Мами би – мудрый правитель и просветитель
05.04.2018 1772
В образовании казахской молодежи, ее воспитании, формировании сознательных граждан и пытливых умов свой вклад внесли Журтбай би (бейси) и его сын Мами

Строительство первых школ и медресе в Алтайском крае – также их заслуга.

«Летом 1865 года Журтбай бейси построил мечеть из красной сосны, что росла  на Балгабае вдоль реки Кыран, при мечети открыл медресе; он каждый год обучал около тридцати детей из двенадцати знатных, богатых родов Керея на Алтае. Алтайские казахи называли ее мечетью-медресе: «Желтая мечеть-медресе», «Медресе старшего аула».

«В 1890 году хаджи Зука открыл медресе в местности Бытеу аула Дуре Коктогайского района. В 1896 году бий Бапы построил «Мечеть Бапы», открыл медресе. В 1898 году Омиртай гун построил мечеть в Буыршыне, открыл медресе, муллой был татарин Абдулла, он же обучал детей. В 1901 году в Сарысумбе были открыты «Медресе Донбазар», «Медресе Акшорын», где обучались дети» (Ж.Шакенулы).

Мавзолей Омиртая Нашынулы

Журтбай би осенью 1880 года построил мечеть в местности Бытеуирге вдоль реки Кыран. Народ дал ей название «Ак мечеть». При мечети работало и медресе. В интенсивной работе 50 мечетей и около 25 медресе состоит заслуга образованных людей. Многие из них испытывали несправедливые обиды со стороны большевиков, избегая постоянного давления они поселились в ауле Мами бейсы на Алтае.

Мами Журтбайулы взял их под свое покровительство и подключил к делу просвещения. Оставшуюся от отца мечеть-медресе он превратил в школу. Исследователи говорят, что эту школу нового формата они называли «Абакуя». Позже под влиянием названия школы «Таракия» Зайсанского края школа стала называться «Абакия». Поначалу она была религиозным местом, затем стала первой школой на Алтае, где преподавали по новейшей методике.  

После того, как в школе собрались образованные люди с новыми взглядами, стала вытесняться прежняя религиозно-догматическая система обучения.  Прогресс, вытеснявший старую систему, принес с собой такие предметы, как родной язык, история, география. Учебники для новых предметов привозили из издательства братьев Каримовых в Казани. Интересно, что в этой школе использовался алфавит Байтурсынова (тоте жазу), и дети обучались по новому алфавиту. В 1927 году школа Абакия была реконструирована: теперь это была школа с  пятью комнатами, ее зал находился в самом в центре.

О финансировании школы Абакия мы узнаем из материалов известного журналиста Мурата Алмасбекулы «Абакия. Первая школа на Алтае»:

Если говорить о финансировании школы Абакия, то со стороны тогдашнего Китайского правительства специальные средства не выделялись. Финансовую сторону решали сами главы родов под началом Канапия бейсы. Начиная со строительства школы, зарплата учителям, также деньги на другие нужды школы собирались со всего народа в виде религиозной подати и средств на обучение. Например, от бая Бокы, у которого в то время было 3000 овец, в год изымались 30 овец и 5 голов крупнорогатого скота. А в качестве оплаты обучения изымалась одна овца. В 1927 году в школу приезжал аким тогдашнего Бурылтогайского района Шарипхан Когедаев, встречался с учениками. Высоко оценив школу, он сказал: «чтобы избавиться от мрака безграмотности нужно образование, а для получения систематического образования нужны такие школы, которые дают образование на нашем родном языке. Сейчас на Алтае есть всего одна школа. В будущем количество школ будут увеличиваться».

фотография Мами бейси

Не будет лишним упомянуть и Мами Журтбая. Он родился в 1856 году, умер в 1920 году, его прадедом был Кокен би, непростым человеком был и его отец Журтбай. В должности бейсы он управлял народом. Хваткому с детства, деловому Мами спустя некоторое время Цинское правительство пожалует чин «тайджи», а в 1913 году центральное правительство Минго вручает звание «фугогун». В 1915 году Мами пожаловали звание «бейсы», а с августа 1917 года он стал управлять народом.  

Ораторство Мами и деловая хватка были его отличительными чертами, благодаря которым он руководил народом. Его справедливые решения, находчивость разнесли его имя по всем окрестностям и даже в дальние края. В народе сохранилось высказывание: «Если от Керея уйдет Мами, то уйдет и ум, если уйдет Кара Оспан, то уйдет и величие».

Говорят, следующие слова тоже принадлежали Мами: «если возникает ссора между кереем и найманом, то я принимаю сторону наймана, чтобы не было ссоры между сородичами, если возникает конфликт между казахом и монголом, то я принимаю сторону монгола, чтобы не было врага».

Если бы Мами би только продолжал консервативные и устоявшиеся обычаи своих предков, то он бы оставался в числе многих таких же биев, но он был прогрессивно мыслящим, одним из немногих деятелей просвещения, который использовал новаторские и оригинальные методы в своей деятельности.

Сыновья Мами: Ханапия (1876-1934), Зия, Манкей (1899-1940), Шамер, Шамси (1903-1950) были также образованными и грамотными. Они продолжили дело предков, управляли народом. Его сыновья тоже считаются значимыми историческими личностями, служившие во благо своего народа и страны. Мами Журтбайулы умер в 1920 году. 

Когда он умер, его оплакивали акыны Акыт и Асет. А известный в Зайсане знаменитый архитектор Баязит Сатбайулы построил для него мавзолей.

Мавзолей Мами бейси

Но в годы культурной революции в Китае маоисты полностью разрушили этот памятник. От него не осталось и следа. Они смогли разрушить материальный памятник, но никто не сможет вычеркнуть из мировой истории нравственный и гуманный образ человека, служившего верой и правдой своему народу.