История переселения чеченцев и ингушей в Казахстан
01.05.2014 2232
Салман Героев, председатель Чечено-Ингушского этнокультурного центра «Вайнах» г. Астаны, член Ассамблеи народа Казахстана, рассказывает о переселении чеченцев и ингушей на казахскую землю.

Шел 1944 год. Война перевалила через Днепр и упорно двигалась к государственным границам. Все чаще шли пассажирские поезда, переполненные людьми, возвращающимися из эвакуации к родным. Казалось, все находилось в движении. Но все двигалось на запад. Однако с конца 1943 – начала 1944 года тем же нескончаемым потоком потянулись поезда с товарными вагонами, заполненными людьми, на восток. Где-нибудь на захолустных полустанках останавливался этот загадочный поезд, и из пассажирских вагонов, находящихся в голове состава, выскакивали автоматчики, открывали тяжелые двери теплушек. У открытых дверей, облокотившись на преграждающие перекладины, толпились старики, женщины, дети. Бывало, подходили местные жители и издали молча разглядывали странных пассажиров, сопровождаемых охраной, одетых в непривычную для местных жителей своеобразную не по-зимнему легкую одежду. Кто они, откуда? Что за преступление совершили? Да и куда их везут?

Никто ничего не знал. И знать никому не полагалось. А это были люди, подвергшиеся неслыханным по своей жестокости репрессиям по сталинско-бериевскому плану по уничтожению истории, культуры, языка и литературы целых народов. В том числе и вайнахского народа.

В 5 часов утра 23 февраля 1944 года, в День Красной Армии в дома ингушей и чеченцев стали ломиться солдаты и офицеры с автоматами, винтовками и пистолетами в руках. Они грубыми окриками, а бывало, и с применением физической силы поднимали с постель детей, женщин, стариков и гнали всех на улицу. Людей сгоняли к мечетям, школам, в огороды, вокруг устанавливалась охрана с автоматами и пулеметами, при малейшем возмущении готовая открыть огонь. Офицеры объявили горцам, что они отныне становятся изменниками и врагами народа и поэтому по решению Советского правительства выселяются на вечное поселение в среднеазиатские республики: в Казахстан и Киргизию.

Все они были загнаны в товарные вагоны, совершенно неприспособленные для перевозки людей. По данным НКВД СССР, было отправлено 180 эшелонов, в которых было перевезено 493269 граждан ингушской и чеченской национальности. Жители селений, расположенных в труднодоступных горных районах Хайбах, Таргим, Цори, Гулим, Монкара, были сожжены или расстреляны.

В вагонах, куда плотно загрузили людей, почти не было нар, печек, в щели задувал ветер. Там, где были нары, уложили стариков, больных. Женщины и дети сидели на полу. Молодежь ехала стоя, спали, поддерживая друг друга, остановки использовались в основном для очищения вагонов от покойников. Трупы можно было видеть и возле дорог, и на сельских околицах.

 А в это время в городах и селах шел массовый грабеж. Воровали все: скот, ковры, одежду, кинжалы, книги, исторические и семейные реликвии, картины. Были ограблены памятники XIVи XVIIIвеков: жилые и боевые башни, храмы, склепы.

Трудно объяснить столь дикое решение. Прежде всего, не соответствует действительности утверждение будто «чеченцы, ингуши вступали в добровольческие отряды, помогали фашистам». Никаких отрядов, состоявших из чеченцев, ингушей, не было. Тем более что Чечено-Ингушетия вообще не подвергалась оккупации. Были, наверное, и здесь какие-то преступные элементы. Но у какого народа и когда их не было, и нет? И они действовали не по воле своего народа, а на горе и вопреки ему.

Основная же масса здоровых, сильных мужчин-вайнахов была на фронте, сражалась с врагом. Тысячи и тысячи погибли, защищая Родину. Тысячи награждены орденами и медалями. А наиболее достойные удостоены высшей государственной награды – Героя Советского Союза. Это Ханпаша Нурадилова, Ирбайхан Бейбулатов, Абухаджи Идрисов, Хасолт Дачиев и другие. Есть различные мнения ученых и общественных деятелей по поводу численности Героев Советского Союза из числа чеченцев и ингушей. И.П. Рыбкин, будучи Секретарем Совета безопасности Российской Федерации, отмечал, что «к концу войны было 56 героев Советского союза». Это только среди тех, кто говорил: «Я – чеченец, я – ингуш». Но были чеченцы и ингуши, которые, чтобы получить высокое звание Героя, приписывали себе другую национальность, зная о секретном указе №6362 Сталина, вышедшем в марте 1942 года о запрете на награждение ингушей и чеченцев высокими боевыми наградами за совершаемые подвиги. Десятки воинов-вайнахов, представленные к званию Героя Советского союза, так и не получили его: дважды были представлены к присвоению этого звания Джабраил Кортоев, Японец Абадиев, Ахмет Албаков, Балто Амиров. Не присвоили этого звания Абдулле Цороеву, Али Ибрагимову, Маташу Мазаеву, Зайнди Халидову, Абдул-Кахиру Шабуеву, Дуде Энгиноеву, Жамалдину Гайрбекову и другим. Лишь в мае 1990 года Героем Советского союза стал Мовлид Висаитов, Героями России – Мурад Оздоев, Руслан Гудантов, Ахмет Мальсагов, Ширвани Костоев, Магомед Узуев, Даша Акаев, Канта Абдурахманов, Мовлади Умаров. Уже в наше время Героями Советского союза стали Руслан Аушев, Суламбек Осканов, Героем России стал и нынешний Глава Республики Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, Чеченской Республики Рамзан Кадыров.

В то время, когда сыны и дочери вайнахского народа храбро сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны, стариков, женщин, инвалидов войны, детей, оплакивавших погибших в боях за освобождение Родины отцов, мужей, братьев, сыновей, с надеждой ожидавших возвращения оставшихся в живых, везли под конвоем, как арестантов.

В первые годы ссылки, не приспособленные к новым климатическим условиям, без средств к существованию, вайнахи тысячами умирали от голода и болезней. Нависла угроза полного исчезновения этноса с его культурой и языком.

Местное население на первых порах принимало вайнахов сдержанно, но незлобно. Ведь нас власть представляла как изменников Родины, предателей. Чтобы произошло бы, если двери домов оказались закрытыми перед нами? Наши печаль и горе делили вместе с нами представители многих народов: местные казахи, русские, украинцы, немцы и другие народности дали обогреться, напоили чаем, ребятишкам дали молока и хлеба. Большего и предложить не могли: все в ту пору жили в нужде. И самое главное – предложили жилье. Сами потеснились, для нас место отвели. Нынешнее поколение вайнахов не помнит ни одного случая скандала или ссоры. Жили, надо сказать, дружно.

Памятник к 70-летию насильственной депортации вайнахов (установлен в Астане на территории мечети имени шейха Кунта хаджи)

Эта готовность поделиться последним куском хлеба, душевная участливость к судьбе была для вайнахов самой большой и самой дорогой наградой. А сколько благородных поступков было совершено представителями казахского, русского, украинского и других народов в защите вайнахов от надругательств и произвола со стороны сталинско-бериевских бессердечных служак. Я по сию пору с величайшим почтением вспоминаю семьи Ахметовых, Сарсеновых, Шахмановых, Гафаровых, Ахметжановых, Левиных, Селиверстовых, Тоскиных, Вакенгут, Гешевых и других, проживавших в селе Журавлевка Акмолинской области, как  своих родных, с любовью и нежностью. Таких заботливых семей и людей были тысячи. Они относились как братья к своим незаслуженно обиженным, обездоленным братьям. Несправедливость власти не разделила, а напротив, сблизила, сроднила людей разных национальностей, веры, разной судьбы. В результате выселения было унижено чувство национальной гордости, чувство патриотизма нашего народа. Несправедливость и ярлык «враг народа» оставили след на психологии людей. Мы прошли длинную дорогу печали через ад земной.

Исторически сложилось так, что Казахстан стал родным домом для представителей более 130 национальностей: кто-то прибыл добровольно, кто-то насильственно сослан, кто-то был раскулачен, сотни тысяч приехали осваивать новые земли. Таким образом доминирующая часть истории Казахстана XX века – это история этнического и культурного взаимодействия населяющих его этносов. Казахская земля оказалось ареной сосуществования различных национальных групп, образов жизни.

Мы отдаем должное национальному менталитету казахского народа, его характерной черте, вобравшей в себя доброту, благожелательность к народам, которые в пронизанные морозами и буранами степях согрели, накормили, потеснившись, дали угол своего жилья, в частности, вайнахам. Такое отношение спасла половину вайнахского народа от гибели.