Интернет-портал National Digital History начинает специальное исследование архитектурных памятников Казахстана
Советником этого проекта является заслуженный архитектор Казахстана, автор множества ценных исторических трудов Ордабаев Алмас Баймуканулы.
- Чем отличается архитектура кочевников?
- На Западе Казахстана – Мангышлаке и Устюрте – регионе абсолютного преобладания кочевого образа жизни – на основе древних традиций в ХVIII-XIX веках выросла исключительно своеобразная архитектурная школа. Казахи-кочевники, используя неисчерпаемые запасы камня и опыт туркменских мастеров, явили свету уникальный феномен архитектуры из камня особого качества. Памятники этого региона, пожалуй, наиболее яркое и совершенное проявление культуры казахского народа. Слитые с природной средой, в которой кочевники достигли наиболее полного самовыражения, памятники Мангышлака и Устюрта представляют грандиозный заповедник природных и рукотворных форм, находящихся в идеальной гармонии. Со свойственной им свободой формотворчества народные мастера создали архитектурные ансамбли, в которых архаические формы своеобразно сочетаются с формами, рожденными пластическими устремлениями, сходными с тенденциями модернистской архитектуры. В истоках мангышлакского зодчества ясно прослеживаются как отголоски эпохи бронзы (постройки из громадных каменных плит и блоков), так и раннесредневековые строительные приемы тюрков (островерхие мавзолеи). Во множестве вариантов самого массового типа надгробного памятника – кулпытаса – отразились все возможные изводы древнейшей праформы – вертикали – от менгира до сложной трехчастной модели мира. Эта универсальная мифологема с принятием казахами ислама не утратила своей конструирующей роли для культовой архитектуры. Полнее и ярче всего проявилась она в пространственно развитом мемориальном памятнике – купольном мавзолее.
- Расскажите, пожалуйста, о памятниках кочевой культуры на Западе.
- В районе песков Сам, на Устюрте и Мангышлаке имеется огромное число памятников каменной архитектуры, подавляющее большинство которых сосредоточенно в бейитах, количество которых достигает нескольких сотен. Наиболее известны некрополи Сисем-ата, Шопан-ата, Караман-ата, Касымбай, Карагаш, Бейсембай, Сагындык, Сенек и др. Бейиты складывались, как правило, около древних сакральных объектов, чаще всего курганов. Их пространственная структура обусловлена религиозными представлениями и социально-родовой организацией общества. Мастера всегда учитывали окружение и подчиняли вновь возводимые сооружения складывавшимся ансамблям. Это говорит о наличии тонкого композиционного чутья у зодчих, многие из которых были великолепными профессионалами. Профессионалами как в социальном плане (так как существовали за счет своего ремесла), так и в смысле самого высокого мастерства. Доступные им средствами они выразили свое стремление к созиданию, отражающему их установившиеся понятия о формах пространства.
- Что вы можете рассказать про фотографии, каково сегодняшнее положении этих построек?
- Фотографии некрополя Сисем ата - самого большого и самого знаменитого в Устюрте и Мангыстау. Фото сделаны в промежутке между 1969-м и 1994 годами. Тогда этот бейит еще сохранял свою историческую цельность. Сейчас его поглотило огромное множество новых построек крайне невысокого архитектурного качества. Так что эти фотографии стали историческими.
Благодарю за беседу!
Шедевры казахской народной архитектуры на некрополе Сисем ата в Мангистауской области. Фотографии 1969 -1974 годов
Некрополь Сисем-ата считается пантеоном батыров. На территории памятника в разное время захоронены знатные люди Мангистау.
Некрополь Сисем-ата представляет все существующие, архитектурные разновидности могильных памятников казахского народа.
В этом некрополе не случайно сконцентрировано большое количество захоронений, построенных в виде шлема.
Некрополь Сисем ата является ценным источником по истории, этнографии и истории архитектуры Мангистау.
Памятники отражают процессы развития архитектурных традиций региона, искусства, религиозных представлений.
Некрополь Сисем-Ата ещё в 1982 году был взят под охрану государства как памятник республиканского значения.
Основной комплекс формируется вокруг могилы Сисем-ата – одного из проповедников ислама.
На территории некрополя принято находится 1328 самых разнообразных памятников, из них 22 купольных мавзолеев, 155 саганатамов, 382 кулпытасы с койтасами, 129 саркофагов, остальные объекты - это каменные оградки и стелы.
Мавзолеи на некрополе по своим конструктивным особенностям делятся на три типа.
Сисем-ата вполне заслуживает международной защиты.
Беседовал: Даулет ИЗТЕЛЕУ
Фотографии взяты из личного архива Алмаса ОРДАБАЕВА
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)