Золотой человек – «Тутанхамон Казахстана»
22.11.2018 4191
Накануне опубликованная на страницах газеты «Казахстанская правда» статья Президента Казахстан Н. Назарбаева «Семь граней Великой степи» была тепло принята и породила множество дискуссий в обществе.

В сущности, сама суть статьи, вобравшая в себя философско-исторические знания, охватывает духовный и культурный миры казахского народа. Статья состоит из двух больших частей, первая из которых «Пространство и время национальной истории» рассказывает о большой победе мировой археологии – Золотом человеке, который стал «сенсационным для мировой науки открытием, позволившим по-новому взглянуть на наши истоки» и который в кругах ученых-искусствоведов именуют «казахстанским Тутанхамоном». Мы предлагаем Вам ознакомиться с конкретными фактами о «Золотом человеке», найденном в 1969 году в результате раскопок в кургане Иссык, со страниц национальной энциклопедии «Казахстан».

Золотой человек (V в.) – условное название археологической находки в виде одетого в золотое облачение сакского воина, принадлежавшей к каменному веку. Находка была сделана в 53,5 км от Алматы, на северном берегу реки Иссык.

В 1969-1970 годах «Золотой человек» был обнаружен археологом Б. Нурмуханбетовым, а ученый К. А. Акишев сделал этот памятник каменной эпохи всемирно известным.

 

 

Территория груды мелких камней, кое-где сменяющаяся с многочисленными земляными валами, с севера на юг тянулась на три квадратных километра. В южной части россыпи, состоящей из 40 курганов, на высоте 6 метров и диаметром 60 м были найдены две могилы. Одна из этих могил была разграблена. Во втором нашли тело 17-18-летнего сакского воина. Могила была сделана из бревен ели, размером 3,3х1,9, а высотой 1,5 метра. В левой части могилы голова воина была уложена в сторону запада.

В южной и западной части могилы были расставлены посуда, ювелирные изделия, сделанные из металла, кирпича и дерева. Могила была прикрыта деревянной плитой и укреплена железными оковами; полом могилы служила доска, однако место, где лежал человек, было устлано подстилкой, расписанной золотой нашивкой.

Одежда Золотого человека была украшена 4 тысячами золотыми украшениями. Эти украшения были отделаны образами снежных барсов, лосей, горных козлов, архаров, лошадей, разных птиц в «зверином стиле».

 

 

После археологических раскопок, найденные металлические скульптурные печи и ювелирные изделия ручной работы, древние предметы домашнего обихода и предметы военной техники тесно связаны с окружающей средой и с животным миром. Образ различных животных был отражением кочевой цивилизации, и как знак единства с природой они определяли духовную и культурную реальность.

Левая сторона черепа была украшена серьгами с золотыми камнями. Головной убор похож на головной убор более современных казахов. Ожерелье, похожее на золотое кольцо, кружевное платье, нагрудник, створка с золотыми лучами, камзол и два золотых кольца были опоясана на тяжелом сложноконструированном поясе.

 

 

Его пояс был украшен изображениями животных, 16 золотыми бляшками, справа от него находился длинный меч в красных ножнах, слева - кинжал с золотой пластиной и брюки, также украшенные золотыми бляшками.

«Воин поведал нам о многом. Наши предки создавали художественные творения высочайшего уровня, до сих пор поражающие воображение. Искусное золотое обличие воина указывает на уверенное владение древними мастерами техникой обработки золота. Оно также открыло богатую мифологию, отражающую силу и эстетику Степной цивилизации», - говорится в статье.

Согласно археологическим данным могил Иссыка, выяснилось, что этот человек жил в V-IV в. до н.э. Образцы одежды и традиция погребения «Золотого человека» указывает на то, что он был либо сыном правителя народа, жившего на этой территории, либо молодым вождем или военачальником.

 

 

В своей статье Лидер нации сказал: «Так степняки возвеличивали личность вождя, возводили его в ранг солнцеподобного божества. Роскошное убранство погребения познакомило и с интеллектуальными традициями предков. На одной из серебряных чаш, найденных около воина, были обнаружены нацарапанные знаки - следы самой древней письменности, когда-либо найденной в Центральной Азии».