Казыбек би - потомок золотоордынских князей!
18.08.2017 4039
К 350-летию бия Среднего жуза Казыбек-би (1667-1764) портал NDH представляет уникальный материал по генетической истории известного государственного деятеля

Средневековая история Казахстана таит в себе много загадок и белых пятен. Письменных источников мало (особенно по периоду Казахского ханства), в основном большая часть информация о средневековых персонажах нам досталась из легенд, шежире и эпосов.

В советское время доверия к данным источникам было очень низкое в силу их устной передачи. Искажений при передаче могло быть много, поэтому скептицизм с научной точки зрения был оправдан.

Но в XXI веке появился новый инструмент у историков, который позволяет проверить как достоверность шежире, так и вне зависимости от шежире датировать время жизни общего предка любой группы населения, относящихся к одному субкладу любой гаплогруппы и проследить пути их миграции.

Данный инструмент – это популяционная генетика.

Но до того, как перейти к ней, нам необходимо указать все исторические сведения, которые мы знаем из первоисточников, легенд и шежире о предках Казыбек-бия.

Генеалогия Казыбек-бия выглядит следующим образом:

Казыбек - Кельдибек - Шаншар - Булбул - Таз - Бошан - Акша - Каракесек (Болат-ходжа) - Мейрам - Караходжа - Акжол (Даир-ходжа) - Котан - Аргын

Келдибек имел трех братьев, которых звали Тыныбек, Жакибек, Есиркеп. Вместе их четверых называли «Четверо беков».

Дед Казыбек-бия Шаншар был известным батыром. Он участвовал в разгроме катаганов в 1627 году. В награду за проявленную храбрость он удостоился чести взять в жены Айбике, дочь погибшего Турсун-Мухаммед-хана, правившего в Ташкенте в 1613-1627 годах. От нее и родились те четверо сыновей.

Сам Турсун-Мухаммед был правнуком Джанибека, первого казахского хана (наряду с Кереем). Так что в жилах Казыбек-бия по материнской линии текла кровь основателей Казахского ханства.

Далее нам ничего не известно о предках Казыбек-бия вплоть до Каракесека, который также носил имя Болат-ходжа (Болат-ходжа).

Согласно одной версии Болат-ходжа является Болатом из легенд об Алаша-хане, который был главным военачальником Среднего жуза. Его отец Мейрам, согласно легендам казахов, жил в Центральном Казахстане и был женат на внучке Алау-батыра (эмир золотоордынского Джанибек-хана и легендарный предок казахских родов Байулы и Алимулы) из рода Алшин.

Более известны биографии Кара-ходжи, деда Каракесека. Согласно многочисленным источникам он был эмиром Тохтамыш-хана, а также был послом Тохтамыша к Тамерлану, приехав в Отрар в самом начале 1405 года. После смерти Тохтамыша он удачно воевал за его наследников против золотоордынского хана Пулада и беклярибека Едиге. Известно, что он был членом Суфийского братства Ишкийа, центр которого находился в городе Касан (Фергана). Также считалось, что Кара-ходжа был соратником и близким другом кыргызского эпического героя Манаса.

Его отец Акжол (Даир-ходжа, Темир-ходжа) согласно легендам после смерти Урус-хана (прадед первых казахских ханов Джанибека и Керея) стал управлять его улусом.

Согласно другим источникам Акжол после смерти Тохтамыша вместе с сыном воевал на стороне детей Тохтамыша против Едиге и Пулат-хана. В итоге в одной из битв он убил Пулат-хана.

Согласно распространенной легенде Акжол был убит легендарным кыпчакским батыром Кобланды. Скорее всего это произошло в первой трети XV века.

Котан-бий, отец Акжола, согласно некоторым легендам, был советником золотоордынского Урус-хана и дожил до преклонного возраста. Когда Котану было 99 лет, его сын Акжол погиб в схватке с Кобланды, после чего Котан сочинил толгау, оплакивая смерть сына. Котан был первым известным представителем рода Аргын по источникам и шежире.

Происхождение этого рода ранее вызывало много дискуссий. В контексте популяционной генетики было выявлено, что большинство мужского генофонда аргынов относятся к гаплогруппе G1, причем справедливо это практически для всех генеалогических линий.

Для генеалогической линии Казбек бия – Каракесек частота встречаемости гаплогруппы G1 достигает 74%.

Модальный гаплотип Аргынов, также представлен у Каракесеков, указывая на прямое родство по Шежире. Возраст кластера гаплогруппы G1 составляет 600±200 лет (по данным 15 Y-STR). Этот же возраст был получен и по данным полного секвенирования Y-хромосомы разных генеалогических линий – интервалом в 470-750 лет, что совпадает со временем, когда мог жить золотоордынский эмир Акжол (Даирходжа), отец не менее известного золотоордынского эмира Караходжи, который был эмиром хана Тохтамыша. Акжол - генеалогический предок аргынов, указанного в исторических источниках.

История же самой гаплогруппы G1 уходит вглубь, последний общий предок современных носителей жил около 20 тыс. лет назад.

Глубокая история гаплогруппы G1 родственно связывает современных ее носителей с народами Иранского нагорья.

Судя по всему, предки Казыбек-бия пришли на территорию Казахстана в период между 750 и 3000 лет назад.

По нашим подсчетам существует около 14 версий происхождения данного рода, большинство из которых производило данное племя из Восточной Азии, Дальнего Востока, Монголии, Джунгарии и Кавказа. Большая часть этих версий, судя по данным популяционной генетики, оказались не верны.

В итоге, с учетом этнографических данных пока возможными являются две версии:

1. Аргын это антропоним и имя человека, отца Котана

2. Аргын это племя Аргу, жившее еще до монгольского нашествия в районе современного Тараза. Некоторые исследователи считали их тюркским племенем, некоторые исследователи считали их тюркизированными согдийцами, данное племя жило на территории Тюргешского и Карлукского каганатов и на территории Караханидов до XIII века.

Безусловно возможны и другие версии, но те исторические данные, которые у нас есть, позволяют только утверждать, что эти две версии на основании генетических данных не опровергнуты и имеют право на жизнь.

Возможно в будущем, после накопления новых генетических данных, будет более точно определено полное происхождение данного племени, но на данный момент большим достижением является то, что 12 из 14 версий происхождения данного племени были проверены и оказались неверными.

Народные предания свидетельствуют о том, что Казыбек-бий был глубоко образованным человеком своего времени, прекрасно знавшим народный фольклор, традиции, обычаи, законы предков и Шежире. Как говорится в казахской пословице «Если до седьмого колена своей родословной не узнаешь — сиротой прослывешь» («Жеті атасын білмеген — жетімдіктң белгісі»).

Как можно видеть история и генетика предков Казбек-бия имеет значимую роль в истории казахов, а также в понимании места и роли самого Казбек-бия в памяти народа.

Жаксылык САБИТОВ,

историк, доктор PhD

Максат ЖАБАГИН,

генетик

Дополнительные материалы:

Жабагин М.К., Сабитов Ж.М. Агджоян А.А, Юсупов Ю.М., Богунов Ю.В., Лавряшина М.Б., Схаляхо Р.А., Балаганская О.А., Тажигулова И.М., Акильжанова А.Р., Жумадилов Ж.Ш., Балановский О.П., Балановская Е.В. Генезис крупнейшей родоплеменной группы казахов - аргынов - в контексте популяционной генетики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. XXIII. Антропология, 2016. №4. C.59-68

Balanovsky O., Zhabagin M., Agdzhoyan A., Chukhryaeva M., Zaporozhchenko V., Utevska O., Highnam G., Sabitov Z., Greenspan E., Dibirova K., Skhalyakho R., Kuznetsova M., Koshel S., Yusupov Y., Nymadawa P., Zhumadilov Z., Pocheshkhova E., Haber M., A Zalloua P., Yepiskoposyan L., Dybo A., Tyler-Smith C., Balanovska E. Deep phylogenetic analysis of haplogroup G1 provides estimates of SNP and STRmutation rates on the human Y-chromosome and reveals migrations of Iranic speakers // PLoS One. 2015 Apr 7; 0(4):e0122968. doi: 10.1371/journal.pone.0122968

История родоплеменных объединений казахов. Аргын. Том 9. Книга 3. / Под ред. Габжалилов Х.М., Омарбеков Т., Карибаев Б.Б., Зарлы К.М.: Алматы: Алаш, 2007. - 660 с. (на казахском языке)

Персоязычная рукопись Маджму ат-Таварих.