Праздник, возвышающий дух народа
20.03.2020 2510
Ровно тридцать два года казахстанцы снова стали праздновать давно забытый праздник Наурыз.

В далеком 1988 году одним из тех, кто приложил максимум усилий для возвращения этого праздника народу был Токтасын Мыштайулы Омирзак. В этой связи мы встретились с Омирзак аға и побеседовали об истории праздника Наурыз.

После отмены праздника в 1926 года Наурыз впервые отпраздновали в Алматы в 1988 году. Вы проделали большую работу для возрождения этого праздника.  Вы написали большую научную статью о Наурызе, и даже выпустили книгу «Ұлыс күн». С чем связана ваша благородная инициатива? 

В декабре 1986 года на казахской земле произошла трагедия казахской молодежи. Это восстание навечно осталось в истории под названием «Декабрьское восстание». Это был самый пик колониальной политики, давящей на дух народа. Воспоминания об этом до сих пор стоят перед моими глазами. Никто не считался с нашими желаниями, наоборот безжалостно давили. После этого случая казалось, что народ сломлен. И в это время, 13 февраля 1988 года, в газете «Лениншіл жас» вышло письмо-обращение известного деятеля, поэта Мухтара Шаханова, подписанное пятью писателями «Наурызды тойлайық, ағаш отырғызайық». Это письмо-обращение для меня стало толчком. Я написал большую статью о необходимости возрождения Наурыза.

26 марта 1988 года это статья была опубликована в газетах «Горизонт» и «Өркен» под названием «Улыс күн – Великий день весны», «Ұлыстың ұлы күні – Ұлыс күн».

1 апреля 1988 года в Алматинском горисполкоме под руководством Жибек Амирхановны с участием известных в стране ученых и писателей состоялось обсуждение этих статей.

Я приследовал лишь одну цель – поднять дух народа его историю, обычаи и традиции на площади, где прошло восстание. Этим мероприятием я хотел показать, что настоящие хозяева этой земли – казахи, поэтому необходимо считаться с мнением коренных жителей этой земли.

– Вы добились своей цели?

– Слава Всевышнему, думаю, что добился. Во время обсуждения моей статьи Жибек Амирхановна, на тот момент она была первым заместителем председателя Горисполкома Алматы Заманбека Нуркадилова, перед руководителями города объяснила о празднике Наурыз. Ее поддержали Рахманкул Бердыбаев, Мекемтас Мырзахметов, покойный Мардан Байдильдаев, Бек Ибраев и другие ученые. Таким образом, 22 апреля 1988 года в Калининском районе Алматы впервые отметили Наурыз.

Для истребления нации достаточно искоренить его традиции и обычаи – это древний способ. Из-за таких перегибов в 1926 году было запрещено празднование Наурыза. Наурыз называли то «религиозным праздником», то «остатками прошлого». 

В памяти народа отрывками сохранился праздник Наурыз, в одних регионах он сохранился, а в других он вовсе был забыт.

Через 62 года народ с особой радостью встретил преданный забвению праздник.

В 1989 году праздник был отмечен на старой площади Алматы. В 1990 году уже отмечали на площади Республики. В 1991 году Указом Первого Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева праздник Наурыз был объявлен государственным праздником Казахстана.

Известно что слово «наурыз» происходит с персидского языка. На сколько это мнение обоснованно? Расскажите об истории и содержании Наурыза.

– Это один из древнейших праздников. Если посмотреть на историю, то еще четыре тысячи лет назад до рождения Иисуса на территории Месопотамии было два государства – Вавилон и Ассирия. Народ Вавилона назывался Халдеи. Халдеи вели летоисчисление по лунному календарю. Год состоял из 12 лунных месяцев по 29 либо 30 дней, которые в сумме составляли 354 дня. Поскольку продолжительность года по халдейскому календарю отличалась от продолжительности тропического года, приходилось вносить поправки в календарь. Когда их весенний месяц сдвигался слишком далеко на зиму, правитель объявлял, что очередной год и выносил постановление о добавлении к нему дополнительного, тринадцатого месяца. Новый год начинался с момента наступления равноденствия, это сутки, когда день и ночь одинаковы по времени. 

В 558 году до н.э. древние персы завоевали страны древних кенгеров и халдеев, и с той поры стали пользоваться халдейским календарем. Слова халдейского языка означающие начало года – «первый день», «новый день» перевели на персидский язык «ноу» - новый, «руз» - день. «Первый день, новый день» с персидского языка на римско-латинский язык переведено как «календарь» и с тех пор это слово распространилось по Европе.

В свое время известный шумеролог  А.Фалькенштейн доказал, что название шумеров на аккадском языке было искажено, а настоящее их название было Кенгер. Похоже, здесь кроется большая тайна в созвучии названиях древнего племени Кангар (Канлы), обитавших у подножия Каратау и устья Сырдарьи, реки Кенгир на Сарыарке, а также имен Кенирбай и Сенгирбай с древним названием Кенгеров (шумеров).

Таким образом, созвучие имен древних кенгеров, халдеев с именами казахов,  языковая общность, традиции встречи нового года указывают на то, что эти народы близки друг другу. Эту особенность отмечал и лидер Алаша А.Бокейханов.

Праздник начала года не пришел к нам из Ирана, наоборот он перешел к персам от халдеев и кенгеров. А в нашем языке слово «Наурыз» и словосочетание «Ұлыстың ұлы күні» (Великий день Улуса) используются как слова синонимы.

На сегодняшний день в мире используются три вида календаря: солнечный, лунный и звездный.

Однако, Ұлыс күн (День Улыса)  – появился раньше всех трех календарей, то есть стал в основе всех календарных систем.

«...Малдар төлдеп, қой қоздап,

Сүттен бұлақ ағызған.

Жаңа жылдың сипаты

Молшылыққа аңыз боп,

Басталыпты Наурыздан», –

Как воспевал народный поэт С.Онгарбаев, кочевники вели новый год от Дня Улыса. 

К прмеру, наурыз у нас называют «Ұлыстың ұлы күні» (Великий день Улыса). Здесь «Ұлы күн» (Великий день) означает «первый день». Наурыз  считается началом года, в этом месяце обновляется природа, проходит весеннее равноденствие.

В своей книге «Ұлыс күн», которая вышла в свет в 2001 году вы говорите, что изначально многие народы отмечали начало года в марте. Сейчас, к сожалению, все иначе. Во всем мире новый год начинается первого января. Расскажите об этом по подробнее.

– Известно, что праздник Наурыз издревле существует в традициях многих народов мира. У разных народов этот праздник называется по-разному - у древних греков назывался «Патрих», у бирмян «Праздник Воды», у таджиков «Гуль гардон», «Байшешек», «Гульнаурыз», у хорезмцев «Наусарджи», у татар «Наусарыз», у армян «Навасарди»,  у чувашей «Норис ояхе». О том, что восточные народы празднуют Наурыз, нам известно из трудов Абу Райхана аль-Бируни, Ибн Балхи, Омара Хаями. К примеру, ираноязычные народы в этот разжигали большие костры и подливали в него масло. В семи белых пиалах разносили национальное блюдо «сумалак». Деревянным плугом распахивали земли, устраивали конные скачки, стрельбы из лука. Выкидывали старую одежду, разбивали старую посуду. Дарили друг-другу цветы, на стене дома рисовали круглый орнамент – рисовали знак Солнца, на жердях развешивали цветы.

А древние тюрки в эти дни надевали новую одежду, приводили в порядок усы и бороды. Шесть дней они тренировалисьв стрельбе из лука, а на седьмой день устраивали соревнования. Многи народы встречали новый год в марте. К примеру, в древнем Риме праздновали новый год в марте, евреи после пророка Моисея праздновали новый год после марта. А англичане до начала XVIII века новый год праздновали 26-го марта. Со времен Халифа Рашиддина мусульмане согласно «тарих аль-Хиджра» летоисчисление ведут от 16 июля 622 года – даты переселения пророка Мухаммеда из Мекки в Медину.

Также и древние славяне встречали новый год 1–го марта. После того, как в 988 году они приняли христианство празднование нового года перенесли на 1 октября. По подсчетам православных христиан, день рождение пророка Иисуса приходится на ночь с 31 декабря на 1 января. Первыми это приняли в Германии, а после и другие народы Европы. Но все же они на 13 дней шли впереди России.

С 24 января 1918 года Россия объединила свой календарь с Западной Европой. Таким образом, многие страны мира перешли на традиционную систему.

– В некоторых обрядах этого праздника можно увидеть элементы зороастризма и тенгрианства. Это признак того, что корни этого праздника уходят в глубину веков?

– Как отмечено выше, после завоевания халдеев персами, последние превратили этот праздник в религиозный. До этого у персов основной религией было огнепоклонничество. Это в ту эпоху сильно походило на религиозный праздник нежели праздник нового года. До того, как дошло до нас, персидский религиозный праздник лишился своего изначального смысла и был дополнен ритуалами разных религий, в том числе шаманизма, тенгрианства, ислама. Например: окуривание жилища, подливание масла в огонь, и такие обряды, дошли от персов, то есть от огнепоклонников. А, поклонение Солнцу и Луне, ритуалы опрыскивания молока, опрыскивание воды признаки шаманизма, а понятия Умай ана, Утбикеш связаны с тенгрианством. Как видите, праздник Наурыз вобрал в себя разные элементы многих верований. Из этого видно, как глубоки корни этого праздника.

– В своей книге Вы пишите о понятиях Нур, Кызыр, Умай, Утбикеш. В чем их основной смысл?

–Это всего лишь мифологические сведения. Сейчас у нас в стране два новых года. Первый новый год отмечается зимой, а второй весной – праздник Наурыз. В  зимнем новом году есть свои герои, это – Дед Мороз, Снегурочка. Это влияние мифологии немецкого народа. «26-го декабря с неба спустился Иисус Христос. Земля, куда он спустился была полна деревьев и елок. На этих елках горели свечи и по-особенному светились», - гласит легенда. Как мы видим, этот миф не имеет ничего общего с христианством. Это всего лишь легенда. Развесили на елку разные рисунки, свечи, добавили героев в виде животных, придумали «Снегурочку», и превратили это во всенародный праздник. Также как и они, мы тоже взяли из разных легенд и преданий героев Наурыза и показали Кыдыр ата как вестника добра. По легенде, ночью двадцать первого марта Кызыр ата обходит всю степь. И поэтому это ночь называется «Қызыр түні» (Ночь Кызыра). Кызыр – фантастический образ, который проявляется в основном в виде старца и одаривает людей богатством и счастьем. По народному поверью Кызыр неожиданно появляется ввиде старца перед благочестивым человеком всего лишь три раза в жизни. Название Кызыр дошло до нас вместе с понятиями  «Қызыр ата», «Қызыр түн»,  «Қызыр қамшысы» из исламской религии. На самом деле Кызыр эквивалент имени пророка Ильяса. Поэтому имя Кызыр в нескольких местах встречается в Коране. Но нет никаких сведений о его бессмертии. Наурыз всего лишь начало года. Поэтому он ничем сакральным не отличается от других дней. В этот день наступает равноденствие, и начинается первый день нового года.

–Как думаете, как нужно праздновать Наурыз?

– В этот день мы должны беречь как зеницу ока такие обычаи и традиции, оставшиеся в наследство от наших предков.

К примеру, согласно традиции наши предки встречали утро нового года приветствием и обниманием, как поется в песне Наурыза:

«Жаңа ағытқан қозыдай,

Жамырасып өрістен.

Ұлыс күні кәрі-жас

Құшақтасып көріскен...» .

–Жастарың құтты болсын!

–Ұлыс бақты болсын!

–Төр түлік ақты болсын!

–Пәле-жала жерге енсін! – желали добрые пожелания.

В этот день по традиции джигиты брали в руки кетмень и лопаты и расчищали истоки родников, а старики сажали деревья.

В этот день прощались все обиды.

Разлученные семьи воссоединялись, помогали малоимущим, женили сирот, помогали им построить свой шанырак – дом.

Вот такие были у нас благородные традиции. Не у всех народов и народностей встречаются такие традиции. Эти качество своиственно только казахскому народу. Великий день улыса дорог для потомков такой значимостью. Было бы большим делом, если бы мы в праздник Наурыз могли возродить забытые народом традиции.

–Большое спасибо за беседу!