Зеркалам издавна приписываются магические и сакральные свойства. Существует много поговорок про зеркало: «глаза – зеркало души», «прошлое – зеркало настоящего».
На территории Казахстана зеркала, наряду с украшениями, клали в женские погребения. Индийские ученые проводили исследования по археологическим находкам зеркал на обширной географической территории. Портал NDH приводит на сайте статью «Зеркала Древней Индии: от Хараппы до Махастангара», которая является одним из результатов работ индийских исследователей Ш. Чаттержи, С. Нахер и Пранаб К. Чаттопадхяй.
Мы призываем казахстанских ученых присоединиться к научному дискурсу.
Зеркала Древней Индии: от Хараппы до Махастангарха
Зеркало – одно из важнейших предметов в нашей повседневной жизни. Археологические свидетельства доказывают, что люди были очарованы отражением и начали пользоваться зеркалами с самого раннего периода. Большинство зеркал были овальной формы и имели маленькую кисточку, которая прикреплялась к ручке; она носила чисто функциональный характер. Зеркала имели эстетическую ценность, а также религиозное значение.
Доисторические люди не могли не заметить отражение окружающей среды в глади водоемов. Доказательством раннего существования зеркал можно считать отполированные рудные металлы, такие как обсидиан, из Анатолии, около 6000 лет до нашей эры. На раскопках в Чатал-Хююке были обнаружены зеркала, которые оставляли в качестве поминальных даров. Зеркала на основе отполированной меди были известны в Месопотамии около 4000 лет до нашей эры.
Медно-оловянный сплав использовался для изготовления зеркал в Китае во время правления династии Хань. Зеркала, из медно-оловянного сплава, были также обнаружены на территории бывшей Римской империи.
В Древней Индии зеркала были широко распространены, поэтому сейчас нам доступны некоторые редкие экземпляры. Несколько каменных скульптур и терракотовые пластинки были обнаружены в этой части субконтинента, что прямо доказывает широкое использование зеркал в быту. Например, рисунок женщины, смотрящей в зеркало, можно наблюдать на каменных скульптурах Храма Кхаджурахо Лакшмана (930-950 н.э), Пури (XIV век н.э.), Халебид в Карнатаке (с.12 века н.э.) и в некоторых других местах. Эти скульптуры назывались Дарпаниками (зеркальце с хинди). Степень распространения зеркал можно установить по косвенным свидетельствам, например, по рисункам, которые есть в пещере №17 Аджанты – изображение принцессы в уборной, которая держит в руке зеркало.
Что касается Хараппских раскопок – зеркала там неизменно расположены в женских захоронениях. Можно выделить три типа захоронений или кладбищ, которые встречались в Хараппской культуре: общее погребение в прямоугольных или овальных могилах, захоронения круглой формы и прямоугольные либо овальные могилы, содержащие только глиняную посуду и другие предметы погребения.
В первом типе погребальная утварь включала горшки и личные драгоценности, такие как бронзовые зеркала. В захоронениях последних двух типов костные останки не были обнаружены.
Зеркала с Хараппских раскопок
По результатам археологических раскопок и исследований найдено даже более точное свидетельство возникновения межкультурных связей и торгового обмена на обширной Хараппской территории, в конце третьего и в начале второго тысячелетия до нашей эры. Это касается Индской цивилизации, включая Индию и Пакистан и их соседей, северо-запад Афганистана (древняя Бактрия), Белуджистан, Южный Пакистан и Иран, Узбекистан, область Арабского залива и Месопотамии.
Доказательства прямых культурных и коммерческих экономических контактов между Бактрией и городами долины Инда были полно представлены М-Ч. Поттиером 1984 (как цитирует Дьюринг Касперс).
Зеркала, кубки с подставкой и другой антиквариат, найденный на раскопках, подтверждают существование этих связей. В южном Белуджистане были найдены следы культуры Кулли, в частности, кладбище Мехи, которое было очень богато медно-бронзовыми экспонатами.
Яркий пример – это медное зеркало с ручкой в виде женской фигуры. Зеркало с антропоморфической ручкой с погребения Мехи и Бактрийское зеркало в подобном стиле было продемонстрировано Дьюрингом Касперсом.
Периодизация
Использование зеркал началось в уже сформировавшейся Хараппской культуре (2600-1900 лет до н.э.). Большинство зеркал Хараппских раскопок были обнаружены в местах захоронений. Также известно, что большинство Хараппских погребений были потревожены расхитителями гробниц, что является причиной отсутствия полной информации о зеркалах, которыми пользовались Хараппские женщины. В таких Хараппских поселениях, как Ракхигархи и Калибанган тоже есть зеркала, но пока не было проведено серьезное исследование данных раскопок.
Материал подготовила Алтынзер Даулетбаева