Музыкальное искусство любого народа и любой нации всегда развивается и совершенствуется. Многие музыкальные инструменты, донесшие до нас это искусство, сегодня включены в культурное наследие
Музыкальные инструменты наших предков, которые вели кочевой образ жизни, имели своеобразный звук, манеру исполнения.
Известный ученый-этнограф Бикумар Камалашулы говорит: «Если посмотреть на всемирную историю традиционных музыкальных инструментов, то окажется, что большинство из них связаны с историей азиатских кочевников».
Кочевники, внесшие свой вклад в мировую цивилизацию, с древних времен пользовались музыкальными инструментами. В давние времена музыкальные инструменты использовались для подачи сигналов во время набегов врагов, для распугивания зверей во время охоты, в ритуале камлания баксы и других религиозных ритуалах, в процедуре врачевания-целительства.
Например, во время вражеских набегов использовались духовые инструменты: барабан (дабыл), даулпаз, уран, карнай (керней). Во время камлания баксы использовали – дангыра, асатаяк, шанкобыз. Певцы и кюйши использовали струнные музыкальные инструменты, такие как домбра, сыбызгы, сырнай, кылкобыз. Таким образом сохранилось много видов музыкальных инструментов, которыми испокон веков пользовались наши предки.
Простые музыкальные инструменты изготавливали из камня, дерева, железа, различных растений, глины, кожи, кости и рогов, кишок животных, конского волоса и других материалов. В различных фондах музеев страны хранятся более 400 старинных музыкальных инструментов. Из них лишь около 100 сохранены в памяти потомков и сейчас используются в музыкальном творчестве.
Конечно, звучание, исполнение музыкальных инструментов отдельный разговор. Их исследованием, изучением занимаются специалисты-музыковеды. Наша цель – рассказать об истории традиционных музыкальных инструментов казахов и их современном состоянии. Упоминая казахские музыкальные инструменты, в памяти в первую очередь возникают образы домбры, кобыза, жетыгена и сырная. Некоторые из вышеупомянутых 400 музыкальных инструментов не исполняются со сцены, а образцы некоторых даже и не сохранились.
«Предок казахских музыкальных инструментов – сыбызгы, сделанный из тростника, мало звучал на сцене», - так говорил в последней четверти прошлого века этнограф Жагда Бабалыкулы. Но в последние годы стали изучать и больше говорить о сыбызгы. Собрали кюи, исполненные на сыбызгы. Однако, к сожалению, не удалось сформировать школу исполнителей сыбызгы.
«Такие инструменты, как ускирик (үскірік), ыскырык (ысқырық), шанкобыз (шаңқобыз), келикобыз (келіқобыз), сазсырнай, дап, дабыл остаются не замеченными. Сейчас очень мало, кто играет на них. В течении ХХ века многие казахские национальные музыкальные инструменты оказались не востребованными. А востребованные домбра и кобыз пережили большие изменения, и в результате потеряли колорит приятного казахского голоса, данного самой природой. Поэтому, пока этот исторический недуг не одолел, необходимо передать во благо настоящего и будущего, великое народное наследие, собранное веками, и это должно стать одной из первоочередных целей», - говорил с сожалением этнограф Жагда Бабалыкулы. И это было правдой.
В начале ХХ века, когда казахский народ начал терять свою духовность, индивидуальность, музыкальные инструменты тоже подверглись «ассимиляции». Домбра потеряла свой приятный голос, струны стали изготавливать из разных материалов. Таким изменениям подверглись многие струнные инструменты. Некоторые музыкальные инструменты были вычеркнуты из народной памяти. Казахскую сцену заполонили шумные музыкальные инструменты Запада. По веянию времени некоторые инструменты были изменены, и потеряли свое природное звучание. В этой связи портал National Digital History представляет вашему вниманию музыкальные инструменты, которые стерлись из памяти народа и потеряли свой голос.
Вы когда-нибудь слышали о таких казахских древних музыкальных инструментах, как бозаншы, боргуй, бұғышық, жілік сыбызғы, хомус?! Об этих музыкальных инструментах нам рассказал заслуженный деятель культуры Монгольской Народной Республики, кюйши, сыбызгист Мухаммед Райхан.
Бозаншы – один из древних смычковых инструментов. Этот инструмент четырехструнный, с длинным грифом, без ладов и выпуклым корпусом. Игра осуществляется движением смычка. Инструмент бозаншы встречается у многих тюркских народов.
«Это, наверное, один из исчезнувших инструментов. Поэтому было бы прекрасно возродить его и включить в оркестр народных инструментов», - говорит композитор Мухаммед Райхан.
Бугышык – древний инструмент, который встречается у кочевников тюрко-монгольских народов. История его начинается с незапамятных времен. По словам кюйши Райхан ата, он, возможно, появился в эпоху возникновения звериного стиля скифов. Это тоже духовой инструмент. Делают его из полого рога. У монгольских народов этот инструмент встречается и поныне. Хакасы, тувинцы, алтайцы по-разному называли этот инструмент. Алтайцы называли - «абыргы», хакасы - «пыргы», тувинцы - «амыргы».
Боргуй – древний духовой музыкальный инструмент казахского народа. Сведений об этом инструменте очень мало.
«Я и раньше немного слышал о боргуе. Но лично в руках этот инструмент не держал. От специалистов музыкантов слышал, что это был духовой инструмент», - сказал композитор Мухаммед Райхан. И его стоило бы возродить, делится Мухаммед ага.
Желбуаз – древний музыкальный инструмент казахского народа, который относится к группе духовых инструментов. По словам музыковеда Райхан ата, желбуаз изготовляли из кожи животных, напоминая по форме бурдюк. Горлышко закрывалось специальной закупоркой и имело две тростниковые трубочки, через которые издавался звук. «Этот инструмент был в оркестре народных инструментов казахского драматического театра Монголии. Мой учитель, Алдаберген Мырзабеков, говорил, что известный композитор Нургиса Тлендиев возродил этот инструмент, и тоже включил в состав оркестра», - говорит Мухаммед Райхан. Желбуаз мы видели в историко-краеведческих музеях регионов. Но звуков его не слышали.
Сыбызгы – старинный духовой музыкальный инструмент кочевых народов. Инструмент сыбызгы корнями уходит в Алтай. Алтай является золотой колыбелью как казахского, так и тюркского народов. Среди исполнителей инструмента было много казахов Монголии, Китая. Сыбызгы делали из алтайского тростника.
«Сегодня перестали изготавливать этот инструмент. Раньше, наши предки, жившие на Алтае, сушили тростник и делали сыбызгы. Раньше отец рассказывал, что «когда они пасли скот, брали тростинку и напевали мелодию». А сейчас слышу, что сегодняшние тростники стали не способными издавать такие звуки. Поэтому каждый тростник выросший на Алтае является голосом сыбызгы, Алтай – родина сыбызгы», - говорит Р.Мухаммед. Среди тюркских народов сыбызгы широко распространен у алтайцев, башкир, казахов.
Жагда Бабалыкулы говорил: «Народы жившие вблизи Уральских гор: башкиры и татары, неспроста называли музыкальный инструмент сыбызгы - «курай»». То есть, сыбызгы делали и из уральского тростника.
Корни музыкального искусства берут свое начало от тюркских народов. И не стоит об этом забывать.