Российские казахи обладают этническим самосознанием и идентификацией
03.08.2018 3394
В прошлом году портал NDH запустил проект #қиырдағықазақтар, в рамках которого раскрывает жизнь казахов за пределами исторической родины. В этой связи казахи России представляют огромный интерес

 

На страницах портала мы уже освещали деятельность казахов Омска, Астрахани, Алтая, Тюмени. Сегодня мы познакомимся с оренбургскими казахами.

Справка:

Таикешева Сауле Савхозовна – председатель представительства Международного общества «Казах тили» в Оренбурге, соучредитель – председатель Правления Оренбургского Благотворительного фонда «БАЙТЕРЕК», председатель Оренбургской Областной общественной организаций «Дом дружбы народов», член Союза юристов Оренбуржья. Имеет награды и Почетные грамоты Министра культуры Российской Федерации и Республики Казахстан, лауреат Республиканской премии «Тіл жанашыры». В 1997-2017 годы работала в Правительстве Оренбургской области в основном в сфере этноконфессиональной политики. Активно участвовала во многих международных форумах, посвященных этой тематике.

- Здравствуйте, Сауле Савхозовна! Ваш послужной список впечатляет, кроме того, Вы руководите сообществом «КАЗАХИ ЕВРАЗИИ», где принимают участие не только казахи России и Казахстана, но и всего евразийского пространства. Как Вам удается управлять и сохранить сообщество?

- Здравствуйте, Арман. Да, я являюсь сегодня как бы мягко сказать вдохновителем этого сообщества. Нам интересны, жизнь и быт казахов всего мира. Но все же, мне близка история казахов России. Быть или не быть любому сообществу зависит от руководителя. А руководителя должны отличать грамотность, гибкость, умение выстраивать конструктивный диалог. А история казахов России, мне близка, поскольку я сами живу в Оренбурге.

 

- Расскажете нашим читателям, как живут казахи России? Как известно, у вас огромный опыт работы в этом направлении.

- Казахи Российской Федерации - одна из крупнейших казахских диаспор в мире. Ее отличительной чертой является тесная связь с основным этническим массивом казахов. По сути дела, казахское население России - это казахи, живущие по границам своего этнического ареала. Согласно переписи 2010 года распределение казахов по регионам России выглядит следующим образом: Астраханская область - 149.415 человек; Оренбургская область - 120.262; Омская область - 78.303; Саратовская область - 76.007 Волгоградская область  - 46.223; Челябинская область - 35.297 Тюменская область - 19.146; Самарская область - 15.602 Алтай  - 12.524; Курганская область - 11.939; Новосибирская область - 10.705 и так далее. Я назвала самые крупные регионы России, где компактно проживают казахи и цифры за последние годы, конечно, существенно изменились.

- Что Вы можете сказать об этнокультурном компоненте казахов России?

- Рост национального самосознания наглядно отражается у казахов Оренбургской области. В Оренбурге создано общественное объединение «Ассоциация казахов Оренбуржья», которое издает газету на казахском языке «Айкап». Вместе с тем, на территории Оренбургской области на протяжении пяти лет функционировала Областная культурно-просветительская газета «Байтерек», которая служила образцом (по содержанию, формату) для многих национальных газет региона. В регионе имеется культурный комплекс «Национальное подворье», где красочно, ярко представлено казахское подворье и музей. Наряду с вышеназванными организациями в области действуют областная молодежная организация «Жас Канат», областной Благотворительный фонд «Байтерек», и городская национально-культурная автономия «Атамекен». Ежегодно проходят Дни казахской культуры, образовательные форумы, семинары-тренинги для преподавателей казахского языка, отмечается Наурыз и другие национальные праздники.

 

- Как обстоит дело в других регионах России?

- Общества и объединения казахов созданы и в других городах России. В регионах проходят форумы, круглые столы, национальные праздники, фестивали и другие мероприятия. Например, в Омске создан ряд казахских национально-культурных центров и творческих объединений – Региональная казахская национально-культурная автономия Омской области, центр культуры «Молдір», «Казахи Омска», издается газета. Они активно проводят культурно-просветительную работу, направленную на пропаганду национально-нравственных ценностей среди казахского населения Западной Сибири. В Астрахани и Астраханской области создано и действует Астраханское областное казахское общество национальной культуры «Жолдастык» (Содружество). В развитие процесса объединения казахов России, в феврале 2000 года прошло совещание в Оренбурге, где было принято решение о необходимости создания Федеральной национально-культурной автономии казахов России (ФНКА).

- Кстати, к вопросу о создании централизованной казахской организаций. Насколько оправдались ожидания казахов России с образованием такого центра?

- Организация под таким громким названием Федеральная национально-культурная автономия казахов России де-юре есть, де-факто оставляет желать лучшего. Данная организация, Согласно Уставу, должна была объединить 50% национально-культурных автономий регионов России. К сожалению, вышеназванная организация в своем составе де-юре имеет всего 4 организаций.

- Насколько известно, скоро в Самаре пройдет отчетно-перевыборная конференция ФНКА?

- Да. В данной конференции должны принимать участие все лидеры казахских сообществ регионов России, ведь Устав организации не ограничивает права других общественных организаций. Если лидер ассоциации должен выражать интересы народа, соответственно народ и должен избирать своего лидера. Голос народа должен быть определяющим фактором в этом процессе. Здесь больше вопросов, чем ответов. В моем понимании, национальный лидер должен быть носителем родного языка, культуры и традиций. А если лидер не владеет родным языком? Общество теряет к нему доверие. Сегодня сложилась очень сложная ситуация вокруг этой организации. Нежелающих быть частью данной организаций больше, чем желающих. Организация должна быть прозрачной и понятной для народа, а ее общественный руководитель, прежде всего, должен быть выразителем интересов народа. Утеряно доверие регионов России к данной организаций. К сожалению, на федеральном уровне так и не смогли организовать централизованную структуру, объединяющую казахов всей России. Для этого, мне кажется необходим сильный лидер, с безупречной репутацией и большим организаторским опытом, умеющий выстраивать конструктивный диалог со всеми сообществами регионов России.

 

- Как казахи России относятся к истории своего народа? Особенно к таким институтам как «жети ата», «шежире», родоплеменной структуре казахов?

- Учитывая огромный опыт работы в системе государственной службы и занимаясь этнокультурными вопросами региона, могу с уверенностью сказать, что тесный контакт (научные форумы, круглые столы, национальные праздники) с представителями национальных центров регионов России, прихожу к выводу, что в среде российских казахов сложился феномен незнания языка своей нации, культуры и обычаев казахского народа, несмотря на то, что многие из них стремятся познать глубже казахскую культуру. Родоплеменное сознание в настоящее время у российских казахов выражено весьма слабо. Как правило, казахи всех возрастов знают название своего рода «ру», однако немногие представляют себе родоплеменную структуру казахов в целом и место в ней своего «ру». Молодежь подчас не знает не только своего жуза, но не имеет понятия о существовании жузов вообще. Иногда и старики неверно называют свой жуз. Некоторые признаются, что раньше не интересовались этими вопросами и только сейчас стали собирать сведения о своем происхождении. Лишь единицы знают своих предков до седьмого поколения. В связи с утратой ими знания традиций своего народа, неверно толкуются представления об экзогамных запретах: некоторые считают, что можно жениться и выходить замуж внутри своего «ру», другие, напротив, считают, что представители даже одного племени не могут вступать в брачные отношения между собой. Исчезло понятие «старшинства» рода, стариков во время тоя рассаживают «по старшинству» не рода, а возраста. Характерно, что большинство считают, что знание «ру» необходимо на тот случай, если что «когда спросят, надо ответить, а то неудобно». Такую ситуацию подтверждает и информация, полученная от русских, приехавших из Казахстана. По их мнению, в Казахстане существует «клановость», которая в последнее время «активизируется», у российских же казахов этого нет, «поэтому наши казахи там не приживаются». В последние десятилетия начался процесс возрождения утраченных традиций в их «фольклорных», вторичных формах. Возник интерес к генеалогическим связям. К примеру, Оренбургским областным Благотворительным фондом «Байтерек» проводятся встречи с родологами Казахстана, которые объясняют родословную структуру и ее особенности. Тесное сотрудничество с Академией Родологии и с Лигой профессиональных родологов дают свои плоды. Растет интерес к новому направлению науки как «РОДОЛОГИЯ» и в национальных сообществах России. Я думаю, что это хорошая тенденция.

- В такой ситуации и развитие казахского языка в регионах России оставляет желать лучшего?

- Вы знаете, мне кажется, что основной проблемой казахского населения России можно считать проблему языка. Процесс утраты родного языка у российских казахов зашел так далеко, что кажется необратимым. Он является составной частью общего процесса аккультурации и русификации российских казахов. Однако угрозы этнической ассимиляции казахов в России, на наш взгляд, не существует. Российские казахи обладают глубоким этническим самосознанием и четкой этнической идентификацией. Локальное самосознание определенных групп казахов ярко проявляется при сравнении ими себя с казахами, живущими в Республике Казахстан. В первую очередь российские казахи обращают внимание на владение родным языком. Казахский язык, на котором говорят казахи регионов России - бытовой язык, литературного казахского они в подавляющем большинстве не знают, читать и писать по-казахски не умеют. Еще труднее сохранить свой родной язык городским казахам. Они используют казахский язык лишь в семейном быту при общении с пожилыми родственниками. Даже в семьях руководителей национальных казахских обществ и в Оренбурге, и в других регионах России разговаривают по-русски, а дети не знают казахского языка. Теперь уже полное незнание родного языка никого не удивляет - это реалии сегодняшнего дня. И это пугает.

- Наверняка местные культурные центры проводят работу по возрождению казахского языка?

- Национальные сообщества России стремятся на местах организовать курсы по изучению родного языка, но это всего лишь маленькая крупица на этом долгом пути. Это скорее выглядит как кружки, нежели курсы. Необходимо опираясь на Федеральный Закон РФ «О дополнительном образовании» открывать какие-то образовательные центры при сообществах по изучению языка. Для этого необходимо всесторонняя поддержка как Посольства РК, так и ВАК РК. Все это связано с обеспечением учебными материалами, кадрами и, естественно, согласования с Минобром РФ. Несомненно, важным направлением работы казахских национальных обществ является возрождение казахского языка. Особо хотелось бы отметить инертность самих казахов, поддержка которых в этом вопросе проявляется больше на словах, чем на деле.

 

- К чему может привести эта тенденция?

- В целом вышеуказанные факторы позволяют констатировать, что казахская диаспора в значительной степени интегрирована в российское общество. Судить о дальнейших судьбах казахов в России с позиций сегодняшнего дня довольно трудно, так как, по-видимому, она находится в переходном периоде своего развития. В настоящее время это развитие определяют две противоположные, хотя и взаимозависимые тенденции. Во-первых, это русификация, европеизация этнической культуры, усвоение городских, этнически нейтральных ценностей и стандартов поведения. Во-вторых, укрепление общеказахского самосознания, формирование и формулирование национальных интересов лидерами национальных обществ, возрождение этнической культуры в «фольклорных», символических формах. Пока первая тенденция преобладает над второй, однако она может замедлиться в связи с притоком значительного числа казахов-мигрантов из Казахстана, которые не только территориально замещают в колхозах и совхозах российских казахов, подавшихся в фермеры или переехавших в город, но и занимают их прежнюю социальную нишу, вероятно, несколько усиливая традиционализм общей массы казахского населения. Нельзя исключить и вероятность того, что в условиях демократической России казахи переживут эффект третьего поколения, которое сможет сформулировать национальные запросы казахской диаспоры, выработать четкую идеологию национального казахского возрождения и выдвинуть из своей среды национальных лидеров, способных увлечь за собой пассивное пока большинство.

- Спасибо за интервью!