веке до н.э. был регион Восточного Тенир-Тоо - территории севернее теперешних городов Манас, Кара-Шаар в современном Восточном Туркестане, а также севернее горного Хребта Боро-Хоро. Издревле соседями кыргызов считались тюрские народы хунну, усуни, динлины».

В 40-е  годы IX века, проживая на Енисее (по другому - река Кем), кыргызские племена разгромили Уйгурский каганат. В 843 году, сообщает О. Осмонов, «Енисейские кыргызы преследуя уйгуров, вторглись в Восточный Туркестан (это территория  современного Китая) и захватили города Аньси и Беш-Балык, а затем достигли границ Тенир-Тоо и Семиречья. Возникает «Кыргызское великодержавное  государство», границы которой простирается до озера Гулигань (Байкал), на юге - до Тибета, на юго-западе до границ Гэлоллу (Семиречье). Северные границы доходили до местностей, где ныне находится г.Красноярск. Ставки кыргызских владетелей находились в Центральных районах современной Тувы». Автор учебника, как мы видим, локализует расположение кыргызов на территории современной России и Китая, но никак в Средней Азии.  

В X-XII  веках кыргызы частично вошли в состав государства Караханидов. 

Новый период в истории кыргызов начинается в начале XIII века, когда в  1207 году войска Чингис хана подчинили их. В «Сокровенном сказании монголов» этот случай описывается так: «В год зайца (1207) Джучи был послан с правым крылом своего войска против лесных людей. Проводником он выбрал Буху». Далее некий Кудугу бек показал дорогу Джучи, который пройдя через Енисей и земли Ойратских племен, подчинил много других народов. Среди сдавшихся были и кыргызские нойоны-Еди, Иналчи, Алдияр и Улебек, которые преподнесли Джучи соколов, черных белок, белых скакунов. Кыргызские десятники, далее сообщается в источнике, преподнесли уже Чингисхану богатые дары. Чингис хан поблагодарил Джучи, за то, что тот покорил ойратские племена, кыргызов и другие лесные народы без людских потерь и мирным путем». (Указ соч.пункт 239, Алматы, 1998 г.).

Восстание кыргызов и тувинцев (туматов), случившееся через 10 лет, было жестоко подавлено. С этого момента кыргызы стали не только вассалами монголов; примечательно то, что они на долгие века утеряли свою государственность.  

Подчинившись Чингис-хану, они вошли в состав его войск и стали участвовать в завоевательных походах на Запад. Выдающий историк Василий Бартольд в своих известных Лекциях по истории тюркских народов Средней Азии (Стамбул 1926 г., преиздана в 2015 г.) указывает, что «в то время уже не было, как VIII веке киргизского хакана; народ разделялся на две части, имевшие каждая своего предводителя; ни тот, ни другой  не назывался ханом. Впоследствии киргизы даже утратили воспоминание о том, что у них когда-либо были ханы».

И действительно, институт ханов более не встречается у кыргызов - их место заняли местные феодалы-манапы. В XIII-XV веках происходит интенсивная  миграция кыргызских племен на территорию Средней Азии.

Имеется несколько версии по миграции кыргызских племен из Минусинской  котловины (Енисея)  в Среднюю Азию. Но Оскан Осмонов и часть других ученых (С.М. Абрамзон, О. Карасаев) считают, что мигрировавшие енисейские племена постепенно перемешались с другими тюркоязычными и монгольскими племенами. В состав кыргызов вошли также и осколки распавшегося Моголистана. К XIV-XV векам произошел и окончательный дрейф этнонима из берегов Енисея в Среднюю Азию.

Великий казахский писатель Сакен Сейфуллин писал, что род усуней и киргизы вошли в состав Казахского ханства в 1526 году при Тахире.

При ханах Есиме и Тауке, кыргызы находились в составе Казахского ханства; они вместе противостояли джунгарскому нашествию. Затем вновь наступает период раздробленности.

О формировании нового этапа в сложении кыргызов интересные данные приводит профессор Турсун Султанов (Россия), который сообщает:

«Ильчигидай (хан Чагатайского улуса) обеспечивал внутренний порядок в стране и успешную ее защиту от внешних врагов. В частности, он совершил военный поход на северо-восток ханства с цел­ью наказания «военачальников кыргызских племен» (сердаран-и аквам-и кыргыз), которые подвергали нападениям окраинные земли Чагатаидов; оттуда Ильчигидай прибыл к берегам Иртыша и переселил тамошних «лесных жителей» (бишенишинан) в центральные районы своей богохранимой страны» (судя по контексту, в юго-западные пределы Семиречья)». То есть, фактически, часть кыргызов, живших на Иртыше, была переселена в Семиречье (предки современных кыргызов), а другая ее часть вошла в состав современных южных алтайцев.

После этого вновь переселенные кыргызы втянулись в политическую жизнь сначала Чагатайского Улуса, а потом Могулистана и начали играть в данном государстве значительную роль.

Жаксылык Сабитов, изучавший историю кыргызов на основе популяционной генетики, сообщает:

«В IX веке часть енийсейских кыргызов переселилась на Алтай. С IX по XIII век шло смешение на Алтае и Прииртышье пришлых енисейских кыргызов и местных кимаков и кыпчаков. На базе этого смешения появились алтайские кыргызы, которые около 1326-1329 годов пережили разделение. Часть осталась на Алтае, а часть была захвачена и переселена на территорию Семиречья и современного Кыргызстана, где началось их смешение с могулами. Поэтому генетики и получили 1340-й год как год, когда смешались два этнических коллектива: кыргызо-кыпчакский («алтайские кыргызы») и могульский, породив современных кыргызов. Современные кыргызы унаследовали от трех этнополитических общностей («кыргызы», «кыпчаки», «могулы») отдельные генетические компоненты, также от енисейских кыргызов было унаследовано имя, а от кыпчаков был унаследован язык, сближающий кыргызов с казахами».

Все три компонента представлены в этногенезе кыргызов. Так что версия А. Атамбаева о том, что казахи произошли от кыргызов, не верна.

Воссоздать утерянное в XI веке централизованное государство кыргызы уже не сумели. Поэтому возрождение кыргызской государственности произошло уже после революции 1917 года.

Процессы этногенеза кыргызов, казахов и узбеков были идентичны в том смысле, что формирование их происходило на схожей базе и в одинаковых исторических условиях. Откочевавшие племена (кочевые узбеки) разрушив империю тимуридов перенесли этноним узбеков на территорию Мавераннахра.

История формирования, роста и упадка этносов, народов чрезвычайна сложна. Поэтому здесь нет места политическим лозунгам и необдуманным заявлениям.

Буркитбай АЯГАН, 

директор Института истории государства КН МОН РК, доктор исторических наук, профессор.

Е-mail: tarih_institut@mail.ru,

Использованная литература:

Мухаммед Хайдар Дулат. // Тарих-и-Рашиди. // Издание 2-ое, Алматы, 1999 г.; Махмуд ибн  Вали. //Биср-ал-асрар фи манахиб ал ахйар // Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков. (Извлечение из персидких и тюркских сочинений» Алма-Ата, 1969 г.; Монғолдың құпия шежіресі (XII-XIII ғасырлардағы көшпелілер шежіресі) // Алматы; Өнер, 1998 ж.;  О Дж.Осмонов. История Кыргызстана (С древнейших времен до наших дней) учебник для вузов - Б. Мезие, 2012 г.; В.В. Бартольд. Тюрки: Двенадцать лекции по истории турецких народов Средней Азии - Алматы, 1993 г.