Уалихан Калижан. Историю создают личности
04.04.2014 2437
В рамках І Международного форума «Абу Наср Аль-Фараби: в диалоге времени» мы взяли интервью у директора Института языка и искусства имени М. Ауэзова, профессора Уалихана Калижана.

В рамках І Международного форума «Абу Наср Аль-Фараби: в диалоге времени», приуроченного к 80-летию КазНУ, мы взяли интервью у директора Института языка и искусства имени М. Ауэзова, члена-корреспондента ННА РК, заслуженного деятеля РК, д.ф.н, профессора Уалихана Калижана.

«Историю создают личности. Историю государств, оставивших след, создают личности. Через столько веков аль-Фараби вновь вернулся к казахам. Среди великих личностей, вышедших из Отрара, имя Фараби называется с особым почтением. После Аристотеля аль-Фараби считается вторым учителем», – рассказывает Уалихан Калижан.

Среди выдающихся личностей Востока того времени аль-Фараби занимает особое место. Его гражданская политика, путь к счастью, теология, идеи о взамосвязи наук, книги о музыке – это не только бесценное наследие народа. Сколько бы ни проходило времени, наследие великого мыслителя остается современным и актуальным для всех нас.

В сегодняшней науке аль-Фараби присвоено звание доктора философских наук. А философия, как известно, это совокупность всех наук.

«Если классифицировать наследие аль-Фараби, то можно говорить о том, что он является основателем теории литературы», говорит Уалихан Калижан.В книге ученого «Классификация наук» есть раздел о поэтике, в котором теория литературы делится на три направления. В первом разделе описывается простой и сложный размер стихотворения, виды и размеры стихотворения, на которые влияют, говоря арабскими терминами, «сабаб» и «уатад», или греческими «слог», «стопа». Также  аль-Фараби затрагивает стиховорения и полустишия, количество их слогов и длину, описывает, в чем состоит их кардинальное отличие. Во втором разделе им рассматривается рифма стихотворений. Аль-Фараби бращает внимание на то, в каких стиховорениях рифма сохраняется от начала и до конца, из скольких звуков она состоит. В третьем разделе своей поэтики он осмысливает слова, из которых складываются стихотворения, однако так называемые слова назидания он не анализирует.

Если повториться, теорию литературы первым основал аль-Фараби. После его выводы использовали ученые Европы, а российский ученый В.М. Жирмунский, опираясь на «Классификацию», написал теорию литературы. Ученые-языковеды, такие как Кажым Жумалиев, Зейнолла Кабдолов, в своих трудах по теории литературы взяли за основу наследие аль-Фараби.

Проведение Фарабиевских чтений в рамках празднования 80-летия КазНУ – это начало национальной модернизации, считает У. Калижан.

«Мы собираемся строить «Вечную страну», а для этого нам нужно знать историю, – размышляет профессор. Если не ошибаюсь, 14 лет назад Президент написал книгу «В потоке истории». В книге написано: «Я глава государства, поэтому я должен знать историю минимум пяти веков». Описывая историю народа, Нурсултан Назарбаев высказал множество свежих весомых мыслей. Сегодня, по прошествии 14 лет, эти мысли модернизируются с программой «Народ в потоке истории». Чтения аль-Фараби являются составной частью этой программы».

Олжас Беркинбаев