Сакральные достопримечательности Кокшетау
20.08.2019 4755
Такие удивительные места, как поляна хана Абылая, пещера Кенесары, пик Окжетпес, загадочная скала Жумбактас притягивают не только местных, но и иностранных туристов

Это земля богата и сакральными местами – археолого-этнографический комплекс Косбатыр Кумай, мавзолей Батыгай, мавзолей-некрополь Кабанбай батыра, мазар Беспакыр, могила Олжабай батыра, мавзолеи Баубек батыра и Науана Хазрета. В рамках проекта «Сакральная география Казахстана» все эти объекты вошли в список сакральных мест (по Акмолинско-Кокшетаускому региону).

Поляна хана Абылая

По словам исследователей, здесь принимались судьбоносные для казахского народа решения. Сегодня всего в 120-метрах от стеллы Абылай хана установлен трон из гранита. Местные жители считают этот трон священным. Потому что трон действительно здесь находился. Восседая на этом троне, Абылай хан руководил большими собраниями, принимал решения, издавал указы. С этого места, именуемого «Поляной хана Абылая» вся округа видна как на ладони. Удивительно, что голоса с поляны четко слышны и вдалеке. По словам старожилов, когда-то здесь было две поляны, связанные с именем Абылая. Они назывались «Большая поляна» и «Малая поляна». К тому же здесь сохранилось множество исторических мест, напрямую связанных с именем хана Абылая - «Ханның қызыл ағашы», «Ханкөл», «Төре Қызыл ағашы», «Қымызнай», «Оразбұлағы», «Аталықтың ауылы», «Қара қыстақ», «Жұмақай қыстау», «Текекөл», «Жайнақкөл». 

 

 

Пещера Кенесары

«Пещера Кенесары» находится в 0,5 км юго-западнее озера Бурабай, Бурабайского района Акмолинской области. Появилась это пещера от распада гранитных отрогов холма Кокшетау. Высота входного отверстия в пещеру около 3 метров. Она состоит из двух частей связанных узкой тесниной. Во второй части так же есть выход наружу. Очень удобное место для обороны. По легендам, Кенесары хан организовал здесь укрепление и сражался с царскими войсками. Еще в одних легендах это пещера была местом отдыха и ночлега хана Кене, когда он выходил на охоту. Сегодня пещера Кенесары одно из полюбившихся туристам мест. Еще в этом регионе (Акмола) есть историческая местность «Түркі қағандар ордасы» (Ставка/Резиденция тюркских каганов). Этот объект находится на территории национального природного парка «Бұйратау» у подножия горы Буйратау Ерейментауского района, культурное наследие включает в себя нескольких тысячелетий. Здесь также можно встретить уникальный комплекс памятников Кумай и религиозный памятник «Кос батыр». Исследователи говорят, что это единственные в регионе памятники древности и средневековья. Комплекс расположен в восточной, юго-восточной части подножия гор Акшокы, Ершокы и Жыланды, состоит из нескольких частей, включающих в себя памятники разных эпох. Ритуальный памятник «Кос батыр» посвящен двум батырам древнетюркской эпохи и местные жители прозвали этот регион Кос батыр, об этом в своих трудах писал известный археолог Алькей Маргулан. Тюркские памятники археолого-этнографического комплекса Кумай представлены однотипными ритуальными сооружениями, основу которых составляет прямоугольная конструкция, сложенная из каменных плит, установленных в горизонтальном положении и врытых в землю. Внутренняя площадь всех оград заполнена колотым камнем. Все памятники компактно локализованы в радиусе 5-7 км, на террасе левого берега реки Кумай. Непревзойденный колорит археолого-этнографического комплекса Кумай представлен во всех его структурообразующих, частях, в географической локализации, природной уникальности, ландшафтном расположении, топонимической номенклатуре местности, составе разнотипных памятников, хронологической представительности мемориальных, культовых памятников и поселений.

 

 

Мавзолей Кабанбай батыра

Мавзолей Кабанбай батыра находится близ столицы, в ауле Кызылжар. Здание мавзолея было построено в 2000 году. С этой поры он стал одним из сакральных мест на столичной земле, куда приезжают люди со всего Казахстана. мавзолей напоминает шлем (дулыға) батыра. Каракерей Кабанбай – полководец казахских батыров, один из знаменитых батыров, организовавших отпор казахского народа джунгарскому нашествию в XVIII веке. Кабанбай батыр родился примерно в 1691 году на берегу Сырдарьи. Умер в 1769 в возрасте 78 лет. Всю жизнь провел в сражениях. Его настоящее имя – Ерасыл. Хан Абылай по-особенному уважал его, и называл Дарабоз. Мавзолей Кабанбай батыра является особым священным местом для казахского народа.

 

 

Мавзолей Баубек батыра

Баубек батыр Бекмырзаулы родился в 1824 году на территории Кокшетауской области. В возрасте 9 лет остался круглым сиротой, и был воспитан байбише (старшая жена) Кенесары Кунимжан. Со временем Баубек стал участвовать в походах, выполняя ответственные задания. Позже участвовал и в больших походах за независимость своего народа. Он от начала и до конца участвовал в движении Кенесары, когда хан погиб на кыргызской земле, он находился в плену у кыргызов. По возвращении в родной край Баубек батыр мирно жил на берегу реки Терисаккан. Но авторитетного в народе участника восстания Кенесары Баубек батыра царские чиновники не оставили в покое. За участие в восстании его ссылают в Тюмень. Существует легенда, что, покидая родные края, батыр догадывался, что не вернется. Он отрубил саблей палец и завещал: «когда я умру, похороните это здесь, как часть моего тела». Позже, услышав, что отец умер в Тюмени, дети установили зират, там, где был похоронен его мизинец. Мазар-мавзолей находится на берегу реки Есиль.

 

 

Мавзолей Олжабай батыра

Олжабай батыр - выходец из рода Аргын Среднего жуза. Славный воин родился в 1709 году. Его предок Айдабол в свое время был бием. Отец Олжабая Толыбай погиб в годы великого бедствия «Ақтабан шұбырынды, Алқакөл сұлама», защищая народ от джунгарского нашествия. На тот момент Олжабаю было тринадцать лет, и он воспитывался у нагашы (дядя по материнской линии) Каратай батыра. С юных лет Олжабай проявлял отвагу. Повзрослев он защищал родные земли, участвовал во многих битвах с джунгарами. В сражении с джунгарами в отрогах Баянаульских гор Олжабай батыр проявил героизм. Вместе со своим племянником Жасыбай батыром он устроил засаду на пути врага. Сарбазы Жасыбай батыра находились у перевала Шойынколь, а Олжабай батыр со своими воинами – у перевала на озере Торайгыр. Войска противника напали на войска Жасыбай батыра. В этом сражении погиб Жасыбай батыр. Олжабай умер в 1783 году.

 

 

Мавзолей Балкадиша 

Ставшая мотивом для песни Акана сере Балкадиша (настоящее имя Кадиша) похоронена на мусульманском кладбище аула Кенетколь Зерендинского района. Памятник построен в 2015 году при въезде в аул Зеренды Зерендинского района. Однажды попал на большой той по случаю рождения долгожданного ребенка в ауле известного всей округе Ыбырая. Несмотря на радушие хозяев, рядом со знаменитым певцом Аканом сере, сидевшим на почетном месте, никто не желал садиться. В то время ходили слухи о том, что Акан серы сошел с ума и женился на пери (мифическое существо в виде прекрасной девы). И лишь красавица Кадиша, дочь гостеприимного хозяина, одаренная не только внешней красотой, но и душевной чуткостью, увидев подавленное состояние знаменитого степного барда решила поддержать поэта, со словами: «В наш аул приехал известный акын, почему бы нам вместе не сочинить новую песню» присела рядом с ним. Девушка настолько поразила поэта своей мудростью, воспитанностью, что растроганный поэт посвятил ей песню и исполнил ее на домбре. Так зародилась мелодичная и проникновенная песня «Балкадиша».

Мавзолей Актокты

Могила Актокты – возлюбленной Акана сере тоже находится на Зерендинской земле, в ауле Кызылагаш Зерендинского района. Акан до беспамятства был влюблен в Актокты, но не смог на ней женится. Она была просватана за другого человека. Песни «Ақ көйлек», «Алтыбасар», «Ғашық жарға», «Тағрипың», «Ж-ға» все посвящены Актокты.

Мавзолей Саккулак би

Мавзолей Саккулак би один из красивейших памятников этого региона. Расположен он в открытой степной местности в северо-восточном берегу озера Коржынколь, в 24 км от города Ерейментау Акмолинской области. Саккулак би (настоящее имя Сабден) (1800-1880) – оратор, знаменитый би рода Аргын Среднего жуза. Правнук Канжыгалы Богенбай батыра. Его уважали за его справедливые решения, ораторское мастерство. С 12 лет он сопровождал своего отца Бапан бия, принимал участие в управлении народом, совершенствовал ораторское мастерство. Заметив незаурядные способности сына, отец в 15 лет поручал ему решения небольших споров. По народным легендам, в 16 лет после состязания с великим оратором Байдалы бием был прозван «Саккулак». Хоть в народе этот памятник называют мавзолеем Саккулак бия, на самом деле он был построен Саккулак бием для своего старшего сына Нуралы в 1880 году. Сам Саккулак би похоронен в некрополе потомков Богенбай батыра на берегу озера Коржынколь. Мавзолей был построен народным мастером Рыскулом.