Тайна рождения памятника
18.04.2014 1525
Сегодня, 18 апреля, весь мир отмечает День памятников и исторических мест. И в этот день мы приоткроем вам завесу тайны создания памятника.

Сколько раз в жизни вы проходили мимо каменных и бронзовых изваяний? А сколько раз задумались, кто и как их создавал? Где те священные ясли рождения монумента?

Немного поплутав по окраинам города, мы наконец-то заметили скрытое от глаз здание с надписью «Художественная мастерская». Войдя в открытые ворота помещения, похожего на огромный ангар, мы окунулись в полумрак и холод, так резко контрастирующий с весенним  уличным теплом. Это и есть одна из колыбелей монументов. Нас встретил художник и скульптор Ринат Абенов, который не понаслышке знает, каково это – подчинить себе бронзу. 

Ринат Абенов автор памятника основателям Казахского ханства – Керею и Жанибеку

Рабочий день скульптора совсем не похож на день, к примеру, офисного работника. Он лишен суматохи, привязки к компьютеру и офисному стулу. Мастер работает с «живым» материалом: глиной, гипсом, воском, бронзой, и каждый день видит результат своей работы. 

Накидка глины, далее скульптор приступает к ваянию с помощью инструмента выше 

В создании памятников есть какая-то неведомая магия. Как еще можно объяснить появление на свет пятиметровой бронзовой скульптуры? 

«Все начинается с идеи», - рассказывает Ринат. Затем она прорисовывается на бумаге в виде эскиза. Эскиз воплощается в 40-сантиметровую фигуру из пластилина.

Эскизы скульптур из пластилина

Следующий этап – увеличение, уже из глины изготавливается метровая модель памятника, которую переводят в гипс. 

Так выглядит гипсовая рабочая модель памятника 

Каждую часть гипсового изделия измеряют. То есть, если это будущий памятник батыру,  то измеряется длина его рук, ног, туловища, меча и т.д. Чтобы сделать гигантское пятиметровое изваяние, ставится рама соответствующего размера, в которой на трех линейках (своего рода 3D проекция) в пять раз происходит увеличение скульптуры.

В мастерской

Далее процесс рождения бронзового памятника можно назвать сказочным, если бы он не был таким кропотливым и тяжелым. С глиняного гиганта снимают гипсовую форму, с нее восковую. Восковое изображение очень хрупкое, поэтому  его переводят в огнеупорную форму из песка, создавая тем самым идеальные контуры будущего монумента. Конечный этап – литье бронзы. Ровно сутки металл остывает, набираясь монументальности и величественности.

Бронзовый памятник собирают буквально по частям, отливая каждую деталь по отдельности.  Если подойти к нему ближе, то можно разглядеть швы от сварки, соединившей части между собой.Мастер шлифует рубцы, навсегда скрывая тайну рождения памятника.

А знаете ли вы, что 

Несмотря на внушительные размеры памятников, толщина бронзы достигает всего 8 миллиметров. Внутри они полые.

Первоначальный эскиз памятника Жанибеку и Керею отличается от его бронзового воплощения. По задумке автора, у Жанибека не было в руке шлема, а Керей протягивал к народу левую руку.


Все фотографии

Автор: Людмила Выходченко

Фото: Алена Демченко