Мультикультурализм и национальный код
28.11.2019 3199
За годы независимости Нурсултан Назарбаев приложил максимум усилий для сохранения стабильности. Благодаря выверенной политике и планомерным действиям наша республика избежала конфликтов и потрясений

Термин мультикультурализм прочно вошел в научный оборот политологов и соцологов современности. При этом данное понятие было впервые ввеедно научный оборот теоретиками либерализма в 60-х годах прошлого века в Канаде и в некоторых странах Европы.

В современном мире живут более 2000 народов разных культур и вероисповеданий. А в ООН в настоящее время входит около 200 государств. Это значит, что народы должны вместе как-то сосуществовать. Мультикультурализм подразумевает мирное сосуществование разных культур и религий в одном целом государстве.

В Казахстане в мире и согласии проживают более 18 млн. человек разных культур и конфессий. Каким образом государстве смогло достичь мирного сосуществования и согласия, ведь у каждого этноса, у каждой религии – свои интересы? Секрет в эффективной национальной модели межэтнического и межконфессионального согласия, созданной в нашей стране. Уже почти 30 лет казахстанский мультикультурализм демонстрирует хорошие результаты.

Казахстанский опыт показывает, что мультикультурализм – самая оптимальная форма сосуществования народов в полиэтнических государствах. В Казахстане огромное внимание уделяется развитию культуры каждого этноса и, одновременно, усилению межкультурной коммуникации и интеграции. По инициативе Первого Президента РК - Елбасы Н. Назарбаева в 1995 году в Казахстане была учреждена специальная общественная организация – Ассамблея народа Казахстана, она отражает интересы представителей всех этносов, проживающих на территории республики. Сейчас Ассамблея консультативно-совещательный орган при Президенте Республики, для защиты интересов этнических групп 9 депутатов избираются в парламент от Ассамблеи. 

В Нур-Султане создана площадка конструктивного межконфессионального диалога – это Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Проведение съездов в Казахстане имеет большое значение для развития мультикультурализма.

В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Нурсултан Назарбаев отметил, что духовной модернизации предполагает изменения, во-первых, в рамках национального сознания, во-вторых, это сохранение внутреннего ядра национального «Я» при изменении некоторых его черт. В основе национального кода любой страны лежат язык этого народа, его культура, традиции и религия. Уникальная комбинация этих элементов создает неповторимый национальный код любого народа. Эти факторы также влияли на формирование национального кода Казахстана. Казахстанский национальный код включает такие элементы, как религиозная толерантность, гибкость, уважение других этносов и других религий, открытое сознание.

В программной статье Президента РК Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее - модернизация общественного сознания» отмечено, что от результатов деятельности по модернизации сознания во многом зависит достижение Казахстаном всех поставленных стратегических целей. Сегодня видно, что задачи, поставленные Главой государства в духовной сфере, нашли широкую поддержку в обществе.

Программная статья «Взгляд в будущее - модернизация общественного сознания» появилась в тот момент, когда в обществе назрела потребность изменений в духовной сфере Когда весь мир волнуют вопросы самоидентификации, мы должны сохранить свой национальный код, пишет Нурсултан Назарбаев. Нам необходимо расширить границы национального самосознания, при этом сохраняя главное, лучшее в нашем национальном менталитете. Исторически, мультиконфессиональное и полиэтничное общество, в котором мы все росли и формировались, оказало огромное влияние на национальный код. Народ Казахстана исторически состоит из представителей множества этносов. Еще в XVIII веке началось переселение на территорию Великой Степи русских, украинцев и представителей других национальностей. Российская империя, защищая внешние границы, выдвинула огромные количества казаков из Сибири, Поволжья и регионов современной Украины. Тогда началось активное взаимодействие между переселенцами и казахами-кочевниками. В 1930-е годы сталинских репрессий из центральных районов СССР в Казахстан было сослано 250 тыс. крестьян. В разные годы в республику были депортированы 800 тыс. немцев, 102 тыс. поляков, 550 тыс. представителей народов Северного Кавказа, около 100 тыс. корейских семей с Дальнего Востока. Казахские семьи, сами подвергшиеся репрессиям, приняли и поддержали депортированных переселенцев. Для освоения целины в Казахстан переселили более 2 млн. человек из России, Украины и Беларуси. В то же время на строительство промышленных объектов со всех уголков страны в Казахстан прибыло около 1,2 млн. человек. Все эти процессы постепенно формировали тот общественный и социальный код, с которым казахстанское общество вступило в XXI век. Это было взаимное проникновение культур.

Казахстанская идентичность формировалась на основе традиционного мировоззрения жителей Степи, чьими исконными ценностями были доброта и щедрость, гостеприимство и взаимопомощь, любовь к детям и уважение к старшим. Эти ценности передавались и людям других этносов, которые жили на одной земле с казахским народом.

Общеизвестно, что мультикультурализм как политический феномен имеет определенные исторические формы. Прежнее понимание этого термина устарело, и в настоящее время раскрываются его новые формы и возможности.

Мультикультурализм можно рассматривать в разных статусах. Умеренный мультикультурализм разрешает существовать другим культурам и религиям. В Европе теория мультикультурализма переживает кризис. Это подтверждают победы правых партий на последних выборах в Европарламент. Весь мир следит за этим процессом. Европейское общество попыталось применить варианты ассимиляции и изоляции. Но из этого ничего не вышло. В настоящее время европейская модель мультикультурализма себя исчерпала. 

Сильный мультикультурализм подразумевает не только признание равноправного существования и развития этих религий и культур, но и постоянную устойчивую поддержку со стороны государства, как финансовую, правовую так и моральную. Что уверенно демонстрирует Азербайджан. Все исламские, христианские и иные религиозные организации пользуются равными правами и государство оказывает им финансовую поддержку, выделяет средства на строительство синагог, церквей, мечетей. При этом государство не вмешивается во внутренние дела церкви, религиозных организаций. 

Бакинский международный центр мультикультурализма был создан в мае 2014 года. Центр внес большой вклад в популяризацию азербайджанской модели мультикультурализма в мире, во многих странах открыты филиалы центра. За 5 лет деятельности центра мультикультурализма география его деятельности значительно расширилась. На сегодняшний день в университетах и научных центрах уже 9 государств открыты филиалы центра. Филиалы занимаются не только пропагандой культуры Азербайджана, но и распространением идей мультикультурализма в политической сфере.